Ипотечники
Первыми на себе эффект от роста курса ощутили те, кто брал ипотеку в валюте. Еще несколько лет назад банки охотно раздавали ссуды в валюте: долларах или швейцарских франках. С тех пор многие банки полностью перешли на кредиты в рублях, однако у них еще остались клиенты, взявшие долгосрочную ипотеку с иностранных дензнаках и теперь оказавшиеся не в состоянии платить взносы. «Наиболее быстро ослабление рубля проявилось в секторе валютного кредитования, и те, кто брал кредит в евро или долларах, уже ощутили на себе все «прелести», — говорит руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова. — В дополнение к процентам по кредиту, размер платежа увеличивается на величину удорожания доллара или евро». Если заемщик брал кредит в 2007-2008 году, то нагрузка на него могла вырасти более чем в два раза.
В страхе потерять жилье несколько дней назад клиенты некоторых российских финансовых структур вышли с пикетом к зданию Центробанка. А ранее они обратились к главе ЦБ Эльвире Набиуллиной с просьбой вмешаться в их взаимоотношения с банками: ограничить рост выплат в связи с удорожанием валюты на 10-15% от начального уровня или перевести основной валютный долг в рубли по курсу на дату выдачи кредита. Однако ЦБ предпочитает не вмешиваться в эту ситуацию, а эксперты указывают, что граждане должны были изначально осознавать валютные риски, и поэтому не должны претендовать на какую-либо помощь.
Автолюбители
Рост стоимости валюты также заметно влияет на цены тех авто, которые в нашей стране не производятся. «В начале года ряд производителей уже повышал цены в связи с ростом валюты, поэтому дальнейший рост курса доллара и евро не оставит автопроизводителям другого выбора, как поднять цены еще раз», — говорит ведущий аналитик Локо-Банка Виталий Лакеев. Первая реакция на текущую ситуацию — повышение стоимости в районе 1,5-2%. Дальнейшее падение курса рубля может привести к 5-10%-му повышению цен на автомобили. Скорее всего, увеличение ценника мы увидим уже осенью. В частности, подорожают европейские и американские автомобили (BMW, Audi, Mersedes-Benz, Porshe и т.д.), собранные на своей родине. «Эта участь также грозит автомобилям, которые собираются на территории России, — говорит аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка Роман Ермаков, — Большинство комплектующих для них все равно поставляется из Европы».
«Бензин тоже подорожает, в связи с удорожанием сырья, — говорит аналитик «Альпари» Анна Кокорева. — Несмотря на то, что сами нефтяные котировки находятся на низких уровнях, рост курса доллара приводит к удорожанию сырья». Дорожают и услуги по обслуживанию авто, так, стоимость технического осмотра уже выросла на 10-15%. «Если доллар вырастет до 37,38 рублей стоимость технического обслуживания подорожает еще на 30%», — уверен руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев.
Путешественники и курортники
Среди пострадавших также окажутся туристы, которые не смогут путешествовать за границу из-за роста стоимости билетов и самих путевок. Турпоток из России, в частности в зарубежные страны, уже обвалился в 1 полугодии на 28%. Дальнейшее падение может оказаться еще более масштабным. И это будет касаться не только путешествий в страны Европы или США, но и в Азию, так как рубль обесценивается ко всем валютам одновременно. «Только за последние месяцы средняя стоимость тура выросла больше чем на 10%. При сохранении подобной тенденции зарубежный отдых смогут позволить себе только те, кто получает зарплату в американской валюте. Для них цены практически не изменятся», — считает руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев. По мнению Анны Кокоревой, с сентября стоимость путевок возрастет еще на 15-20%.
Вместе с тем для многих россиян неподъемными стали и поездки внутри страны. «Расходы авиакомпаний на лизинг самолетов (все сделки в валюте) еще больше увеличатся, а это, неминуемо, приведет к подорожанию билетов. Так, доля лизингового платежа в стоимости билета составляет примерно 15%, следовательно, девальвация рубля может увеличить цену билета минимум на 200 – 400 рублей», — рассуждает Роман Ермаков. Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» уже отметил резкое падение спроса на аваибилеты. По словам гендиректора перевозчика Виталия Савельева, падение глубины продаж начало фиксироваться около двух месяцев назад, и это связано с тем, что россияне начали отказывать себе в поездках.
Любители гаджетов, молодые родители и остальные обыватели
Вырастут цены и на бытовую технику и электронику, большая часть которой импортируется. «Пока падение рубля сильно не отразилось на этой категории товаров, поскольку большая часть ритейлеров имеет определенные запасы на 2-3 месяца, — рассуждает Наталья Самойлова. — Но как только начнется поступление новых партий товаров, увеличение стоимости неминуемо». Можно ждать повышения цен и в сегменте обуви-одежды. Уже зимнюю коллекцию текущего года мы будем покупать на 5 – 10% дороже. Подорожают импортные лекарства, импортные строительные и отделочные материалы. То же самое можно говорить и о товарах для детей, большая часть которых производится за рубежом. Особенно это касается качественного детского питания.
Впрочем, резкое ослабление национальной валюты, безусловно, скажется на подорожании всего спектра импортируемых продуктов, а введенное недавно эмбарго на сельхозпродукцию только добавит ускорение росту цен. Рост валютного курса уже сильно сказался на стоимости продуктов. Например, с начала 2013 года (когда и начался девальвационной период для рубля), российская валюта девальвировалась к доллару более чем на 20%, к евро — почти на 25%.
«Из-за этого импортная свинина подорожала почти на 35%, курятина на 40%, а говядина на все 50%. Доля импортного мяса в России составляет порядка 20%, а общая доля потребления мясной продукции в потребительской корзине россиян около 9% (порядка 3 тыс. рублей в месяц в среднем по данным Росстата каждый россиянин тратит на мясо и мясные изделия — «Профиль»)», — рассуждает аналитик «ИнстаФорекс» Антон Фомин. В этом году, говорит эксперт, на рост цен наложится и ограничение импорта на 5-6%. «Новые поставщики — это новые условия и новые затраты на доставку, которые будут отражаться на стоимости товаров для конечного потребителя. Поэтому во всем, что касается импорта, можно ждать роста цен в среднем на 10%», — резюмирует Наталья Самойлова. В той или иной мере в числе пострадавших окажутся практически все жители России, которые получают номинальный доход в рублях, а таковых, как известно, абсолютное большинство.