Благодаря платформе многие услуги были переведены в формат цифровых, и для их получения больше не нужно лично являться в центры занятости. Помимо поиска сотрудников и поиска работы заявлена возможность предоставления платформой таких услуг, как профориентация, временное трудоустройство, сопровождение инвалидов, социальная адаптация, психологическая поддержка, содействие в переезде и переселении и содействие самозанятости.
Сейчас на портале зарегистрировано более 16 млн пользователей, опубликовано 1,6 млн вакансий, размещено более 7,4 млн резюме. Ежемесячно сайтом пользуются порядка 2,6 млн человек.
Ручная цифровизация
С 2015 года на работу платформы было затрачено 2,6 млрд руб. Создание необходимых в пандемию дистанционных сервисов потребовало существенного расширения функционала портала и значительного увеличения расходов на его содержание – с 67 млн руб. в 2015 году до 1 265 млн в 2022-м.
Аудиторы Счетной палаты проверили, насколько эффективно освоены эти средства. Оказалось – менее чем на 54%. Из 12 запланированных госуслуг работают лишь две, а часть функционала платформы не используется. Из-за этого не в полной мере выполняются такие задачи, как назначение выплат и формирование статистической отчетности.
Нередки сообщения об ошибках в работе системы (в 2015 году – 0,3 сообщений об ошибке на 1000 пользователей, в 2021-м – до 1,44), мероприятия по развитию платформы часто переносятся. Случалось, что сотрудники служб занятости в период поэтапного перехода от региональных информационных систем на единое централизованное решение были вынуждены работать одновременно в двух версиях системы, а также в региональных информсистемах, и вручную вносить в них одни и те же данные.
Также аудиторы выявили ряд нарушений при организации закупочной деятельности Роструда, в том числе оказание услуг без оформления договорных отношений и нарушения ведения бухучета.
Кроме того, проверяющие посчитали, что защита информации в одной из подсистем платформы недостаточна.
Учиться и сотрудничать
Популярность портала «Работа в России» значительно уступает коммерческим аналогам. Например, на портале HeadHunter содержится 46,9 млн резюме. Вместе с тем проведенный Народным фронтом опрос представителей промышленных предприятий показал, что только 9,5 % респондентов в качестве основного способа решения кадрового вопроса выбирают базу «Работа в России». Большинство (71%) набирают сотрудников по объявлению, 46% – по направлению от центров занятости, 38% – по рекомендации частных лиц (респонденты отмечали до трех вариантов ответов). Возможно, виной тому – не всегда корректная работа портала.
По словам представителя направления «Народный фронт. Аналитика» Ольги Поздняковой, на портале сохраняется проблема нерелевантной выдачи предложений по работе. Например, по ссылке на раздел «Вакансии для инвалидов с нарушением функции зрения» открываются вакансии, часть из которых не предполагает сильных нарушений зрения. Среди них – участковый уполномоченный с обязательным требованием наличия водительских прав, специалист в офис с функционалом «внимательно оформлять выдачу денежных средств и открытие вклада» и другие. По ссылке «Найдите вакансии, подходящие для студентов» показаны в том числе вакансии, которые требуют наличия высшего образования, – например, вакансии учителя математики и информатики, врачей разных специальностей, главного бухгалтера и другие. Раздел «Работа без опыта» также содержит вакансии, которые не отвечают указанному критерию.
Службам занятости не стоит конкурировать с коммерческими площадками, но нужно налаживать с ними сотрудничество, полагает старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок. В настоящее время портал собирает данные о вакансиях с частных порталов поиска работы, однако в таком случае возникают проблемы их дублирования.
Также отчет Счетной палаты показывает проблемы с переходом работодателей на электронный кадровый документооборот: на начало 2022 года на такую систему перешли лишь 180 работодателей. Очевидно, что они пока не готовы к такому переходу, скорее всего, опасаясь ошибок, неизбежных при внедрении новой системы, а также высоких издержек как минимум на первом этапе перехода.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок отмечает, что необходимо обеспечить комплексную защиту данных, содержащихся в информационных системах Роструда, в том числе защиту от хакерских атак, для предотвращения краж персональных данных россиян. Повысить уровень безопасности важно и в связи с переводом на импортозамещенную инфраструктуру.