Остановка по требованию
Правительство с 3 февраля расширило перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых производители не должны выплачивать вознаграждение ретейлерам. В список добавлены куриные яйца первой и второй категорий, а также сливочное масло с массовой долей жира 72,5%. До этого в перечне значились: мясо кур, молоко питьевое пастеризованное 2,5–3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной и ржаной муки.
Действия государства – ожидаемая, хотя в известном смысле запоздалая реакция на серьезное удорожание сливочного масла и яиц. В 2024 году цены на масло выросли более чем на 36%, яйца хотя и подешевели на 11,2%, но это лишь частично компенсировало рост их стоимости на 61,4% в 2023-м.
(Иллюстрация)
Shutterstock/FotodomРасширение перечня социально значимых продтоваров должно способствовать стабилизации ситуации. «Запрет на взимание вознаграждения даст производителям возможность сократить затраты при поставках продукции в торговые сети и направить высвобождаемые финансовые ресурсы на модернизацию и расширение производства», – говорится в постановлении правительства.
Конечная цель – сдержать темпы продовольственной инфляции, которая на середину февраля в годовом выражении составила 11,47 против 10% общей инфляции. Однако независимые эксперты оптимизма не испытывают, полагая, что принятое решение едва ли обеспечит сколько-нибудь серьезное снижение цен на масло и яйца.
Диета для ретейлеров
Как пояснили в пресс-службе Федеральной антимонопольной службы (ФАС), согласно закону о торговле, производители продовольственной продукции могут выплачивать торговым сетям вознаграждение за поставку продукции. Отдельно магазины вправе выставлять счета за некоторые услуги – логистику, продвижение, подготовку, обработку, упаковку товаров.
В режиме выживания: эксперты рассказали, что ждет российскую экономику в 2025 году
«Фактически мы можем назвать вознаграждение платой поставщика за вход в сеть и за место его товаров на полке», – говорит доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Светлана Ильяшенко. По ее словам, ретейлерам такая схема выгодна, поскольку позволяет перекладывать на поставщиков и производителей часть издержек – маркетинговых и логистических.
Согласно действующему законодательству, совокупный размер вознаграждения, включая плату за услуги ретейлеров, не может превышать 5% от цены продовольственных товаров без учета налога на добавленную стоимость и акциза для подакцизных продуктов. Доцент Высшей школы корпоративного управления Президентской академии, руководитель холдинга «РусАгроМаркет» Леонид Шляпников пояснил, что бонусы в размере от 1,5 до 5% обычно розничные сети берут с локальных поставщиков.
Своего рода это плата с компаний, которые реализуют продукцию, находящуюся в свободном обращении на территории РФ. Какие-либо иные виды вознаграждений закон не допускает, тем самым ограничивая аппетиты ретейлеров. Таким образом, существующая схема легитимна, что не мешает поставщикам товаров считать ее несправедливой. Многие готовы даже ставить знак равенства между понятиями «бонус» и «побор».
Однако здесь не все так просто. Хотя бы потому, что ретейлеры вознаграждение должны заслужить, выполнив договорные обязательства перед поставщиками по объемам реализации продукции. Бонус может быть выплачен деньгами или предоставлен в виде снижения отпускных цен производителя.
Инфляция, девальвация и угроза стагфляции: какие напасти поразили российскую экономику в 2024 году
Фактически это программа лояльности, которая, по логике, помогает партнерам выстраивать долгосрочное сотрудничество. И торговая сеть, по определению заинтересованная в объемах продаж, получая бонусы, вряд ли будет произвольно повышать цены на товары, чтобы не охладить потребительский спрос.
Тем не менее производители решением правительства в целом удовлетворены. Включение сливочного масла и яиц в список социально значимых товаров направлено на повышение прозрачности товаропроводящей цепи, уверены в «Руспродсоюзе». В «Союзмолоке» признались, что ожидают снижения нагрузки на поставщиков. Это позволит предприятиям оптимизировать издержки, а значит, себестоимость снизится.
Впрочем, торговые сети постараются найти симметричный ответ, чтобы сохранить на текущем уровне маржинальность. После официального запрета вознаграждения за масло и яйца ретейлер может потребовать от поставщика соразмерного уменьшения стоимости отгружаемого товара, предположил зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов. В правительстве же рассчитывают на снижение отпускных цен «в результате увеличения производства продукции».
Куда пропало молоко
Себестоимость любого товара или услуги складывается из множества факторов. Это затраты на закупку сырья (нередко импортного), упаковочных материалов, расходников, оплату рабочей силы, потребляемой электроэнергии, газа, воды и так далее. Существенный вклад в конечную цену продукта вносит налоговая и кредитная нагрузка на бизнес.
