Создатель интернет-магазина FUCKamerica.ru Тимофей Лещенко:
— Когда против России ввели санкции, я сразу заказал себе коврик в виде американского флага. Затем мои друзья начали говорить, что хотят такой же, и я понял, что на это есть спрос. Сделали сайт, сначала заказали партию ковриков, затем добавили майки, бумажные полотенца с флагом США или лицом Обамы. Первый коврик, который я заказал, был не очень качественным, а в магазин мы заказываем только качественный товар. Ни у кого в России, наверное, нет таких ковриков.
Вообще я занимаюсь производством и продажей детских товаров. В общем, импортозамещением. Мой бренд называется Mama’s Helper, но в планах сделать название русским. А магазин с ковриками — это второе направление. Из хобби оно переросло в довольно прибыльный бизнес. Часть выручки мы передаем в фонд помощи Новороссии.
Поначалу, как санкции ввели, народ раскупал все моментально: было по 100 заказов в день. Сейчас уже меньше: по 20. Чтобы не зависеть от переменчивого спроса, мы делаем линейку более разнообразной.
Что самое интересное, почти половину продукции у нас заказывают на Украину. Народ устал от диктатуры США… А футболки с принтами на английском иногда заказывают в Германию. В Европе все прекрасно всё понимают. Сами вводят санкции, а потом тихо извиняются и говорят, что «вынуждены играть по правилам».
Юридических проблем у нас с этими товарами не было. Есть какая-то статья об осквернении национального флага, но на этих ковриках не наш же флаг напечатан. Да мы и не заставляем людей вытирать об него ноги. Мы на сайте даже пишем: «Заходи, не топчись». И туалетная бумага с лицом Барака Обамы — это просто сувенир-раскраска.
Мы долго не могли разместить рекламу на билбордах, все компании отказывались с нами работать, потому что «не хотят проблем». Еще недавно публицист Виктор Шендерович заявил, что он шел на эфир и увидел «промышленным образом» сделанный щит с нашим сайтом. Недолго думая, он сказал в эфире радиостанции, что мы прикормленные Кремлем агитаторы. Мол, на это в стране деньги есть… Так вот хочу ему передать, что наш проект чисто коммерческий, мы ни на какой службе не состоим и никому не подчиняемся.
Сооснователь компании Hearts of Russia Степан Колесниченко:
— Нашим первым проектом стала разработка бренда крупных городов России. Им захотелось создать патриотичный бренд, не связанный с сувенирами или ассоциациями с Советским Союзом. Вдохновились примерами брендов вроде I love NY и начали распространять линию I love Russia сначала в Москве, а затем в других российских городах.
Специфика компании в том, что ее товары посвящены России, а если в принтах используются, например, гербы, они обработаны дизайнерами так, чтобы не напоминать официальную символику.
Сначала компания размещала стенды со своей продукцией, например, на Арбате или на теплоходах. В этом году уже работают собственные магазины «Сердца России». Флагманский магазин расположен в ГУМе. Думаю, мы уже крупнейшая патриотическая сеть в России.
Да, мы с братьями считаем себя патриотами и полагаем, что футболка с Владимиром Владимировичем для многих может быть символом патриотизма. Я не буду комментировать наши политические предпочтения, скажу только, что мы, запуская эту линейку товаров, разделяли чувства многих наших сограждан. Мы, как и многие, были восхищены уровнем, на котором провели Олимпийские игры в Сочи, и заметили, что даже те, кто не поддерживал политический курс, были поражены тем, что страна тогда сделала. Заслуга лидера страны была налицо.
Затем мы увидели, что по результатам опроса 1 млн человек купил бы футболку с портретом президента и стал бы ее носить. Это, наверное, тот случай, когда желаемое для нас совпало с бизнес-идеей.
В апреле 2014 года пришла идея запустить коллекцию с портретами президента России и другими политическими деятелями. Сейчас эта коллекция занимает большую долю сетки компании. Одежда с портретами Владимира Владимировича самая популярная, на втором месте — глава МИДа Сергей Лавров. Благодаря принтам с президентом в этом году продажи Hearts of Russia выросли в среднем на 25–30%, а летом и на 50%, но это также обусловлено тем, что открылось несколько фирменных магазинов.
