Эта редакция проекта КоАП далеко не первая. Порядка десяти лет законодатели ведут разговоры о необходимости заменить действующий кодекс, который превратился в «лоскутное одеяло» из-за тысячи внесенных в него правок, на более современный и удобный. Сначала над своим вариантом работали в Госдуме, затем процесс переместился в Минюст. В январе 2020 года министерство представило свой вариант, но он не устроил ни граждан, ни правозащитников, ни политиков.
Недовольство, в частности, вызывало серьезное увеличение штрафов для водителей: за превышение скорости на 20–40 км/ч предлагалось штрафовать не на 500 рублей, как сейчас, а на 3 тыс. рублей. После этого документ дорабатывался несколько раз, и от таких санкций отказались. Нет их и в нынешней версии документа, выяснил «Профиль». Однако водителей все равно ждет много новшеств.
Грязные номера и новые риски
По проекту, повышается размер штрафа за ряд нарушений, совершенных повторно. Например, за управление автомобилем с нечитаемыми номерами на первый раз будет грозить штраф 500 рублей, а затем – в десять раз больше или лишение прав на 1–3 месяца. Нечитаемыми могут признаваться и грязные номера.
Эксперты считают идею несправедливой и несущей коррупционные риски. «У нас полгода зима. И за зиму есть огромное количество ситуаций, когда машина становится просто "чумазой"», – говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, подчеркивая, что на дорогах применяются реагенты. По его мнению, в снегопад можно брать и наказывать буквально каждого автомобилиста. «Это безумие какое-то. Это абсолютно недопустимо», – считает он.
Пассажиры нарушают правила: 6 случаев, когда водителю придется заплатить штраф
Аналогичные опасения высказывает и руководитель направления юркомпании a.t.Legal Вадим Резниченко, по словам которого, в межсезонье автолюбители могут попросту не обратить внимание на загрязненность номерных знаков. «Неправильно было бы лишать их за это водительских удостоверений, достаточно штрафа. Кроме того, существование угрозы лишиться прав за данное нарушение в итоге приведет к попыткам "договориться" с сотрудниками ГИБДД, которые, понимая отсутствие реальной общественной опасности подобного нарушения, будут охотнее соглашаться на предложения водителей "урегулировать вопрос на месте"», – полагает он.
В шесть раз – с 500 до 3 тыс. рублей – увеличится штраф для водителей, которые повторно попадутся инспекторам ГИБДД с чрезмерно затонированной машиной.
Еще сильнее вырастут штрафы для тех, кто решится скрыться на машине от инспекторов. За неоднократный отказ остановиться, если это создало угрозу жизни или здоровью граждан, будет полагаться лишение прав до трех лет или штраф 40 тыс. рублей. Сейчас нарушителям грозит штраф 500–800 рублей.
Лишиться прав до суда
Новым будет и появление такого механизма, как временное ограничение водительских прав. Применяться он будет в случае грубых нарушений, за которые полагается отправка автомобиля на штрафстоянку, в частности, в отношении нетрезвых водителей. До решения суда им придется ходить пешком, а за нарушение запрета придется заплатить в казну от 1 тыс. до 3 тыс. рублей. Сейчас до суда у человека права продолжают действовать.
«В целом логика законодателя по данному вопросу понятна – не позволить лицу, которое уже совершило опасное деяние, но еще не привлечено к ответственности, использовать транспортное средство и предотвратить риск рецидива до официального лишения прав», – говорит адвокат, партнер J&S Legal Counsels and Trustees Константин Ерохин. Однако, по его мнению, применять такое ограничение стоит только в случаях, когда речь идет об управлении автомобилем в нетрезвом виде.
Конфискация как наказание: пьяных водителей оставят без колес
Эксперты обращают внимание, что в назначенный судом срок лишения водительского удостоверения время этого «временного ограничения» не засчитывается. Таким образом, реально нарушителю придется побыть пешеходом гораздо дольше, чем укажет суд.
«Между вынесением протокола об административном правонарушении и судебным заседанием может пройти и два, и три месяца. А для полного и детального рассмотрения дела суду может понадобиться изменить подсудность (дело уйдет на рассмотрение в другой суд. – «Профиль»), запросить письменные доказательства, видеозаписи правонарушений, привлечь свидетелей и так далее. Перерыв между заседаниями может составлять месяц, а то и два. В таком случае время ограничения права управления транспортным средством может оказаться больше самого срока лишения водительских прав, если водителя все-таки привлекут к административной ответственности», – говорит управляющий партнер юркомпании «Позиция права» Егор Редин.
