Информационное агентство Деловой журнал Профиль

Выход на посадку: как в России модернизируют аэродромы и аэропорты

В РФ реализуется федеральный проект «Развитие опорной сети аэродромов», который является составной частью национального проекта «Эффективная транспортная система». Стоит задача в течение шести лет обновить инфраструктуру не менее 75 воздушных гаваней и увеличить объемы авиаперевозок. Что для этого делают государство и частный бизнес?

В России модернизируют аэродромы и аэропорты

©Александр Кряжев/РИА Новости
Содержание:

Нам бы в небо

Принятая правительством программа предусматривает реконструкцию и восстановление существующих аэропортов и строительство новых. В результате общее количество действующих авиагаваней возрастет с 225 до 242. Пропускная способность аэродромов, относящихся к опорной сети, увеличится примерно в 1,4 раза, коэффициент авиационной подвижности населения РФ – с 0,72 в 2023 году до 1,08 в 2030-м.

Один из приоритетов – оптимизация пассажирских и грузовых авиаперевозок, создание новых маршрутов. Это произойдет, если удастся организовать прямое воздушное сообщение между регионами. Без пересадки в аэропортах московского авиаузла россияне смогут добираться до мест назначения быстрее и дешевле. Именно по такому принципу осуществлялись авиаперевозки в Советском Союзе. Наземная инфраструктура позволяла максимально расширять географию полетов. Только в РСФСР на 1991 год действовало 1450 аэродромов. Из некоторых областных центров лайнеры отправлялись по 100–150 направлениям, а пассажиропоток достигал сотен тысяч, иногда миллиона человек в год.

Назревшие проблемы отрасли планируют решать и вне рамок федерального проекта. Минтранс планирует к концу 2030 года модернизировать в общей сложности 129 аэродромов. Потребности в инвестициях, по оценке ведомства, превышают 522 млрд руб. Из них 366 млрд выделит федеральный бюджет, 29 млрд – власти регионов, 128 млрд поступят из внебюджетных источников.

Насколько подорожают билеты

Треть аэропортов (28) реконструируют в рамках концессионных соглашений с инвесторами. Доля бюджетных ассигнований составит от 20 до 90% стоимости проекта. Размер вклада государства поставлен в зависимость от пассажиропотока. Для ускорения возврата частных инвестиций с 1 сентября 2025 года введен инфраструктурный сбор с авиакомпаний.

В Краснодар по воздуху: главный аэропорт Кубани принял первый за 3,5 года рейс

Очевидно, что дополнительные издержки перевозчики учтут в ценах на свои услуги, что приведет к удорожанию билетов. Таким образом, все россияне, совершающие перелеты по стране или за границу, профинансируют развитие наземной инфраструктуры воздушного транспорта. В Минтрансе подсчитали, что тарифная нагрузка на одного пассажира вырастет в среднем на 150 руб.

Привлечением частных инвестиций занимается созданный по согласованию с президентом Владимиром Путиным Фонд развития инфраструктуры. Предполагается, что организация профинансирует капитальный ремонт не менее 50 аэродромов, а также привлечет средства на закупку модульных зданий и светосигнального оборудования для оснащения аэропортов федеральных казенных предприятий Росавиации.

В свою очередь, холдинг «Новапорт» в 2025–2030 годах обещает инвестировать в строительство и реконструкцию региональных аэропортов до 67 млрд руб. Госкорпорация ВЭБ.РФ подтверждает готовность направить более 52 млрд руб. на реализацию проектов 11 аэровокзальных комплексов, в том числе в Краснодаре, Салехарде, Горно-Алтайске, Магнитогорске, Омске и Архызе.

Опыт модернизации аэровокзального комплекса воздушной гавани Уфы показал, что в ряде случаев можно вообще обойтись без кредитов и бюджетного финансирования. Технологическое сооружение площадью почти 9 тыс. кв. м, объединившее терминалы внутренних и международных рейсов в единый комплекс, предприятие построило исключительно за счет собственных средств.