Hearts of Russia сотрудничает в том числе с дизайнерами AnyaVanya, которые три раза арендовали точку на первом этаже ГУМа и продавали там свои патриотические футболки. «АняВаня» получали по 15 млн рублей за день, а постоянный магазин Hearts of Russia на третьем этаже получает столько же за месяц с июля по октябрь. Hearts of Russia скорее достиг синергии с точкой «АняВаня» в ГУМе, так как магазины находятся в разных местах, и если первый работает там постоянно, то второй проводит только разовые акции.
В октябре выручка магазина «Сердца России» в ГУМе начала снижаться, потому что люди покупают меньше футболок, когда холодает, а свитшоты стоят дороже. На популярности принтов с Путиным это не отражается, если летом доля коллекции с его портретами занимала 65–70% товарной сетки Hearts of Russia, то сейчас компания снизила ее до половины.
Мы понимаем, что рейтинг политика — штука нестабильная, но спрос на патриотизм вряд ли будет падать. Мне кажется, что такие чувства всегда есть у нашего народа независимо от Крыма или Олимпийских игр. У нас, например, будут коллекции, посвященные Льву Яшину, Юрию Никулину, — это то, что всегда близко человеку, живущему в нашей стране, потому что эти люди ее прославили. В данный момент такие чувства связаны с Владимиром Владимировичем.
Как бизнесмен, скажу вам, что у нас очень быстрая оборачиваемость товара, и поэтому нам не страшно, если настроения россиян переменятся и они перестанут покупать, например, футболки с принтами про санкции. От момента, когда товар произведен, до того, как он раскупается, проходит две недели. Те же принты про санкции у нас в линейке занимают около 5%. Если завтра отношение к ним изменится с ироничного на более агрессивное, мы сразу перестанем их продавать, потому что не хотим вызывать у людей злость.
Создатель интернет-магазина «Русатрибут» Игорь Чернышев:
— Я сам разделяю здоровый национализм и здоровые патриотические настроения, другое дело, что они бывают разные. Патриотические товары сам использую, но довольно редко. Я придерживаюсь традиций и несколько раз в год могу носить косоворотку. Маргинальные флаги я нигде не развешиваю.
Раньше в мой круг общения входили представители патриотических движений, поэтому и пришла идея создать специализированный интернет-магазин. Этот магазин должен был, по моей задумке, наверное, пропагандировать интерес к своим корням, уважение к традициям и предкам. Я поначалу даже не задумывал его как бизнес.
В 2013-м я магазин продал, потому что он занимал узкий сегмент, а в других нишах было больше перспектив. Он был моим первым проектом, я много в него вложил. Но он, к сожалению, не дал ожидаемых результатов. Возможностей больше, когда рынок уже сформирован. Сейчас мой бизнес связан, например, с детскими игрушками.
Три года назад было сложно найти качественные патриотические товары, и я искал лучшие и самые интересные. Сейчас я вижу, что на сайте представлена не такая качественная продукция, хотя тогда я начинал с такой же линейки — футболок, флагов.
Спрос в таком сегменте непредсказуем — мы же не знаем, точно ли подпишут завтра, скажем, соглашение о входе Крыма в состав России. Предпринимателям, для которых важен бизнес, а не пропаганда, обычно все равно, что продавать, — и футболки с Путиным, и с имперскими флагами, и с надписью «Я девушка кавказца». А это обычно вещи низкого качества. Я же старался ориентироваться на качественные вещи.
То есть предприниматели, для которых важна прибыль, не просядут, как бы ни менялся спрос, потому что они сразу наштампуют товары с другими принтами. А те, кто, как я, торгует хорошими товарами, не пропадут, потому что у них есть небольшая постоянная аудитория, которая будет приносить им доход.
Владелец компании Prowine Илья Защук:
— Мне нужно было создать партию подарков на военную тематику к 23 февраля, и менеджер предложил использовать «вежливых людей». В следующем году мы предложим корпоративным клиентам подарочный алкоголь, на котором они нарисованы. Клиент, одно крупное оборонное предприятие, уже как-то попросил нас написать на бутылках виски «Под санкции не попадает». Но вообще спрос именно на политическую символику у компаний небольшой. Если попросят — сделаем.
Может, образ «зеленых человечков» уже слишком растиражированный, но такой образ армии мне нравится. Но самому носить майку с какой-то символикой мне не хочется. Не хотелось бы, чтобы были популярны сувениры, связанные с войной. А спрос на патриотизм мне нравится.
