Профиль

Новый Казахстан на практике: развитие без "шоковой терапии"

30 марта спикер мажилиса – нижней палаты парламента Казахстана – от имени правящей партии Amanat предложил назначить на пост премьер-министра республики Алихана Смаилова. Это событие является уникальным для политической культуры Казахстана: право выдвигать кандидатуру главы правительства было предоставлено победившей на выборах партии лишь днем ранее по инициативе президента. Глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев придал этому решению большой символизм, заявив его на открытии I сессии обновленного парламента.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в парламенте

©Официальный сайт Президента Республики Казахстан/akorda.kz

«Перезапуск» парламента сам по себе имел знаковый смысл: выступление Касым-Жомарта Токаева перед парламентариями, только что прошедшими через горнило выборов, по сути, представляло собой программную речь, в которой президент обозначил ключевые тренды развития страны на ближайшие годы.

Условная «декларация 29 марта» позволяет предположить, что президент и его команда намерены сконцентрировать усилия на двух направлениях. С одной стороны, несмотря на растущую геополитическую нестабильность, руководство Казахстана продолжит последовательно и методично реализовывать глубинные политические и экономические реформы. Фактически речь идет о превращении властного аппарата республики в полноценное «государство развития», что предполагает глубокие и очевидные каждому перемены к лучшему, но без попыток решить сложные проблемы наскоком.

С другой стороны, Токаев четко дал понять, что «новый курс» ни в коем случае не будет выстроен на принципе принесения в жертву социальных обязательств государства во имя экономического развития. Напротив, политика властей Казахстана будет носить социально ориентированный характер. При этом власти республики решительно настроены обеспечить нуждающегося не только рыбой, но и удочкой, что в перспективе должно стать еще одним драйвером экономического роста. Планируется не просто сгладить проблемы социально уязвимых групп, а помочь их представителям в массовом порядке подняться вверх в системе общественной иерархии.

Нужно подчеркнуть, что в данном случае речь не идет о следовании политической моде на популизм: все социальные инициативы Токаева при детальном рассмотрении глубоко прагматичны. Так, увеличение расходов на образование призвано обеспечить высококвалифицированными кадрами перспективные отрасли экономики, развитие которых способно минимизировать зависимость республики от экспорта сырья и полуфабрикатов.

«Слышащее государство» как основа реформ

Ключевой целью модернизации политической системы, по словам Токаева, должно стать развитие на практике постулатов конституционной реформы. В данном случае необходимо напомнить, что обновленный прошлым летом Основной закон Казахстана радикально изменил политическую систему республики. Глава государства теперь избирается на один 7-летний срок, существенным образом расширены полномочия парламента, а архитектуру органов власти дополнил новый элемент – Конституционный суд.

При этом действующий президент отказался от членства в какой-либо из политических партий. Главы региональных и местных органов власти – акимы – также отказались от распространенной ранее практики, когда эта должность совмещалась с постом руководителя соответствующего отделения партии. В списках кандидатов на минувших парламентских выборах отсутствовали высокопоставленные чиновники, ранее выполнявшие роль «электоральных паровозов», что в итоге обеспечило равные условия для всех участвовавших в выборах партий.

Одновременно в состав мажилиса вошло рекордное число независимых кандидатов, а молодые кандидаты даже сформировали отдельный политический блок. В новом созыве парламента также широко представлены женщины и лица с ограниченными возможностями. Нашлось в парламенте место и для представителей всех идеологических платформ. В совокупности это гарантирует, что в стенах парламента будет услышан голос представителей каждой из многочисленных групп общества Казахстана. Последнее позволяет утверждать, что в республике заложен фундамент «слышащего государства».

Эти преобразования Касым-Жомарт Токаев обозначил как основу для старта глубокой политической модернизации Казахстана. «На этом преобразования не закончатся. Это только начало большого пути, – заявил он. – Реформы, направленные на совершенствование политической системы, будут продолжены».

В частности, в этом году впервые будут организованы прямые выборы акимов в 45 районах и городах областного значения. Вслед за чем планируется переход к выборам глав районов по всей республике.

Экономика 2.0: казахстанский вариант

В ближайшие пять лет Казахстан также ожидает обновление программ социально-экономического развития. Власти намерены добиться демонополизации экономики, возврата незаконно выведенных из страны капиталов, оптимизации законодательства для формирования благоприятной бизнес-среды и привлечения инвесторов. Президент отметил, что государство продолжит поддерживать устойчивый и конкурентоспособный крупный бизнес, но основная ставка будет сделана на превращение малого и среднего предпринимательства в движущую силу экономики и главного работодателя.