Курс – на север и восток

Глава государства особое значение придает пассажирским авиаперевозкам на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Что объяснимо: до 90% территории там имеет лишь сезонную транспортную доступность, и в основном речь о речных перевозках. Для большинства населенных пунктов гражданская авиация – единственный вид транспорта, доступный в любой сезон.

В прошлом году в ходе рабочей поездки в Мурманск Путин потребовал создать и поддерживать в Арктике разветвленную аэропортовую сеть – от крупных и средних аэропортов до небольших посадочных площадок. Уже модернизированы аэропорты Якутска, Вилюйска, Черского, Белой Горы, Верхневилюйска, Жиганска, Олёкминска. Президент поставил задачу в 2027–2029 годах построить новый аэропорт Диксона и до 2030-го реконструировать аэропорты Нарьян-Мара и Воркуты.

В июле текущего года власти сообщили о готовности мастер-плана модернизации аэропорта Салехарда. Авиагавань обеспечивает связь с Большой землей и отдаленными районами Ямало-Ненецкого автономного округа (рейсы выполняют вертолеты). Работы начнутся в первом полугодии 2026-го. Впереди строительство аэровокзального комплекса, замена бетонного покрытия ВПП, увеличение количества стоянок самолетов. Площадь терминала вырастет почти втрое, до 13 тыс. кв. м, благодаря чему пропускная способность увеличится с 120 до 600 пассажиров в час.

В конце 2023 года по поручению Владимира Путина Минтранс подготовил комплексный план мероприятий по развитию воздушных перевозок в Дальневосточном федеральном округе, предусматривающий строительство и модернизацию аэродромов, вертодромов и посадочных площадок. Объем работ огромный: на территории ДФО 80 аэродромов и почти 470 посадочных площадок.

Эти объекты транспортной инфраструктуры созданы во времена СССР. Многие не отвечают современным требованиям, а некоторые в прямом смысле слова приходится возвращать к жизни. Так случилось, например, с аэропортом Медный Южно-Курильска на острове Кунашир. В октябре 2006 года его закрыли из-за полного износа взлетно-посадочной полосы. В январе 2007-го открыли, устранив главные проблемы. Полноценную же реконструкцию завершили в 2011 году. ВПП удлинили и заменили бетонные плиты, установили светосигнальное и метеооборудование, построили перрон и здание аэропорта. Работы были выполнены в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область)».

Аналогичные задачи решают другие дальневосточные города и поселки. В 2024 году в эксплуатацию ввели взлетно-посадочные полосы в Охотске, Беринговском, Мирном и Полярном, а за пять предшествующих лет привели в надлежащее состояние 20 посадочных площадок, что позволило организовать регулярные рейсы по местным маршрутам.

В 2023 году завершилась модернизация воздушной гавани Якутска, был введен в строй новый аэровокзал Южно-Сахалинска. Якутский аэродром получил возможность принимать широкофюзеляжные самолеты. Ну а новый терминал сахалинского аэропорта стал в ДФО лидером по площади – почти 47,5 тыс. кв. м, пропускная способность выросла с 1,54 млн до 5 млн пассажиров в год.

Пассажиры у нового здания аэропорта им. А.П. Чехова в Южно-Сахалинске

Новое здание аэропорта им. А. П. Чехова в Южно-Сахалинске

Сергей Красноухов/РИА Новости

Сибирь укрупняет аэропорты

Крупные города Сибирского федерального округа тоже активно перестраивают аэропорты. В 2026 году стартует строительство новой воздушной гавани Омска – аэропорта Омск-Фёдоровка. Проект планируют реализовать до конца 2028-го. В результате пропускная способность вырастет более чем в два раза, до 3,5 млн пассажиров в год. На аэродроме предусмотрено 25 стоянок для самолетов, длина взлетно-посадочной полосы составит 3,2 км.

Первый этап реконструкции аэропорта Новосибирска Толмачёво завершился в 2023 году. На сегодня это самый большой региональный авиахаб. Высота аэровокзала – 32,2 м (как у девятиэтажного дома), в здании 54 стойки регистрации, 25 лифтов, 18 эскалаторов и шесть телескопических трапов. Это позволяет обслуживать более 9 млн пассажиров в год. В 2025-м очередь дошла до аэродромной инфраструктуры. До ноября 2027 года построят две рулежные дорожки, площадки для противообледенительной обработки самолетов, аварийно-спасательную станцию, учебно-тренировочный комплекс, установят радар, современное метеооборудование и светосигнальную систему.

