Идея повседневных перелетов на небольшие расстояния давно витает в воздухе. При этом попытки «научить» летать обычные автомобили, объединив в них свойства наземных и летательных аппаратов, раз за разом оказываются нежизнеспособными.
Рожденные ездить: почему летающие автомобили остаются утопией
Нынешняя концепция состоит в создании таких типов воздушного транспорта, которые можно приспособить к условиям города.
Долгое время это казалось неосуществимым: самолеты и вертолеты слишком громоздкие и шумные, требуют сложной инфраструктуры для взлета и посадки. Но развитие композитных материалов, электромоторов и роботизированного управления постепенно порождает новый класс устройств. Как и положено на заре новой эпохи, пока идет борьба между разными форм-факторами – пассажирскими дронами, конвертопланами, мини-вертолетами.
Их общее начало сформулировано в аббревиатуре eVTOL (Electric vertical take-off and landing) – технология вертикального взлета и посадки на электрической тяге. Она призвана сделать путешествия по воздуху такой же обыденностью, как поездка на троллейбусе. К 2040 году eVTOL-рынок достигнет $1,5 трлн, прогнозируют аналитики Morgan Stanley. «Профиль» рассказывает о самых интересных проектах eVTOL-устройств.
Верхом на дроне
Грузовые дроны, используемые для доставки интернет-заказов, в последние годы стали привычной вещью (а во время пандемии COVID-19 оказались особенно востребованы). Доработать их с целью перевозки людей кажется вполне логичным шагом.
Именно так поступила китайская компания Ehang, в 2016 году создав аппарат Ehang 184. Он представляет собой классический квадрокоптер, которому добавили мощность (на каждой из четырех осей установлено по паре роторов с двигателями) и одноместную кабину. Этого оказалось достаточно для 23-минутного полета.
К 2018-му Ehang выполнила тысячи тестовых рейсов (в том числе с человеком на борту), в ходе которых дрон преодолевал до 15 км и развивал скорость до 130 км/ч. А в 2019-м представила двухместную версию Ehang 216 с 16 пропеллерами на восьми осях. Теперь дело за китайскими властями. В мае 2020-го Администрация гражданской авиации КНР (CAAC) разрешила коммерческое использование Ehang 216, но пока только в грузовых целях. Компания надеется, что и за пассажирскими рейсами не заржавеет, планируя начать с города Гуанчжоу.
Еще одним пионером пассажирских дронов считается немецкий стартап Volocopter. Его модель VC200 летает в тестовом режиме уже несколько лет. Два пассажира, 30 минут полета на одном заряде, скорость 100 км/ч – вполне конкурентные характеристики. Но обращает на себя внимание форма аппарата: кабина накрыта внушительной конструкцией диаметром 10 метров. Это позволило распределить тягу на 18 винтов, обеспечив безопасность (отказ одного механизма не является критичным) и плавность полета, однако в районы с плотной застройкой аппарат с такой «шапкой» вряд ли пустят.
Тем не менее Volocopter удается привлекать инвестиции от автоконцернов (получено 50 млн евро от китайского Geely, также вкладывается Daimler), а также сотрудничать с властями Дубая: с 2017 года прорабатывается вопрос включения сервиса VoloCity в транспортную сеть города.
Не так далеко продвинулась японская фирма NEC. На выставках последнего года она «засветила» 150-килограммовый одноместный дрон с четырьмя массивными «ушами»-роторами. Но пока прошли лишь предварительные испытания, во время которых аппарат NEC оторвался от земли на несколько метров. При этом вел себя не слишком уверенно и сильно шумел.
А вот дрон Hexa от американской компании LIFT Aircraft уже доступен публике. Но не для покупки и не в качестве городского такси: производитель решил организовать на базе Hexa аттракцион, продавая «опыт» персонального полета. Мол, раньше это окрыляющее чувство знали только миллионеры, а сейчас его может позволить себе любой желающий (цена вопроса – $249 за 15 минут в небе). С 2018 года удовольствие доступно жителям Остина, штат Техас, в планах у LIFT Aircraft – охватить сетью «дронодромов» крупные города США. Сам аппарат Hexa внешне похож на Volocopter VC200, только вместо «саней» он опирается на четыре поплавка – на случай, если придется экстренно садиться на воду.
Есть и другие технологические вариации. Так, компания Workhouse создала двухместный дрон Surefly, работающий на бензине вместо электричества, то есть определение eVTOL к нему уже не вполне подходит. Электромотор тоже в наличии, но в качестве резервной системы: при отказе основного двигателя он вступает в действие, питаясь от Li-Ion батареи. Характеристики выглядят серьезно: по утверждению Workhouse, дрон способен лететь не менее часа со скоростью 112 км/ч на высоте 1,2 км (для сравнения: потолок Ehang – 500 метров). Все это сделало аппарат массивным (500 кг), а вместо обещанного в 2020 году старта продаж еще идут испытания.
Но главное – насколько шумным окажется двигатель внутреннего сгорания. Ответа пока нет: в видеороликах с тестами Surefly предусмотрительно наложена закадровая музыка. Впрочем, то же можно сказать и о роликах других производителей. Похоже, нас не хотят разочаровывать раньше времени.
Самый необычный пассажирский дрон представил авиаконцерн Boeing. Когда такой гигант подключается к соревнованию стартапов, можно ждать чего-то внушительного. Но аппарат PAV (Passenger Air Vehicle) похож на… игрушечный самолетик, поставленный на «лыжи». Похоже, конструкторы Boeing не решились отказаться от традиционных представлений об аэродинамике: крылья отвечают за стабильность полета, а длинные платформы, на которых закреплены винты, сглаживают отсутствие полноценного фюзеляжа. Испытания PAV начались в прошлом году, вывод на рынок планируется до 2024-го.
Будущее отменяется?
Дроны – это практично, реалистично, но… не слишком футуристично. Достаточно сравнить ожидания, десятилетиями гревшие душу любителям фантастики, и реальность в виде усеянных винтами «игрушечных» самолетов. Разница очевидна.
Есть ли концепты с частичкой поэзии? Пожалуй, к таким можно причислить персональный дрон BlackFly от компании Opener (США). Кинематографичный дизайн, легкость пилотирования и общее ощущение «неземного» аттракциона по цене внедорожника выделяют проект на фоне остальных. Прототипы BlackFly уже налетали 32 тыс. тестовых часов, выход на рынок готового аппарата обещан в ближайшие месяцы.
Другие проекты, вдохновленные образами Голливуда, пока не продвинулись дальше 3D-рендеров. Так, DeLorean Aerospace (США) несколько лет назад запатентовала аппарат DR-7 (внешне похожий на BlackFly), но еще не изготовила первый экземпляр. Симпатичные дроны показал в концепт-ролике французский стартап Xplorair: видео датируется 2017 годом, но после 2018-го новостей о проекте нет.
С большей вероятностью можно ожидать развития проектов, за которыми стоят крупные автоконцерны. Их в сферу воздушного транспорта толкают неумолимые тенденции рынка. Так, весьма «фантастический» дрон Volante запланировал Aston Martin.
https://www.youtube.com/watch?v=jGELjjsgWBU
А Porsche и вовсе нацелился изготовить коптер в виде летучей мыши. Конструкция та же, что у «самолетиков», но выглядит куда более стильно.
https://www.youtube.com/watch?v=oSR33dW6IEU
Впрочем, не исключено, что когда дело дойдет до реализации, от футуризма и здесь не останется и следа.