Артем Войнаровский, координатор проекта «Вежливые коты»:
Проект «Вежливые коты» был открыт весной с главной целью — путем выпуска патриотической одежды обеспечить еще один финансовый источник для оказания поддержки пострадавшему русскоязычного населения и помощи ополчению. Попутно мы взвалили на себя еще одну задачу — сделать патриотические вещи модными. Сейчас, по прошествии более чем полугода, можно судить о том, чего мы добились. Только ленивый не попытался выпустить этим летом, вслед за нами, хоть что-либо в этом сегменте. Рынки завалены футболками с Путиным, но если быть честным, это не патриотизм, а пошлость.
Некоторое время назад в нашей жизни были бесконечные клубы, вечеринки. Видимо, по этой причине наш взгляд на одежду для сознательной молодежи отличается от привычного всем. Мы очень серьезно относимся к дизайну и качеству. В наших вещах можно и на работу пойти, и в клуб пропустят.
Мы используем очень хороший дорогой материал и не печатаем дешевые пленки на одежду, закупаем лучшие нити для вышивки. Если где-то увидите патриотическую одежду, шанс одеть на себя качественную вещь есть, но эта вещь будет нашей.
Поскольку мы не просто реализуем, но приобщаем к гордости за свою историю и страну, со многими заказчиками продолжаем общаться. Многие из них начинают помогать нам собирать гуманитарку, участвовать в наших флэшмобах. Так что общаемся постоянно и ни одного недовольного отзыва не было — это уже намек на то, что мы все делаем правильно.
Сейчас наши вещи можно легко увидеть в нескольких сетевых магазинах по стране, в интернет-магазинах, на митингах. Домен давно выкуплен, но сайт мы пока так и не сделали — банально руки не дошли. Мы постоянно чем-то заняты. Наши представительства в соцсетях отлично справляются.
Про объем реализации могу сказать сразу: нет магазинов, которые продавали бы вещи с российской символикой сотнями в день. Наш рынок к этому еще не готов.
Я иногда езжу в метро. Делюсь наблюдением: в вагон летом зайдут 10 человек в маечках с американским флагом — флагом страны уже открыто с нами воюющей. Никто не обратит внимания. Но стоит зайти в вагон с российским триколором на футболке и на тебя уже смотрят как на террориста, который вот-вот выхватит из кармана Тополь-М. Это очень плохо и за державу откровенно обидно. Мы разве под оккупацией?
Спрос на патриотическую продукцию не огромный, но постоянный. В нашей работе довольно важно то, что мы направляем часть средств на благие цели. Поэтому во время проведения массовых акций изготавливать вещи приходится быстрее, ведь многие хотят поучаствовать в добром деле и оставить себе об этом память.
На символике «Вежливые люди» мы никогда не зацикливались. Во-первых, мне сразу было понятно, что очень быстро эту тему превратят в вовсе не вежливую. Во-вторых, у нас есть и другие более яркие линии. Например, сейчас готовится к выходу широкая линия «Новороссия». Такое же название носит Общественное движение легендарного Стрелкова, с которым мы теперь действуем сообща. На днях наконец-то выпал случай подарить ему кое-что из нашей коллекции. А на фронте у многих ополченцев наши шевроны.
В общей сложности направление части средств на поддержку ополчения и пострадавшего от карательной операции Киева населения позволило направить за полгода 17 грузов с самыми важными товарами: медикаментами, продуктами, одеждой, теплой формой для добровольцев. Это не считая переводов и проведения на собранные средства важных мероприятий в наших городах.
На важные цели идет все — за вычетом себестоимости и сопутствующих затрат, вроде бензина и связи. Каждый из нас на жизнь зарабатывает работой, а наш проект патриотической одежды — это не ради наживы. Хотя, как креативный предприниматель, могу сказать, что экономические перспективы у проекта отличные. В мирное время получится хороший бизнес. А сейчас нет, есть вещи поважнее денег.
Вопрос про угасание спроса некорректен. Кто-то уезжает, кто-то возвращается. Это, к сожалению, не отменяет гуманитарной катастрофы, не воскрешает убитые семьи, а мы продолжаем поддерживать Новороссию в силу своих возможностей. Спрос будет расти. Мы для этого и работаем.