Реконструкция взлётно-посадочной полосы в аэропорту Толмачево

Реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Толмачёво

Александр Кряжев/РИА Новости

В течение трех лет планируют завершить реконструкцию аэродрома и достроить аэровокзальный комплекс аэропорта Горно-Алтайска. Предстоит удлинить ВПП, расширить перрон, с 10 до 21 увеличить количество стоянок для воздушных судов, построить магистральную рулежную дорожку, заменить системы светосигнального и навигационного оборудования. Это даст возможность обслуживать более 1,3 млн пассажиров в год (показатель 2024-го – 475 тыс.).

Проекты: от типовых к индивидуальным

Если в СССР аэропорты областных и краевых центров строили в основном по типовым проектам, то сейчас творчество архитекторов жесткими рамками никто не ограничивает. Поэтому решения функциональны и красивы, в них удается сочетать требования безопасности, изящество и местный колорит.

Так, фасады и крыша аэровокзала Симферопольского аэропорта имеют волнообразную форму, отсюда название – "Крымская волна". Морская волна угадывается и в изгибах крыши нового терминала магаданского аэропорта Сокол. Аэровокзальный комплекс аэропорта Улан-Удэ построили в виде буддийской пагоды, согласно традициям и культуре региона.

Геленджик открыли: первый за три года авиарейс на курорт состоится 18 июля

Во всех отношениях уникален новый терминал аэропорта Елизово Петропавловска-Камчатского, эксплуатация которого началась весной 2025 года. На основной каркас здания ушло 9 тыс. тонн металла и 30 тыс. кубометров бетона высоких марок. Несущие колонны способны выдержать землетрясение магнитудой 9. В терминале разместились не только залы ожидания, стойки регистрации, зоны прилета и вылета. Большие площади отведены под общественные пространства для проведения выставок и мероприятий. На крыше вокруг купола конгресс-центра летом будет пруд, а зимой – каток.

Электричкой до стойки регистрации

Развитие системы аэропортов и опорных аэродромов бессмысленно без создания инфраструктуры автомобильного и железнодорожного транспорта. Тема тем более актуальна, что реконструкцию старых и строительство новых воздушных гаваней часто инициируют в интересах туриндустрии. В пример можно привести аэропорты Салехарда, Петропавловска-Камчатского, Архыза.

Как заявил вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий в правительстве строительство и вопросы региональной политики, за шесть лет реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в эксплуатацию ввели 457 км автомобильных дорог, ведущих к аэропортам. Это более 120 участков региональной и местной дорожной сети.

«Сейчас в стране ведется масштабная работа по развитию аэропортов: строятся новые и реконструируются существующие аэровокзальные комплексы, модернизируется аэродромная инфраструктура. Вместе с этим приводим в нормативное состояние и подъездные пути к воздушным гаваням… В 2025 году мы продолжим эту работу благодаря новому нацпроекту "Инфраструктура для жизни"», – подчеркивал вице-премьер.

В России появляется все больше аэропортов, связанных с городами прямым железнодорожным сообщением – скоростными электропоездами и обычными электричками. Им не угрожают автомобильные пробки, поезда строго по расписанию прибывают к терминалам аэровокзалов, цены на билеты ниже, чем на услуги такси.

В Москве аэроэкспрессы ходят в Шереметьево с Белорусского вокзала и в Домодедово с Павелецкого вокзала (до аэропорта Внуково протянули метро). В Екатеринбурге в аэропорт Кольцово электрички отправляются со станции Свердловск-Главный; во Владивостоке – с вокзала (это центр города) в аэропорт Кневичи; в Казани – с вокзала в международный аэропорт Казань; в Сочи – с центрального вокзала в аэропорт Адлер. Таким образом, дорога в небо в прямом смысле слова начинается под стук колес поезда.

Самое читаемое
Exit mobile version