Он также обращает внимание, что если суд в итоге оставит водителю права, то получается, водитель был безосновательно подвергнут серьезной санкции. Если же вождение транспорта – часть его профессиональной трудовой деятельности, то он будет лишен средств к существованию и потерпит убытки, взыскать которые с органов власти будет, мягко говоря, затруднительно.
«В этом случае правильным является зачет периода временного ограничения в правах при исчислении срока лишения прав по решению суда», – говорит Вадим Резниченко.
Наказания для пьяных
На этом новшества для нетрезвых водителей не заканчиваются. Если документ станет законом, то водителю, попавшемуся пьяным за рулем, придется внести залог в размере 30 тыс. рублей, чтобы забрать транспортное средство со штрафстоянки. Эти деньги потом пойдут на уплату штрафа, если суд его назначит. Также проект увеличивает с 30 тыс. до 50 тыс. рублей штраф пьяным водителям, если в салоне во время поездки был ребенок до 16 лет. Наличие ребенка в такой ситуации можно расценить как отягчающее ответственность обстоятельство, считает Петр Шкуматов. Поэтому он не против идеи.
Обоснованном предложение называет и Вадим Резниченко. ««Водитель подвергает риску не только себя, но и детей», – объясняет он свою точку зрения.
Ужесточение и смягчение
В доработанном тексте сохранилось несколько норм, которые обсуждались ранее. Среди них штраф 3 тыс. рублей за опасное вождение, то есть за несоблюдение безопасной дистанции между автомобилями, резкое торможение, препятствование обгону и т. п. Также осталась норма о лишении прав за систематические грубые нарушения ПДД, такие как проезд перекрестка на красный свет светофора, непропуск пешехода на переходе, выезд на железнодорожные пути на запрещающий сигнал семафора и ряд других. Три нарушения за год – лишение прав на год–полтора, но есть обязательное условие – нарушение зафиксировано инспектором, а не камерой.
Наезд на кошелек: новые способы отъема денег у автомобилистов
Преждевременным введение ответственности за систематические нарушения считает Константин Ерохин. «Для подобных норм должна сложиться определенная культура вождения, создавать и культивировать которую должно государство. Поэтому к этому вопросу стоило бы вернуться через 15–20 лет», – полагает он.
Однако сохранена и смягчающая опция для водителей, если автоматическая камера зафиксировала превышение ими скоростного режима на 20–40 км/ч. Они будут считаться не подвергнутыми наказанию с момента уплаты штрафа. Сейчас действует общее правило – человек считается подвергнутым наказанию в течение года с момента оплаты взыскания.
Мелкие хулиганы
Новшества подготовлены не только для автомобилистов. Дороже будет «стоить» мелкое хулиганство, то есть оскорбительное приставание к гражданам и нецензурная брань в общественных местах. Сейчас нарушителю грозит штраф от 500 до 1 тыс. рублей, а проект нового кодекса повышает санкцию до 3–5 тыс. рублей. Если же человек при этом еще и не подчинялся требованиям полицейских, то размер штрафа составит от 5 тыс. до 10 тыс. рублей против нынешнего 1–2,5 тыс. рублей. Еще более высокий штраф – от 10 тыс. до 15 тыс. рублей – будет грозить тому, кто попадется на мелком хулиганстве повторно в течение года.
Также к мелким хулиганам будут отнесены «неопасные» авиадебоширы, их будут штрафовать на 30–500 тыс. рублей. За невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна пассажиров будут штрафовать на 20–40 тыс. рублей (сейчас – от 2 тыс. до 5 тыс. рублей).
Впервые в федеральном КоАП может появиться штраф 1–2 тыс. рублей за нарушение тишины в жилых помещениях с 23 до 7 часов. Сейчас регионы решают вопрос об ответственности самостоятельно, а потому правила могут разниться. Например, в Московской области штраф может достигать 3 тыс. рублей, а в Москве – на тысячу меньше.
Также впервые появится в КоАП взыскание от 3 тыс. до 5 тыс. рублей за выгул потенциально опасных собак без намордника и поводка. Почти два года действуют правила, согласно которым таким собакам разрешено без каких-либо ограничений передвигаться исключительно на территории владельца – за забором с предупреждающей табличкой о наличии потенциально опасной собаки. К таким правительство ранее причислило чуть более десятка пород и их метисов: питбуль мастиф, северокавказская собака, бразильский бульдог и другие.
Пока документ еще не поступил на рассмотрение Госдумы, и реальные сроки вступления новшеств в силу неизвестны.