- Зарубежный опыт
- Зачем студентам нейросеть
- Ценность экспертов повысится
- Союзник, а не угроза
- Догнать поколение «Альфа»
Многие преподаватели уже столкнулись с работами, написанными искусственным интеллектом, и всерьез опасаются негативного влияния этого инструмента на способности студентов к обучению и на образовательный процесс в целом. Так или иначе, но очевидно, что появление ChatGPT вынудит систему образования измениться и станет катализатором реформ.
Зарубежный опыт
Если в России супербот стал темой дискуссий лишь недавно, то за рубежом это произошло еще в конце прошлого года. Преподаватели зарубежных вузов всполошились после того, как ChatGPT сдал экзамен в школе бизнеса при Университете штата Пенсильвания и в Университете Миннесоты (США).
Пойманные в нейросети: как ИИ "захватил" человечество и почему всем это выгодно
Впрочем, американские вузы в целом лояльно отнеслись к новинке. Некоторые приняли решение отказаться от письменных домашних заданий в пользу работы на занятиях и устных зачетов. Другие считают, что такой перспективный инструмент нужно изучать и учиться грамотно использовать. Есть и те, кто призывает подключить искусственный интеллект к поиску плагиата в работах студентов.
В ряде стран пошли по пути запретов. Преподаватели Токийского университета (Япония) запретили студентам использовать чат-бот для подготовки научных работ: они должны опираться на традиционные источники и учиться писать тексты самостоятельно. В некоторых вузах за помощь искусственного интеллекта предусмотрено наказание.
Запрет на ChatGPT наложили и во французском Институте политических исследований (Sciences Po). Администрация убеждена, что этот инструмент мешает развитию у студентов навыков критического мышления. Нарушителям грозит отчисление из вуза и даже запрет на дальнейшее получение высшего образования. Аналогичное решение приняли в нескольких университетах Гонконга, Италии и Австралии.
Ограниченно разрешают пользоваться услугами ИИ в вузах Великобритании: кроме написания курсовых работ и сдачи экзаменов. А в Университете Абу-Даби (ОАЭ) составили инструкцию по использованию искусственного интеллекта, где предостерегают от размещения в нейросети личных данных и напоминают, что ответы ИИ необходимо перепроверять. По мнению ректора Гассана Ауада, студентам и преподавателям должны быть предоставлены инновационные технологии мирового класса.
Исследование Time for Class 2023 консалтинговой компании в области глобального образования Tyton Partners показало, что студенты и преподаватели активно внедряют в практику текстовые инструменты на основе генеративного ИИ, причем студенты – на 20% быстрее. При этом 46% учащихся заявили, что, даже если инструмент запретят, они все равно будут им пользоваться.
Зачем студентам нейросеть
В России первый скандал с текстом, написанным ChatGPT, произошел в Российском государственном гуманитарном университете. Студент РГГУ рассказал, что нейросеть сгенерировала для него 60 страниц дипломной работы с оригинальностью 70%. Диплом студенту выдали, но университет предложил ограничить доступ к чат-боту в образовательных организациях «из-за его возможного негативного влияния на обучение».
Я только спросить: можно ли доверять ответам ChatGPT и прочих нейросетей
Уже в этом учебном году Московский городской педагогический университет первым официально легализовал использование технологий искусственного интеллекта при подготовке выпускных квалификационных работ. В МГПУ полагают, что это поможет студентам развить навыки анализа и переработки больших данных, так как сгенерированные тексты – хороший материал для новых идей, но их все равно придется перерабатывать самостоятельно. Кроме того, в вузе внедрили ИИ, чтобы выявлять кандидатов на отчисление: система анализирует оценки и активность студента, а затем прогнозирует риски. Студенты могут ознакомиться со своими результатами в личном кабинете на сайте вуза: предупрежден значит вооружен. По словам разработчиков, новая платформа помогла сократить количество отчислений в два раза, с 5% до 2,5%.
Опрос, проведенный аналитиками направления «Высшее образование» школы IT-профессий Skillfactory среди студентов российских вузов, показал, что 65% из них умеют пользоваться нейросетями. Половина респондентов регулярно обращаются к ИИ для учебных целей. Наиболее популярен у студентов ChatGPT, на втором месте – Midjourney, у каждого пятого – российский Kandinsky.
Большинство (83%) используют нейросети для написания и редактирования текстов: 45% студентов с их помощью готовят либо редактируют рефераты и сочинения, еще 44% пишут программный код, 29% – переводят иностранные тексты, 28% – создают иллюстрации к своим работам, 25% – обрабатывают фото и изображения. Еще четверть с помощью ИИ решают сложные математические задачи. 17% используют нейросети для создания красивых презентаций. Лишь 12% признались, что пользуются нейросетями в качестве шпаргалки на зачетах и экзаменах.
Около половины опрошенных (48%) считают, что технологии помогли им повысить успеваемость в учебе, 78% планируют применять ИИ после окончания вуза для рабочих задач. 79% студентов хотели бы, чтобы в вузах обучали пользованию этим инструментом.