Налоговое законодательство наконец обретет стабильность и четкость, став понятным и для граждан, и для бизнеса. Одновременно его реформа будет содействовать перераспределению благ в пользу наиболее уязвимых в экономическом плане слоев населения.

Одновременно был анонсирован перевод процесса взаимодействия между налоговыми органами и предпринимателями в цифровой формат. Власти республики также намерены дифференцировать ставки по корпоративному подоходному налогу (КПН) и налогу на добавленную стоимость (НДС), которые на текущий момент обеспечивают большую часть доходов бюджета. Предполагается, что высокодоходные крупные предприятия (в первую очередь экспортеры сырья) будут отчислять в казну большую долю доходов, нежели прочие бизнес-структуры. В качестве обоснования этой меры Касым-Жомарт Токаев сослался в том числе на международную практику.

Руководство республики также намерено добиться выравнивания экономического развития в регионах: сейчас национальный средний бизнес представлен на конкретных территориях крайне неравномерно. Планируется устранить и экономическое неравенство между городскими и сельскими поселениями. На поддержку предпринимателей, работающих в сельской местности, уже выделено 143 млрд тенге. Развитию сельхозкооперации будет способствовать проект «Ауыл аманаты», дающий возможность получать микрокредиты под 2,5% на период до семи лет.

Параллельно власти республики напрямую направили на поддержку проектов сельхозкооперативов около 1 трлн тенге. Также был запущен национальный проект «Модернизация сельского здравоохранения». В рамках его реализации в сельской местности должны появиться свыше 600 новых медицинских учреждений.

Реальная индустриализация и локализация производства, модернизация транспортной и социальной инфраструктуры станут магистральными направлениями в экономической стратегии властей Казахстана.

Глава Казахстана вынес на обсуждение в парламент Национальный инфраструктурный план. В случае одобрения он станет основой программы масштабной модернизации системы ЖКХ, транспортных артерий и социальной инфраструктуры на период до 2029 года. Важно отметить, что план предполагает не только обновление существующих объектов, но и развитие новой инфраструктуры, в том числе в сельских и приграничных районах.

Реализацию инфраструктурных проектов должно облегчить принятие нового Градостроительного кодекса. Последний, с одной стороны, призван стать нормативной основой для систематизации государственной политики в строительной отрасли, а с другой – открыть новые возможности для снижения стоимости жилья, в особенности в приграничных регионах.

Социальная защита

Власти Казахстана намерены развивать и систему мер по поддержке семьи и материнства. В текущем году руководство республики уже продлило срок выплат по уходу за ребенком с 12 до 18 месяцев. Новая мера поддержки облегчит положение семей, в которых растут приблизительно 100 тыс. младенцев.

Одновременно власти взяли на себя обязательства по оказанию помощи более чем полумиллиону многодетных семей. С этой целью была запущена новая правительственная инициатива «Нацфонд – детям», предназначенная для малоимущих семей.

Были предприняты и новые шаги с целью облегчить положение другой уязвимой группы граждан – людей с особыми потребностями. Более 700 тыс. граждан Казахстана из их числа регулярно сталкиваются с проблемами в плане покупки лекарств и продуктов питания. В соответствии с поручением президента, с сентября их пособия будут увеличены более чем на 14%. Более того, власти планируют расширить действие программ инклюзивности, предоставив гражданам с особыми потребностями новые возможности для самостоятельного заработка.

Успешная реализация планов властей Казахстана способна решить не только многие из наболевших проблем республики. В случае решения всех поставленных задач внутренняя политика Астаны легко может приобрести модельный характер как для остальных постсоветских государств, так и для многих других стран.

Условный «план Токаева» представляет уникальную программу, объединяющую под одной обложкой демократический транзит, построение конкурентоспособной экономики и выстраивание жизнеспособной модели «государства всеобщего благоденствия». До сих пор политики и философы предлагали развивающим странам сценарии «рывка», которые основывались на принципе «меньшего зла»: один из элементов триады прогресса неизменно предлагали принести в жертву двум остальным. Новый курс властей Казахстана, напротив, предполагает их синергию. Демократизация и реализация социальных проектов в их образе будущего не препятствуют развитию экономики, а выступают в качестве ее драйверов.

Наверняка найдутся скептики, ставящие под сомнение планы Токаева. Однако до сих пор все инициативы главы Казахстана методично претворялись в жизнь. И это нельзя игнорировать.

Самое читаемое
Exit mobile version