Профиль

Без шума и пыли

В этом году столичные власти продолжат работы по благоустройству Москвы в рамках программы «Моя улица», рассчитанной на 2015-2018 годы. Будут реконструированы многие исторические улицы Центрального административного округа, в том числе Бульварное и Садовое кольца, Тверская, Новый Арбат, Охотный ряд, Моховая, Кремлевская набережная, Малая Дмитровка, Большая Якиманка, Таганка и другие.

©

«В 2016 году будет благоустроено 59 адресов, 49 парков по месту жительства, 14 рекреационных территорий», – сообщил заместитель московского мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.

В мэрии считают, что необходимость капремонта в городе назрела давно. Бирюков напоминает, что последний раз комплексное благоустройство Москвы проводилось перед Олимпиадой-80, а до этого – еще в сталинские времена.

Главной целью, по словам столичных чиновников, является создание в столице безопасной, экологичной, качественной, благоустроенной и комфортной среды, максимально удобной для жизни москвичей и привлекательной для туристов. «Моя улица» – это не просто крупнейшая городская подпрограмма капремонта улиц, но важная и большая инициатива города по благоустройству Москвы, – отметил мэр столицы Сергей Собянин. – Это возвращение городу его свежего и привлекательного лица: приведение в порядок пешеходных тротуаров, устройство велосипедных дорожек, ремонт фасада домов, избавление от рекламы и проводов, которые опутали многие здания и улицы Москвы и не приносят ничего хорошего для вида города».

Полученный в прошлом году опыт будет использован специалистами при проведении работ на улицах, определяющих историческое лицо столицы. «Центр в предыдущие десятилетия был сильно запущен точечной застройкой, самостроем. Там меньше зелени, чем на окраинах, ниже обеспеченность ливневыми стоками, – объясняет Бирюков активизацию работ в ЦАО. – Кроме того, это место, где встречается вся Москва, поэтому наши программы работают на большее количество жителей». По его мнению, благоустройство, которое проводится сейчас, определит облик Москвы до середины XXI века.

Всего в работе над проектами приняли участие более 30 архитектурных мастерских из России, Германии, Голландии, Китая, Дании, Швейцарии, США, Франции. Общей координацией работ занималось московское консалтинговое бюро «Стрелка».

©Фото: Активный Гражданин

Электронный глас народа

Все проекты благоустройства были вынесены на обсуждение горожан в интернете. Для этого еще 21 мая 2014 года по поручению мэра был запущен электронный портал и мобильное приложение «Активный гражданин», на котором уже зарегистрировано более миллиона пользователей. Здесь они могут голосовать по актуальным городским темам – от транспорта и благоустройства территорий до здравоохранения и образования, а также оставлять предложения и замечания, которые разработчики обещают передавать непосредственно специалистам. Организуются и «мини-референдумы», касающиеся решения вопросов жителей конкретного района и даже двора, либо представителей отдельной социальной группы.

С учетом мнения проголосовавших в 2014 году были определены ключевые элементы благоустройства в рамках программы «Моя улица» для различных типов объектов – вылетных магистралей, улиц в жилых районах, улиц с большой пешеходной активностью. Также были выбраны улицы ЦАО, которые включили в программу на 2015 год. Аналогичное голосование осенью того же года определило приоритетные объекты центральной части Москвы на 2016-й. Последний этап голосования завершился в марте. В этом году на сайте стало можно просматривать полные варианты проектов, отображающих предлагаемые изменения.

Аудитория портала, как правило, лояльна к предложениям, выносимым на обсуждение – в среднем более 80% пользователей одобрили варианты будущей реконструкции и при этом остались довольны результатами уже проведенных в столице работ. Несмотря на ожидающие их летние неудобства, поддержку каждому из будущих проектов 2016 года высказали в среднем 86,8% горожан, принявших участие в голосовании. Больше всего москвичам понравился будущий вид Таганской улицы (88,78%), Нового Арбата (88,01%) и Малой Дмитровки (87,87%).

Что касается оценок уже проведенных в 2015 году работ, то число положительных отзывов также превысило в среднем 80%, а лидером по их числу стало благоустройство Триумфальной площади (96% проголосовавших).

Всего в обсуждении программы «Моя улица» на портале уже приняли участие 1,38 млн москвичей.

©

Гулять так гулять

В текущем году благоустройство улиц будет осуществляться исходя из нового понимания безопасности и удобства улиц, сохранения хорошего экологического фона, единообразия и комфорта. В результате пешеходам и велосипедистам будет удобнее передвигаться по городу. «По итогам исполнения программы «Моя улица» за 2015 год количество пешеходов на реконструированных улицах увеличилось в 2–7 раз. Пешеходных переходов на них стало больше на 60, посадочных мест на маршрутах городского транспорта – на 15%, число ДТП снизилось на 67%. При этом скорость движения автотранспорта осталась прежней», – говорит заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

Программа на 2016 год предполагает дальнейшее расширение тротуаров. Например, на Тверской улице за счет оптимизации ширины полос движения с нынешних 3,7 метра до 3,25 метра общая площадь тротуаров будет составлять 45% вместо 35%. Также архитекторы предлагают создать вдоль Бульварного кольца единую пешеходную зону. Однако ширина тротуара далеко не единственный критерий удобной улицы. Важны хорошая навигация, освещение и покрытие. По словам Бирюкова, повышенное внимание у блогеров и общественных деятелей вызывают вопросы укладки плитки вместо асфальта в городе. «Асфальтовые покрытия ежегодно выбрасывают в атмосферу 1 млн тонн канцерогенных веществ. Плитка – это природный гранит, от него нет вредных выбросов. Кроме того, в жару асфальт нагревается до 60 градусов, плитка – до 35. Из-за обилия асфальта летом в Москве может быть на 10 градусов жарче, чем за МКАД», – объяснил заместитель мэра. По его словам, плитка служит 50–60 лет, в то время как асфальт по нормативам – всего 5. Так что, если сравнить расходы за весь срок эксплуатации, плитка обойдется вдвое дешевле. «Устилая улицы асфальтом, мы экономим копейки, но теряем рубли», – отметил Бирюков.

