Идея ужесточить наказание тем, кто мешает работе скорой – преграждает путь на дороге или как-то иначе мешает добраться до пациента или оказать ему помощь, – возникла в Госдуме зимой 2017 года. Это произошло после скандальной истории на Камчатке, когда девушка-автомобилистка перегородила дорогу бригаде скорой помощи и медики задержались в пути на 10 минут. Молодой человек, к которому они ехали, скончался.
Итогом законотворческого процесса стали изменения в два кодекса — Уголовный и об административных правонарушениях (КоАП). С 6 августа появилось наказание для тех, кто мешает медикам оказывать помощь пациентам. На языке закона это звучит так: «воспрепятствовал в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи». Таким образом, наказать можно будет тех, кто не пускал бригаду врачей в помещение к пациенту или отгонял их от него. За это будет полагаться штраф от 4 до 5 тыс. руб.
Водителей изменения тоже затронут. Для них с 6 августа ужесточены санкции за отказ пропустить на дороге машины спецслужб, у которых есть спецраскраска на бортах и включена «мигалка» и звуковой сигнал. При соблюдении этих условий у спецмашин на дороге есть преимущество, и все остальные перед ними должны освободить дорогу, гласят правила. Штраф за игнорирование этого требования вырос в 10 раз — с 500 руб. до 5 тыс. рублей, а срок лишения прав – с трех месяцев до одного года. Эти изменения касаются не только скорых, но и остальных машин экстренных служб: пожарных, полицейских и т. д.
Уголовное наказание предусмотрено за наступление серьезных последствий — здоровью пациента был причинен тяжкий вред или человек скончался, объясняют депутаты. Если водитель, к примеру, на дороге мешал проезду скорой, из-за этого медики опоздали к пациенту или вовремя не довезли его до больницы и тот получил тяжкий вред здоровью, то нарушителю будет грозить или уголовный штраф до 80 тыс. руб., или лишение свободы до двух лет. До четырех лет колонии будет грозить, если больной скончался.
Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов сказал журналистам, что речь идет исключительно о «намеренном, осознанном воспрепятствовании проезду скорой помощи», а не о тех водителях, кто не сумел вовремя перестроиться из ряда в ряд в пробке или вовремя не услышал звуковой сигнал, так как слушал музыку. По его словам, речь идет о случаях, когда человек ставит машину поперек дороги или бьет битой по стеклу в скорой.
Ответственность за непропуск скорой есть и сейчас, напоминает депутат Ярослав Нилов. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2018 году всего суды оштрафовали 832 человек за непредоставление преимущества на дороге автомобилю экстренных служб, а 114 лишили водительских прав.
Протоколы о нарушении составляют сотрудники ГИБДД, объясняет парламентарий. По его словам, основанием для проведения проверки могут стать публикации в прессе, заявление водителя. Кроме того, запись с видеорегистратора является доказательством. При поступлении такой информации правоохранительные органы должны провести проверку, установить водителя-нарушителя.
"Надеюсь, что таких случаев будет мало. Пусть статья будет мертвой, пусть она носит превентивный характер. Чтобы такое поведение искоренять", – говорит он.
Смутные перспективы применения
Автоюрист Сергей Радько критикует законы за расплывчатость формулировок и неясные перспективы применения их на практике. Он обращает внимание на то, что в зависимости от тяжести последствий предлагается наказывать за помехи в работе медиков «в какой бы то ни было форме».
«Эта формулировка неудачна, поскольку допускает самое широкое толкование», - говорит он. Под нее может попасть все, что угодно: нечищенные от снега улицы, когда машины скорой помощи не могут проехать, перекрытия из-за ремонта улиц или проезда кортежей чиновников. Также сюда можно отнести и неработающий лифт в 25-этажном доме, сломанный домофон и т. д.
По его мнению, «наличие в Уголовном кодексе статьи, которая допускает расширительное толкование, категорически недопустимо». «Рано или поздно она «выстрелит», и по ней кого-нибудь посадят», - предполагает он.
Кроме того, нет и нарушения в действиях водителя, который в пробке пытается перестроиться вправо и уступить дорогу скорой, но стоящие справа его не пускают и не обязаны это делать. Это все на уровне взаимовежливости. В то же время, по мнению автоюриста, водителя, не пропустившего скорую помощь, какими бы ни оказались последствия, нельзя привлечь к уголовной ответственности, это административное правонарушение. Во вступивших в силу изменениях в КоАП нет для этого обязательной отсылки на Уголовный кодекс, удивляется Сергей Радько заявлениям депутатов о возможности привлечения водителей к уголовной ответственности за непропуск скорой.
Но даже если считать уголовное наказание возможным, то непропуск скорой еще не означает наличие умысла на воспрепятствование оказанию медицинской помощи, считает он. «На мой взгляд, о воспрепятствовании можно говорить в случае, когда врачей не допустили к больному, не позволили сделать укол», - говорит Сергей Радько.
Самый главный вопрос, по его словам, заключается в том, как будет доказываться причинно-следственная связь между непредоставлением преимущества скорой и наступлением тяжких последствий. Эту связь просто не доказать. Когда человек умирает от травмы или обострения заболевания и счет идет на минуты и секунды, то ни один эксперт не скажет, удалось ли бы его спасти или нет, если бы медики прибыли на одну–пять минут раньше, считает он. Спасение пациента зависит не только от времени прибытия скорой помощи, но и от опыта медиков, наличия оборудования, лекарств. И, возможно, у человека не было бы шансов, даже если бы бригада прибыла к нему без промедления.