«Большое значение для реализации потенциала креативных индустрий играет партнерство бизнеса и образования. Бизнес может обеспечить инвестиции в стартапы, кластеры и творческих людей. Но без образования невозможно создать современную базу для взращивания тех самых креаторов, созидателей и трендсеттеров», – отмечает генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Дарья Топильская.
Дизайн – важная сфера креативных индустрий, во всем многообразии профессии. Это графические и моушн-дизайнеры, иллюстраторы, верстальщики и, конечно, промышленные дизайнеры. Хотя в массовом сознании дизайнер всё еще традиционно воспринимается как человек, который придает привлекательный внешний вид техническому решению. Но дизайнер – профессия, прежде всего ориентированная на потребности человека. Не просто красиво, а еще удобно, безопасно, современно, эргономично!
Дизайнер – профессионал, который должен обладать огромным спектром навыков. Важнейшее требование – знания, достаточные для того, чтобы компетентно говорить и с инженером, и с конструктором, и с управленцем о процессах проектирования и внедрения изделия. Такой комплексный подход повышает конкурентное преимущество специалистов на рынке, ведь они способны полностью контролировать и отвечать за процесс проектирования предмета. Воспитывать универсальных профессионалов, конечно, должны учебные заведения. Но как обстоят дела в современных вузах?
Участники «Глобального исследования рынка промдизайна», организованного 2050.ЛАБ, отмечают, что российская система дизайн-образования пока далека от идеала. Обучение должно отвечать запросам индустрии, его актуальными потребностям, которые связаны прежде всего с инновациями.
Разрыв между реальным рынком и выпускниками можно сократить, если вовлечь в преподавание практиков. Сейчас по стандартам их доля должна составлять не менее 5%, и вузы, где этот процент выше, более успешны. Подбор практикующих специалистов, способных вести учебный процесс – тонкая настройка, которая поможет сформировать экосистему промышленного дизайна. Заказчики все еще далеки от исполнителей, а студенты вузов еще дальше.
Повысить качество образования а, как следствие, уровень развития креативных индустрий, помогает организация программ стажировок в компаниях. Такой механизм выгоден обеим сторонам. Студенты получают бесценный опыт и занимаются реальными задачами бизнеса, а предприятия анализируют уровень образования в разных вузах и используют информацию для настройки рекрутинговых процессов. Кроме этого, уже во время стажировки компании отбирают лучших студентов для постоянной работы и могут самостоятельно воспитывать перспективные кадры.
Сформировать новое поколение талантливых промышленных дизайнеров – представителей креативных индустрий, призвана уникальная магистерская программа «Промышленный дизайн и инжиниринг», она функционирует на базе НИТУ МИСИС. Это совместный образовательный проект 2050.ЛАБ и компании Dassault Systèmes.
«Каждый день в мире запускаются новые продукты и происходят события, меняющие пользователей и сценарии их жизни. Значит необходимо думать на опережение и растить профессионалов, которые будут владеть навыками практикующих визионеров. Студенты программы «Промдизайн и инжиниринг» с первого дня интегрированы в дизайн-сообщество, а обучение ведут квалифицированные преподаватели – сотрудники крупных компаний и студий. Первый набор в группы состоялся в прошлом году, уже стартует новая приемная кампания», – говорит руководитель магистерской программы, директор по развитию 2050.ЛАБ Елена Пантелеева.
Качественное развитие креативных индустрий требует системной поддержки со стороны государства и бизнеса. Как отметила на недавнем первом заседании комиссии по развитию креативных индустрий Ассоциации менеджеров руководитель Роскультцентра, директор фест-форума «Российская креативная неделя» Марина Абрамова, важно создавать комфортные условия для работы людей творческих профессий в их родных городах, предотвращая отток специалистов в столицы и за рубеж: «Кредитование малого бизнеса, грантовая поддержка, создание особых экономических условий в регионах, развитие арт-резиденций – это комплекс необходимых мер, о которых мы мало говорим».
Гранты – одна из мер поддержки, которой могут воспользоваться как уже успешно функционирующие организации, так и начинающие специалисты и студенты. Так, в ходе первого конкурса на получение поддержки от Президентского фонда культурных инициатив, прошедшего в 2021 году, из 84 регионов России было подано больше 12,5 тысяч заявок на 84 миллиарда рублей. «22 миллиарда указаны как софинансирование, предложенное грантополучателями. Это те деньги, которые проектные команды и их партнеры готовы вложить в экономику»», – отметил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
Для того, чтобы эта цифра стала еще значительнее, бизнесу и образовательным институциям необходимо продолжать инвестировать в будущих специалистов и нынешних студентов. Знак «Сделано в России» должен стать международным брендом высокого технологического уровня.