«На деле в городе 167 млн кв. метров твердых покрытий, из которых плитка составляет только 1,3%», – сообщил он, отметив, что если правительство Москвы и критиковать, так это, наоборот, за то, что оно слишком мало меняет асфальт на плитку.

Расширение тротуаров призвано выполнить функцию организации досуга горожан. В этом году особое внимание уделят созданию условий для открытия на первых этажах зданий ресторанов, кафе, магазинов и необходимых в повседневной жизни сервисов. Перед социальными объектами будет установлена новая городская мебель. В этом году проекты реконструкции улиц предусматривают и благоустройство примыкающих к ним скверов, карманов, площадей (включая малые, расположенные перед театрами, музеями и другими объектами культуры), создание зон отдыха.

©

Поехали!

Один из главных приоритетов для мэрии – безопасность автомобильного движения, для этого власти планируют снизить его скорость. Сделано это будет за счет сужения полос на дорогах в пользу тротуаров и пешеходных зон, а также изменения геометрии поворота на улицах с интенсивным пешеходным движением (под 90 градусов вместо нынешних 45). В мэрии уверены, что это не приведет к увеличению времени движения в центре города, где движение и так плотное. «Максимум длительность пути вырастет на пять минут, а не в два раза, как думают многие», – говорит Петр Бирюков. Но за счет этого, по его словам, будет снижено количество аварий на дорогах. «Приведу в пример Флориду, где количество полос на городских трассах сократили с четырех до двух, и число ДТП уменьшилось на 34%», – рассказал чиновник.

Будет продолжено в столице и развитие экологически чистого транспорта. Это относится к автобусам класса Евро‑5 и электротранспорту. По данным Максима Ликсутова, в бюджете города предусмотрено 5 млрд рублей для закупки дополнительных 526 троллейбусов и 180 трамваев. Кроме того, российские производители в этом году представят опытные образцы электробусов и гибридных автобусов. В результате в 2019 году количество пассажирских мест на городском электротранспорте должно возрасти на 25 тысяч.

Количество выделенных полос для городского транспорта за год в рамках программы «Моя улица» увеличилось на 7 км, до 237 км.

Здесь будет город-сад

В ходе благоустройства приоритетное внимание будет уделено организации зеленых оазисов в городе. В ЦАО высадят более 300 тысяч деревьев и кустарников. Новые зеленые зоны на Тверской, Новом Арбате, Кремлевской набережной и других улицах. Садовое кольцо наконец станет соответствовать своему названию.

По расчетам мэрии, новые насаждения не только будут очищать воздух, но и удержат более 100 тонн пыли. Кроме того, они понижают температуру в городе в летнюю жару (до пяти градусов на почве), снижают городской шум.

«В периферийных районах Москвы на одного жителя приходится 40 кв. метров зеленых насаждений, в центре же только 2 кв. метра, – сообщил Петр Бирюков. – В 2015 году мы высадили 4376 деревьев, в этом году добавим к ним еще 2200 – липы, клены, рябины, яблони, вязы и дубы (последние в Москве не высаживали полвека)». На улицах появятся 20 тыс. кустарников – барбарис, смородина, гортензия, боярышник и многие другие.

Упор будет сделан не на «переносное», как раньше, озеленение в кадках, а на высаживание непосредственно в грунт. В мэрии напоминают, что такие зеленые зоны – это часть дренажной системы, помогающей улавливать воду. Центр города исторически недостаточно обеспечен ливневой канализацией, которая раньше работала вместе с садами, парками, газонами, число которых сократилось за последние 20 лет.

©Фото: АГН «Москва»

Так, на Садовом кольце посадят 1,5 тысячи деревьев. Липовые аллеи и летние кафе вернутся и на Тверскую улицу. Одна из крупнейших столичных улиц – Новый Арбат – должна стать зеленой аллеей в центре Москвы. В основе концепции ее благоустройства – деление улицы на две части: северную и южную стороны. На нечетной стороне, где в основном расположены рестораны и магазины, планируют по-новому организовать парковки и сделать зеленый прогулочный бульвар, а на четной – создать систему небольших разноуровневых площадок для отдыха.

Особое внимание будет уделяться восстановлению исторического архитектурного облика столицы. В центре будут реконструированы более 70 фасадов исторических домов.

«Это ювелирная работа. На улицах, где доля исторической застройки превышает 50%, будут стоять исторические фонари по чертежам музея «Огни Москвы» (с энергоэффективными LED-светильниками). На остальных улицах фонари будут выполнены в нейтральном стиле. У нас не должно быть неосвещенных тротуаров и дворов», – сообщил Петр Бюрюков. Всего 48 зданий на 7 улицах будут оборудованы архитектурно-художественной подсветкой. Будут восстановлены и другие исторические элементы: старое мощение, лавочки, использование символики и геральдики района. Под землю продолжат убирать тянущиеся над головами провода. Что касается затрат на программу «Моя улица», то они не будут выше, чем в прошлом году. Точная стоимость станет известна после проведения конкурсов, после которых она, как правило, еще снижается. Но в любом случае расходы составляют в целом не более 1,5% городского бюджета.

Самое читаемое
Exit mobile version