С учетом стремительного развития ИИ многие профессии могут устареть или сильно потерять в стоимости на рынке труда
Maksim Shmeljov/Shutterstock/FotodomЦенность экспертов повысится
Преподавателям не стоит опасаться влияния СhatGPT и его аналогов на образовательный процесс, уверена преподаватель кафедры киберспорта университета «Синергия» Виктория Береснева. Если студенты обладают навыками работы с нейросетями, это только плюс. Сложность в том, что при выполнении заданий студенты стали использовать нейросети, которые порой дают недостоверную информацию, и при проведении экспертизы не всякий преподаватель может указать на ошибки. Поэтому сегодня преподавателям также стоит обладать навыками взаимодействия с нейросетями, чтобы понимать, как эти технологии работают и как именно могут повлиять на процесс обучения.
«За последние 100 лет технологии стали развиваться в сотни раз быстрее, но это не говорит о деградации населения. Нейросети – это инструмент, который в процессе обучения может помогать развивать интеллект и когнитивные способности человека», – подчеркивает эксперт.
Машинное воспитание: что общего у Макиавелли и искусственного интеллекта
Технологии ИИ уже сейчас позволяют находиться в непрерывном процессе обучения с системой адаптивного образования (т. е. происходит подстройка заданий под уровень обучающегося, исходя из текущих результатов и ошибок) без привлечения преподавателей. Если образовательные организации начнут использовать нейросети, то смогут превратить рутинный процесс в игру, то есть геймифицировать образование, и это позволит современным студентам с большим интересом изучать что-то новое.
СhatGPT – не волшебная палочка, и человек, который работает с этими моделями на ежедневной основе, быстро учится распознавать, что текст написал не человек, а нейросеть, объясняет гендиректор компании–разработчика искусственного интеллекта «А-Я эксперт», старший преподаватель Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ Роман Душкин. «Многие, кто начинает использовать этот инструмент, разочаровываются, потому что даже GPT-4 туповат по сравнению с человеком», – отмечает он.
Современной системе образования придется адаптироваться, так как новые языковые модели не исчезнут и их невозможно запретить: они доступны всем пользователям интернета. Соответственно, студенты, аспиранты, преподаватели и ученые будут ими пользоваться. По мнению собеседника «Профиля», системе образования нужно не пытаться запретить GPT, а, напротив, учить специалистов грамотно пользоваться этим инструментом для своего развития.
«Сегодня, с появлением больших языковых моделей, ценность человека-эксперта, как это ни парадоксально звучит, становится кратно выше», – подчеркивает Душкин. Именно эксперт становится тем мерилом качества, которое недоступно большим языковым моделям. Он может оценить ответы, их адекватность, этичность и степень полезности – в общем, то, что сами нейросети оценить в себе пока не могут. Поэтому система образования должна начинать адаптироваться. Даже в школах уже нельзя зарывать голову в песок и прятаться от страха, что СhatGPT все сделает за школьников и заставит их деградировать.
Нужно давать детям понимание того, как эти инструменты можно использовать для повышения своей квалификации и эффективности.
Союзник, а не угроза
Появление общедоступных ИИ-сервисов вроде ChatGPT – значительный вызов, на который российской системе образования только предстоит отреагировать, соглашается руководитель департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Евгений Зараменских. «Первоначальной реакцией учебных заведений по всему миру стало желание запретить учащимся использовать искусственный интеллект в учебном процессе. Но существуют все основания полагать, что подобные решения не приведут к желаемому результату», – отмечает профессор.
По его словам, ограничительные меры демонстрируют крайне низкую эффективность. Независимо от ограничений со стороны учебного заведения или разработчика сервиса учащиеся в любом случае находят способы воспользоваться инструментом, который позволяет значительно сократить их затраты сил и времени. Технические возможности по выявлению текста, сгенерированного ИИ, также остаются крайне ограниченными. В системе «Антиплагиат» уже сегодня реализована функциональность выявления машинно-сгенерированных текстов, однако даже сами разработчики сервиса подтверждают, что их детектор можно обойти.
ИИ-сервисы наподобие ChatGPT стоит рассматривать как потенциальных союзников системы образования, а не как ее главную угрозу, подчеркивает Евгений Зараменских. Именно искусственный интеллект может стать ключевым элементом в процессе формирования все более индивидуализированного образования. А преподавателям и представителям сферы образования следует задуматься о целесообразности заданий, выполнить которые могут даже современные, относительно ранние модели искусственного интеллекта.
По мнению профессора, потребность обеспечить контроль образовательного процесса в условиях распространения ИИ-сервисов со временем приведет к тому, что учебные заведения будут вынуждены переосмыслить учебный процесс и формы контроля. На передний план выйдут те формы взаимодействия, при которых преподаватель имеет возможность оценить знания учащегося напрямую: в формате устного экзамена, в виде диалога на занятиях и пр. А для того чтобы учащиеся не потеряли навык написания текста, соответствующие занятия могут проводиться в аудитории под контролем преподавателя.
