Профиль

Младая поросль: на что претендуют частные космические компании в РФ

Частная космонавтика в России существует. Об этом можно с уверенностью говорить после успешного запуска 22 марта с космодрома Байконур: на орбиту выведены пять аппаратов компании «Спутникс» с комплектующими компании «Азмерит». Эти и ряд других отечественных стартапов зародились еще в начале 2010-х, несколько лет выживали на голом энтузиазме, и только сейчас их работа начинает приносить плоды. «Профиль» рассказывает о новых игроках в космической отрасли, которые могут стать альтернативой «Роскосмосу».

©Vostock Photo

Начало положено

Космос – общее достояние, сфера государственных, а не меркантильных интересов. Такая установка исторически преобладала в нашей стране. Когда в начале 2010-х компания Илона Маска SpaceX наладила запуски ракеты Falcon 9, из России это воспринималось со скепсисом и удивлением.

В такой атмосфере появился наш первопроходец в частной космонавтике – компания Dauria Aerospace. Ее основатель Михаил Кокорич задумывал международный проект с офисами в США и Германии. Начало было многообещающим: «Даурия» вывела на орбиту два спутника для зондирования Земли и продала их американскому заказчику за $6 млн. Но после политических событий 2014 года компании пришлось отказаться от зарубежных представительств.

Михаил Кокорич

Vostock Photo

Точку в ее истории поставил контракт с «Роскосмосом». Изготовленные по нему два спутника по достижении орбиты не вышли на связь. И хотя во время запуска были зафиксированы неполадки в разгонном блоке «Фрегат» (в СМИ звучали предположения, что спутники испортились из-за пролившегося топлива), «Роскосмос» через суд обязал «Даурию» возместить полученные по госконтракту средства. Компания была вынуждена признать себя банкротом. А Кокорич заявил, что попытка заняться космонавтикой в России – его «самая большая ошибка в жизни», переехал в США и основал другой космический стартап – Momentus.

Как водится, первый блин получился комом. Но за «Даурией» пошли другие. Пусть временами казалось, что на ниве частной космонавтики в России ничего не происходит, за прошедшие годы оформились десятки стартапов. Огласим если не весь, то большую часть списка.

Компания «Спутникс» продвинулась дальше остальных. До сего года в ее послужном списке было три запущенных аппарата, в марте одним запуском были выведены еще пять. Пока это в основном научно-образовательные микроспутники (кубсаты), но сейчас компания создает универсальную платформу для более массивных аппаратов (80–200 кг), что откроет простор для коммерческих заказов.

Новосибирский стартап ОКБ «Пятое поколение» запустил свой первый кубсат в сентябре 2020-го. В этом году запланирован вывод еще нескольких спутников. Это позволит сформировать на орбите мини-группировку спутникового интернета вещей.

Орбита на миллион: кто составит конкуренцию SpaceX в космической индустрии

Компания «Азмерит», основанная при МГУ, разрабатывает звездные датчики – приборы, с помощью которых спутник ориентируется в пространстве. Первый датчик отправился на орбиту в марте на одном из аппаратов «Спутникс».

Также на днях состоялся важный старт для компании «Стратонавтика». Как следует из названия, она специализируется на полетах в стратосферу (на высоту до 35 км, границу космоса принято проводить на отметке 100 км). В конце марта она запустила стратостат с несколькими научными кубсатами.

Другие стартапы пока «не взлетели». Но почти все разрабатывают интересные по мировым меркам решения. «Космолаб» создает транспортно-пусковой контейнер для кубсатов. Advanced Propulsion Systems работает над плазменным двигателем для малых спутников. Компания «Технологии Геоскан» готовится представить низкоорбитальные спутники для мониторинга Земли. Orbital Express занимается космическим буксиром – устройством, которое сможет корректировать положение малых спутников после запуска, располагая их на более точной орбите.

Самую нестандартную идею воплощает компания Avant-Space Systems. Она задумала спутник, который будет проецировать голографическую рекламу в небе над мегаполисами.

Ряд стартапов заняты в сегменте создания наземной аппаратуры для приема спутниковых данных: «Мостком», «Небо-ГК», «Д.К.Орбитал», Matrix Wave, LMA Technologies, «ЛОРЕТТ». Еще один сегмент составляет обработка этих данных для создания геоинформационных сервисов (компании «Сканэкс», «Совзонд», Geoalert, Bestplace, SAREX).

«Главный итог десятилетия – частная космонавтика в России доказала право на жизнь, – говорит в беседе с «Профилем» проектный менеджер Фонда «Сколково» Иван Косенков. – Люди есть, они горят идеями, этот процесс уже не остановить. Провалы отдельных компаний не останавливают процесс: сотрудники распавшейся «Даурии» образовали новый стартап Orbital Express. Сейчас они создают межорбитальный буксир, и тем же занимается компания Momentus в США. Это показывает, что мы в тренде».

