19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Один день взрослой жизни
Общество

Один день взрослой жизни

Спросите ребенка, кем он хочет стать, — скорее всего он выдаст список минимум из пяти пунктов. Актер, врач, учитель, летчик или попросту миллионер — все эти ипостаси запросто уживаются в одной детской голове. Но когда приходит время реального выбора, многие впадают в ступор. Основатель города профессий «Мастерславль» решил помочь маленьким москвичам определиться с желанной профессией до момента Х. О том, как столичный предприниматель превратил детские мечты о будущем в бизнес-проект за 700 млн рублей, в материале «Профиля».

Национальный колорит и дефицит «дураков»

У основателя детского города профессий «Мастерславль» Виталия Сурвилло четверо детей. Сравнивая увлечения собственного детства с гаджетоманией сыновей, он понял: их пора спасать из плена виртуальной реальности. «Сегодня у подростков нет какого-то драйва — видимо, гаджеты отбирают большую часть их душевных сил», — рассуждает Сурвилло. Сам он мечтал быть — нет, не космонавтом — машинистом вагона метро. Но возможности попробовать себя в этой роли (может быть, к лучшему?) у Виталия не было.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Основным делом Виталия Сурвилло до появления в его жизни «Мастерславля» было промышленное строительство — он до сих пор остается совладельцем компании «Эспро-Девелопмент». Идея основать городок, где дети проживают несколько вариантов своей взрослой профессиональной жизни, у Виталия появилась из-за проблем с кадрами в основном бизнесе. «У нас по традиции полстраны юристы и экономисты, а как правильно положить арматуру или залить фундамент, знает очень маленькая прослойка квалифицированных рабочих», — сокрушается Виталий. Решив бороться с проблемой глобальными методами, он стал членом нескольких комиссий по вопросам профессионально-технического образования при правительстве и президенте, но быстро разочаровался — общественная активность видимых результатов не дала.

Тогда Сурвилло решил воплотить идею в форму частной компании. По замыслу, будущие врачи, пожарные и банкиры должны найти себя, прожив один день из гипотетической взрослой жизни. Изучив рынок, Сурвилло вышел на мексиканский проект Kidzania, который в тот момент открывал свое испанское представительство. Чтобы сэкономить время и средства, российский бизнесмен решил купить у компании франшизу. Но переговоры зашли в тупик: Виталий хотел максимально индивидуализировать московский городок профессий, а головной офис настаивал на едином формате. Кроме того, формат Kidzania не предполагал серьезных сценариев, которые дают детям возможность стать звездой театра или починить канализационную трубу, а не просто поиграть во взрослого. «Надеть колпак с красным крестом или прокатиться в машине с мигалкой — это не то, что я хочу дать детям. Ребенок должен чувствовать, что к концу дня он научился чему-то, что теперь он знает больше», — делится Виталий.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Расхождение интересов с мексиканскими коллегами привели Виталия к решению запускать проект в одиночку. Придерживаясь линии национального своеобразия, он назвал проект очень по-русски — «Мастерславль» и нацелился на поиск инвестиций, которых требовалось ни много ни мало — больше 700 млн рублей. Сурвилло использовал классическую систему «трех F»: family, friends, fools (семья, друзья, «дураки»). Первые два ресурса здорово помогли, а вот с последними — сторонними энтузиастами, решившими поддержать проект, — оказалось сложнее. Сурвилло раcсчитывал на очередь из частных и государственных компаний, которые захотят разместить свои мастерские в городке и учить детей своей профессии. Но ажиотажа не случилось, а многие вообще отказывались обсуждать варианты сотрудничества. Первым в списке «опекунов» (так Виталий называет компании, представленные в «Мастерславле») оказался Сбербанк.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Опекуны сами оформляют тематическую мастерскую и нанимают аниматоров — этим ограничиваются их финансовые обязательства перед «Мастерславлем». А выгода от присутствия в городке не заканчивается на рекламе «здесь и сейчас», уверен Сурвилло. «Пятилетний ребенок цепко фиксирует в памяти все картинки и названия. Если ему довелось поработать механиком в Chevrolet или Citroen, продавцом в «Азбуке Вкуса», операционистом в Сбербанке, в зрелом возрасте он с большой вероятностью бессознательно выберет именно эти бренды», — считает предприниматель. Кроме того, популярности резидентам «Мастерславля» добавляет мощная реклама в соцсетях, которую создают мамы и папы, выкладывая фотографии своих чад на фоне вывесок в городе мастеров.