Технологии ИИ будут использоваться и в EdTech-решениях ближайшего будущего. Эксперты Кембриджского университета уже назвали применение искусственного интеллекта главным трендом года в сфере EdTech (от англ. Education technology – технологии образования). «Можно ожидать, что именно искусственный интеллект станет основным драйвером для восстановления высоких темпов роста российского рынка EdTech, которые в прошлые годы достигали 70% в год», – надеется Зараменских.
4.0 в пользу экономики: как компании внедряют технологии искусственного интеллекта
EdTech-решения на базе ИИ также внесут свой вклад в индивидуализацию образовательного процесса. Например, преподаватель может использовать ИИ для генерации индивидуальных тестовых и практических занятий для каждого учащегося, что сделает невозможным списывание у других студентов. А образовательные чат-боты могут использоваться учащимися для получения мгновенной обратной связи по базовым вопросам или для первичной проверки выполняемых ими практических заданий.
Уже сегодня можно решать множество образовательных задач при помощи ИИ и сервисов на основе нейронных сетей, рассказал руководитель R&D и программный директор направления «Высшее образование» школы IT-профессий Skillfactory Алексей Дворецкий. Например, объяснять сложные концепции на простых примерах, создавать планы обучения, выполнять исследования, писать научные и научно-популярные статьи и многое другое.
Для студентов очень важно знать о возможностях сервисов на основе ИИ и уметь пользоваться ими, соглашается он. В Skillfactory, например, обучают использованию таких сервисов и инструментов не только для профессиональной деятельности, но и в личных целях, причем студенты учатся на реальных проектах. В частности, при написании и тестировании кода, переписывании кода на другие языки программирования, решении многих задач в UX/UI-дизайне сайтов и мобильных приложений. ИИ-сервисы и нейросети также используют в продуктовых и маркетинговых исследованиях перед запуском новых образовательных продуктов, применяют их для обработки и кластеризации данных образовательной аналитики.
Догнать поколение «Альфа»
Конечно, система высшего образования опасается негативного влияния СhatGPT и аналогов на образовательный процесс, но запретами поменять ситуацию не удастся, считает ректор Московского финансово-юридического университета (МФЮА) Алексей Забелин. Профессор подчеркивает, что нейросеть может сыграть злую шутку не с образовательным процессом, а с выпускниками школ, вузов и колледжей. Это просто новый способ ускорить выполнение заданий, ведь у учеников всегда была возможность списать у одногруппника, найти ответы в интернете или переписать готовые доклады и курсовые.
Рост по всем показателям: подведены итоги приемной кампании в вузы
Без качественного вовлечения в образовательный процесс студент не получит фундаментальных компетенций и профессиональных навыков для успешного трудоустройства, убежден Забелин. Более того, с учетом стремительного развития ИИ многие профессии могут устареть или сильно потерять в стоимости на рынке труда. Выпускник попросту не сможет найти себе работу, если она связана с шаблонными процессами. Важная задача состоит в осознании, какие профессии вскоре уйдут, какие останутся востребованными, появление каких можно предсказать уже сейчас. Например, в некоторых IT-компаниях перестали быть востребованы SMM-менеджеры и дизайнеры – их заменили операторы ИИ, задача которых грамотно давать запрос нейросети. Этому сейчас учат в МФЮА на всех направлениях подготовки высшего образования, рассказал ректор.
Алексей Забелин отмечает: поколение «Альфа» уверенно использует научно-технический прогресс во всех его проявлениях. Задача вуза – подхватить новые веяния, а не пытаться их подогнать под привычный формат. Соответственно, воспринимать нейросети не как угрозу, а как возможность вовлечь искусственный интеллект в решение задач. Прогнозы по снижению интеллектуального уровня людей строили и при появлении калькуляторов, напоминает ректор. Нейросети – еще один инструмент, который снимет с человека рутинные задачи.
Уже сейчас во все образовательные программы МФЮА входит дисциплина, обучающая использовать искусственный интеллект. Студенты с помощью нейросетей создают более точные и многофакторные экономические модели, снижают судебные издержки за счет быстрой обработки судебных документов и способны молниеносно отработать актуальный инфоповод. Преподаватели поощряют использование ИИ студентами, ведь создать грамотно сгенерированный результат можно только при корректной постановке задачи и умении анализировать. А это структурирует работу студента, демонстрирует качественный подход к ее решению и готовность к современным реалиям.
Образовательный процесс тоже улучшается с введением нейросетей. В МФЮА вводится система отслеживания посещаемости, уровня знаний и удовлетворенности образовательным процессом, что позволяет сделать вывод о работе преподавателей, сотрудников и принять управленческие решения. «Будущее как за технологиями, так и за молодыми людьми, которые активно их применяют в личных, образовательных и профессиональных целях», – убежден Забелин.