Кубсаты стали доступными: в любом техническом вузе можно собрать команду, закупить комплектующие в интернет-магазине и собрать свой спутник

Vostock Photo

Ракетный дивизион

Как насчет частных российских ракет, наших «илонов масков»? Обычно к ракетостроению приковано наибольшее внимание публики, хотя в реальности это далеко не самый денежный сегмент космического рынка. Да и на скорый успех в ракетном деле рассчитывать нельзя – слишком оно непростое.

«Батут» построен: как российские чиновники недооценили Илона Маска, и к чему это привело

Тем не менее инициативы на этом направлении в России есть. Компания «Лин Индастриал» проектирует сверхлегкую («Таймыр») и легкую («Сибирь») ракеты. Проведены испытания двигателя и системы управления. Первое «коммерческое изделие» компания хочет выпустить в 2025 году, если удастся закупить двигатели у «Роскосмоса» – в 2023-м.

«Космокурс» с середины 2010-х разрабатывал легкую ракету для суборбитального туризма. Предполагалось, что она должна поднять капсулу с шестью пассажирами на высоту 200 км, где они пробудут в невесомости 5 минут. Затем капсула спустится на парашютах, а ракетная ступень приземлится вертикально на стартовую площадку. Однако красивый проект реализовать не удалось. Компания обещала начать полеты в 2020 году, но к этому сроку удалось провести только стендовые испытания элементов двигателя. В начале апреля этого года «Космокурс» прекратил существование.

В прошлом году бодро стартовала компания Success Rockets. Она намерена построить сверхлегкую ракету «Небо», которая сможет выводить 250 кг нагрузки на орбиту высотой до 500 км. В компании уверяют, что знают способ удешевить запуски до $10 тыс. за 1 кг груза (пока это недостижимая планка для подобных ракет), причем выйти на рынок планируется уже в 2024-м. В подтверждение серьезности намерений Success Rockets за три месяца перешла от аванпроекта к испытаниям двигателя. Правда, четырехлетние затраты на разработку оценены в $50 млн, а по состоянию на лето 2020-го Success Rockets привлекла менее 1% этой суммы – 300 млн рублей.

Почему морские старты космических аппаратов снова в моде

Но все это меркнет на фоне грандиозного проекта, который в 2017–2018 годах презентовала авиакомпания S7, создавшая космическое подразделение S7 Space. Первый пункт плана – реанимация плавучего космодрома «Морской старт». Ранее с него осуществлялись пуски российско-украинской ракеты «Зенит», производство которой прекращено с 2014 года. В S7 Space рассчитывали, что благодаря участию частных лиц ракету удастся вернуть к жизни.

Проторив дорогу в космос, S7 собиралась арендовать российский сегмент МКС после предполагаемой расстыковки станции в 2024 году. И устроить на нем орбитальный космодром – перевалочный пункт для полетов в дальний космос (подсчитано, что межпланетные экспедиции дешевле совершать в два приема: несколькими пусками доставить снаряжение на орбиту, а оттуда уже лететь дальше). Вишенка на торте – межпланетные буксиры с ядерными реакторами на борту, которые S7 Space надеялась построить вместе с предприятиями атомной отрасли РФ.

Похоже, красивый план остался на бумаге. Во-первых, S7 не смогла добиться перезапуска «Зенита» – ни в роли посредника между Россией и Украиной, ни в качестве соавтора российского проекта. «Роскосмос» решил изготовить преемника «Зенита», ракету «Союз-5», своими силами (оптимистичный расклад – начало летных испытаний в середине 2020-х). S7 пришлось пойти своим путем и открыть компанию S7 R&D для освоения ракетостроительной науки с нуля.

Затем планы главы S7 Владислава Филева пошатнула гибель в авиакатастрофе его жены Натальи. Наконец, случилась пандемия COVID-19, во время которой не до космоса – авиаперевозчикам надо спасать основной бизнес. Ранее S7 успела потратить на приобретение «Морского старта» $150 млн, а его содержание ежегодно обходится в $20 млн. Летом 2020-го сообщалось, что холдинг Филева уже не прочь продать космодром «Росатому».

Еще до пандемии S7 Space покинул идеолог проекта Сергей Сопов. Он основал свою компанию «Международные транспортные космические системы» («МТКС»), где переключился на другую задачу: построить многоразовый грузовой космический корабль «Арго». Предполагается в 2021 году начать наземные испытания корабля, в 2023-м перейти к летным испытаниям, в 2026-м приступить к эксплуатации. Для ускорения процесса «МТКС» договорилась о сотрудничестве с госпредприятиями космической отрасли. В остальном о ходе работ не сообщается.

Самое читаемое
Exit mobile version