Я б в пожарные пошел

В «Мастерславле» ждут детей от 5 до 15 лет. Занятия в мастерских проходят в нескольких возрастных группах по 4–6 человек. За день город мастеров проводит два сеанса по четыре часа. За одно посещение каждый участник может попробовать себя максимум в шести разных ролях. «Взрослый день» ребенка начинается с экскурсионной поездки на «волшебном» поезде, который доставляет его в первый пункт назначения — Сбербанк. Там будущий мастер получает местную валюту — золотые таланты, на которые можно приобретать навыки в разных областях, и паспорт гражданина «Мастерславля». После этого каждый ребенок должен выбрать, чему он хочет научиться, и записаться в одну из мастерских — их в городке 67. Выбор должен быть продуманным: когда «государственные» деньги кончатся, их придется зарабатывать собственным трудом: например, можно поработать мойщиком автомобилей или специалистом по пеленанию младенцев.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Занятия проходят по разным сценариям — в каждой мастерской по 5–6 вариантов развития событий, а на весь городок наберется больше 300. Будущие пожарные, например, после сигнала тревоги в полной экипировке спускаются по пожарному шесту и разделяются на три группы. Малыши едут снимать котенка с дерева, дети постарше тушат пожар (естественно, бутафорский), а подростки отправляются в зону завала, где проводят поиски пострадавших, устраивают «минуту тишины», достают из-под обломков манекен и оказывают ему первую помощь.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Тем, кто выбрал профессию инженера-электрика, рассказывают, как течет ток по проводам и почему горит лампочка. Внезапно звучит сигнал тревоги: часть города обесточена. С помощью запасных резервов электроснабжение восстанавливается, бригада выезжает на место аварии. Одна ее часть едет в трансформаторную подстанцию и устраняет несложную поломку, другая узнает, что свет погас из-за разрыва кабеля. Несколько минут работы мастера — и карта города загорается электрическими огнями.

Ребенок может попробовать себя в роли врача, ветеринара, продавца, модельера, актера театра, водителя, строителя, писателя, музыканта, гончара, сантехника и так далее. Никаких гендерных ограничений нет — девочки учатся класть паркет, а в мастерскую по пеленанию младенцев выстраивается очередь из мальчиков, рассказывают создатели «Мастерславля».

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Кроме мастерских в городке готовятся к запуску еще семь целевых программ. Сейчас работают четыре из них: финансовая грамотность, «Три нет» (против наркотиков, алкоголя и курения), демографическая программа «Нас много», защита русского языка. Последняя разработана в сотрудничестве с Институтом русского языка. «Это инсталляция с плакатами, где написаны иностранные слова, которые постоянно проскакивают в нашей речи, но имеют прекрасные русскоязычные синонимы. Вместе с ребятами мы будем искать замену англицизмам. Я, например, не понимаю, почему мы упорно называем летчика пилотом», — объясняет Виталий.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Кризис возможностей

Изначально Сурвилло планировал окупить вложенные в проект средства за девять лет, но затянувшееся на три года строительство и экономический кризис отодвинули эту дату минимум на 2–3 года. Целиком запуск проекта занял пять лет: идея появилась в 2009 году, а официальное открытие состоялось в конце ноября 2014 года. По словам Виталия, труднее всего проекту дались поиски помещения и оплата аренды: «Мастерславль» — это не офис и не павильон, а город площадью 6 тыс. кв. м. Ежемесячная выручка в 20 млн рублей едва покрывает арендные расходы.

Выручку предприниматель планирует поднимать за счет роста посещаемости. Рынок, если его можно так назвать, довольно велик: в Москве и области 1,6 млн детей в возрасте от 5 до 14 лет. Городок может принимать по 2,5 тысячи человек в день, но пока посещаемость держится на уровне 700–800 человек — и это несмотря на то, что доля вторичных посещений в «Мастерславле» составляет 90%. В период новогодних праздников в городе мастеров был ожидаемый наплыв клиентов: за 12 дней пришли 10,5 тысячи человек. Выручка за праздничный период составила 11,1 млн рублей. Правда, основатель ожидал лучшего результата: выручка и посещаемость планировались на 20% выше зафиксированной.

©

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».