Что такое соцконтракт
Социальный контракт – один из видов адресной социальной помощи, которую оказывает государство малоимущим россиянам. Воспользоваться такой поддержкой могут те, кто по не зависящим от них причинам имеет среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума.
Активно эта мера поддержки используется с 2020 года, когда многие граждане потеряли доходы вследствие пандемии. Помощь предоставляется не просто так – ее получатели обязуются в течение определенного времени трудоустроиться, пройти переобучение, запустить свой бизнес или начать вести подсобное хозяйство. Цель социального контракта – сделать так, чтобы у человека появился стабильный и перспективный источник дохода.
Суммы матпомощи могут быть разными в зависимости от планов и конкретной жизненной ситуации. Например, на переобучение выделяется до 30 тыс. руб., на ведение подсобного хозяйства – до 200 тыс., а на открытие своего дела – до 350 тыс. руб.
Субсидия не единовременная, сроки поступления средств зависят от вида соцконтракта. Например, выплаты по социальному контракту в целях поиска работы (своего рода подъемные) поступают в течение четырех месяцев: первая – при условии, что гражданин зарегистрировался в центре занятости, последующие три (в период прохождения испытательного срока на новом месте работы) – после подтверждения трудоустройства.
Соцконтракт также может быть предоставлен гражданину на преодоление трудной жизненной ситуации. В частности, деньги можно потратить на покупку продуктов, одежды, обуви, лекарств, школьных товаров для детей или получение социальных услуг.
В 2020 году соцконтракт заключался в 21 пилотном регионе, с 2021-го механизм применяется уже в 84 субъектах РФ.
Помочь людям выработать индивидуальный механизм преодоления черты бедности с учетом жизненной ситуации, возможностей и предпочтений призваны работники органов соцзащиты. Предполагается, что они вместе с заявителем составят своего рода «дорожную карту» по выходу семьи из бедности. Они же должны в течение последующего года мониторить ситуацию, чтобы понять, грамотно ли человек распорядился деньгами и изменила ли субсидия его уровень жизни.
Результаты в цифрах
В 2021–2022 годах на реализацию программы было направлено более 63 млрд руб., в том числе 51,6 млрд – из федерального бюджета. Всего было заключено более 558 тыс. соцконтрактов. Порядка 39% из них – на поиск работы, 28% – на развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, 22% – в связи с трудной жизненной ситуацией и 10% – на развитие личного подсобного хозяйства.
Аудиторы подсчитали, что в 2021 году после завершения соцконтракта доходы повысились у 52,5% участников программы, в 2022-м – у 66%. При этом черту бедности удалось преодолеть (то есть доход превысил прожиточный минимум) 22,5% и 25% соответственно.
89% граждан, заключивших социальные контракты на поиск работы, продолжили работать через три месяца после его завершения, 84% – и через год. Личное подсобное хозяйство продолжили вести 86–89% участников.
При высокой эффективности программы Счетная палата отметила и ее недостатки. Например, в ряде регионов не смогли правильно рассчитать, сколько человек придет за контрактами, и выделенных средств хватило не всем заявителям.
Аудиторы выявили недостаточный уровень квалификации работников соцслужб, которые помогали гражданам в заключении соцконтрактов на ИП и ведение личного подсобного хозяйства. Зачастую работникам не хватало знаний, чтобы оценить и скорректировать представляемые гражданами бизнес-планы, а также дать оценку конкурентной среды и потребительского спроса при выборе вида предпринимательской деятельности. Многие из обратившихся за этим видом помощи нуждаются в содействии, в частности, помощи по сбыту продукции.
Также Счетная палата обратила внимание, что в большинстве субъектов РФ оказание материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией не предусматривает разработку эффективных программ социальной адаптации, направленных на стабильное повышение доходов.
Кроме того, большой проблемой для соцработников стала организация мониторинга условий жизни граждан после окончания срока действия соцконтракта. Как рассказали сами работники соцслужб, контроль вызывает негативную реакцию у граждан, они перестают выходить на связь и отказываются предоставить сведения. Эта работа трудозатратна и по многим вопросам осуществляется формально. Аудиторы отмечают, что практику можно упростить, используя для контроля, например, сведения из налоговых органов.
Расставить приоритеты
В настоящее время социальный контракт – одна из самых эффективных мер социальной поддержки населения, говорит председатель комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок. Однако, полагает она, стоит пересмотреть поддержку в сторону развития собственного бизнеса граждан, личного подсобного хозяйства, получения нового предпринимательского навыка, а не и так достаточно понятных и четких шагов по обучению и поиску работы, которые существуют сейчас.
Родительская кривая: почему господдержка не спасает от бедности семьи с детьми
Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева отметила ряд сложностей, которые не решаются многие годы. Так, качество рабочих мест, предлагаемых службой занятости, достаточно низкое, а ряд направлений, включенных в социальные контракты, не стимулируют реальный выход на самообеспечение.
«Объемы финансирования и распространение масштабов действия социального контракта не могут быть критериями успешности этой программы, если не достигается главная цель – вывод социально уязвимых и бедных групп населения из зоны риска бедности на основе повышения их собственной экономической активности и социальной ответственности», – подчеркнула Малева. По ее мнению, необходимо упростить и рационализировать алгоритмы администрирования и организационных процедур инструмента.
Старт своего дела, как и ведение личного подсобного хозяйства, не может в 100% случаев обеспечивать рост доходов в первый год работы из-за предпринимательских рисков, объясняет руководитель аналитического департамента в социальной сфере исполкома Народного фронта Алексей Безруков. Например, начинающему предпринимателю бывает достаточно сложно проанализировать результативность мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства в силу таких непредвиденных обстоятельств, как трудности со сбытом, засуха, мор скота и т.д. Он отметил, что одним из инструментов для успешного открытия своего дела являются меры по поддержке предпринимательства на всех этапах развития бизнеса, разработанные центрами «Мой бизнес». Во многих регионах между органами, уполномоченными на заключение социального контракта с гражданином, и центром «Мой бизнес» налажено взаимодействие, результатом которого стало оказание помощи гражданам при открытии своего дела. Так, например, в Воронежской области центром «Мой бизнес» разработаны 25 бизнес-концепций, содержащих информацию от описания бизнеса, продукта или услуги до финансового плана для запуска проекта, а также показатели для расчета окупаемости и прибыльности проекта. Однако в некоторых субъектах такое взаимодействие налажено недостаточно.
Востребованность этого механизма господдержки высока, но, к сожалению, соцконтракт до сих пор доступен гражданам не во всех субъектах России, говорит председатель комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. А там, где доступен, далеко не везде пока есть возможность подать заявку в электронном виде. Также одним из серьезных недостатков механизма остается то, что до сих пор не выстроена система мониторинга эффективности этой меры, что не позволяет проанализировать реальную пользу инструмента.