(Иллюстрация)
Shutterstock/FotodomЕсть и другие причины, приводящие к негативным для потребителя последствиям. Так, прошлогоднее удорожание сливочного масла, по мнению Леонида Шляпникова, было обусловлено «выраженным дефицитом качественного сырья». Если в конце 1990-х в российском агропроме насчитывалось 20,6 млн дойных коров, то в 2023 году поголовье сократилось до 7,55 млн. Надои за четверть века упали почти на 42%, до 32,6 млн т (по итогам 2022 года).
Что стоит за ослаблением российского рубля, и как оно отразится на всех нас
Что касается производителей куриных яиц, то они столкнулись с увеличением затрат на закупку селекционных материалов и кормов, большей частью импортных. По подсчетам «Росптицесоюза», в 2023 году издержки бизнеса на приобретение оборудования и зарплаты сотрудникам выросли в среднем на 25–30%, на вакцины и препараты – на 15–25%, на упаковку – на 8–25%. Все это и обусловило скачок цен – с 77,3 руб. за десяток яиц в июне 2023-го до 121,8 руб. в декабре, несмотря на рост производства на 1,8%, почти до 38 млрд яиц.
Чтобы исключить повторение кризисных ситуаций, необходим системный подход к развитию молочного животноводства и птицеводства, в частности полноценное импортозамещение в селекции. «Тогда вся производственная цепочка будет под контролем, что позволит избегать резких скачков цен. Поддержка отечественных производителей в этом случае будет обеспечена», – уверен Шляпников.
Секреты товаров «первой цены»
Надо понимать, что включение яиц и масла в перечень социально значимых товаров – еще не гарантия выгоды для конечного потребителя. В «Руспродсоюзе» сообщили, что отпускная цена производителя далеко не всегда определяет стоимость товара на полке. Кроме нее существует торговая наценка (разница между закупочной и продажной ценой товара), которую устанавливает магазин.
Замкнутый круг: почему российские власти не могут справиться с высокой инфляцией
«Наценка включает не только чистую прибыль (в том числе направляемую на возврат инвестиций), но и все расходы организаций торговли: на логистику, упаковку, утилизацию, оплату труда, аренду, оборудование, налоги и отчисления, коммунальные платежи, кредиты, эквайринг», – объяснили в пресс-службе ФАС.
Если ретейлеры, лишенные бонусов за реализацию масло и яиц, поднимут наценку, то эффект от снижения издержек поставщиков и производителей во многом будет нивелирован, говорит аналитик компании «Финам» Игнат Иванов. Задача антимонопольной службы состоит в том, чтобы не допускать подобного развития событий.
«ФАС то проявляет интерес к растущим ценам и запрашивает данные у участников всей товаропроводящей цепочки, то направляет предостережения производителям и торговым сетям о недопустимости экономически необоснованного подорожания товаров», – отметила Ильяшенко.
Рычаги воздействия на недобросовестных продавцов у ведомства есть. В июле 2010-го правительство утвердило «Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены». Он включает примерно три десятка продуктов питания, в том числе сливочное масло и куриные яйца. Документ позволяет ФАС оперативно реагировать на необоснованное повышение торговых надбавок на продовольственные товары.
Дорогая моя еда: сколько россияне тратят на продукты и почему эти расходы так велики
Употреблять власть не всегда обязательно. Ретейлеры тоже проявляют сознательность. Например, в январе 2025 года, по данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), средняя наценка торговых сетей на социально значимые продукты «первой цены» (самый дешевый товар на полке в каждой товарной категории или группа товаров с самыми низкими ценами) составила 4,7%. Показатель снизился на 0,1 п. п. к декабрю 2024-го.
При этом с нулевой и отрицательной наценкой в сетевой рознице в январе продавались самые доступные позиции в категориях «подсолнечное масло», «говядина», «морковь», «тушка цыпленка-бройлера» и «куриные яйца». Правда, товары «первой цены» занимают в ассортименте магазинов лишь около 1%. На остальные 99% товаров ретейлеры вправе самостоятельно устанавливать любую наценку. Она может составлять как 5–7%, так и 20–25%, а иногда и выше, подчеркнула Ильяшенко.
Следовательно, потерю вознаграждения от производителей сливочного масла и яиц торговые сети способны компенсировать, подняв цены на продтовары, не включенные в перечень социально значимых. Потенциально подорожать могут и сливочное масло жирностью 82,5%, и яйца высшей категории и отборные. Получается, что продовольственная инфляция в ближайшие месяцы, скорее всего, сохранится на высоком уровне.