Профиль

Почем ЗОЖ для народа: цены на спортивные товары бьют новые рекорды

Весна – традиционный период повышенного спроса на товары для спорта и активного отдыха. Сезонный фактор сработал и в этом году: ритейлеры рапортуют о росте выручки. Но наряду с этим на российском рынке наблюдается ряд других, отнюдь не позитивных тенденций. После начала спецоперации на Украине некоторые иностранные бренды дистанцировались от работы в России, а оставшиеся производители и дистрибьюторы испытывают проблемы с логистикой. По мнению опрошенных «Профилем» экспертов, наиболее острая ситуация может сложиться в сфере профессионального спорта, поскольку перспективы импортозамещения экипировки международного уровня выглядят сомнительно. На массовом же рынке можно ждать дальнейшего роста цен при ухудшении качества продукции.

Покупатели выбирают велосипед в магазине

©Сергей Фадеичев/ТАСС
Содержание:

Насколько подорожали спорттовары

За месяц после начала спецоперации на российском рынке наступила новая ценовая реальность. Как рассказали «Профилю» представители сервиса Price.ru, в марте по сравнению с февралем 2022 года средняя цена на гантели, гири и утяжелители увеличилась на 18%. Самокаты подорожали на 28%, спортивное питание – на 42%, сноуборды – на 57%, товары для фитнеса, аэробики, пилатеса и йоги – на 83%.

Тренд прослеживается и на примере конкретных товаров. Велосипед Stels Navigator 345 Lady Z010 в феврале стоил 12,9 тыс. рублей (средневзвешенная оценка Price.ru), а в марте 15,4 тыс. Разница – плюс 20%. Велосипед Altair 29 D подорожал с 22,5 тыс. до 26,9 тыс. (+20%), гироскутер Smart Wheel 6.5 – с 8,4 тыс. до 9,9 тыс. (+17%).

Существенно изменились цены на электросамокаты. 6 марта модель Shorner X7 PRO стоила на маркетплейсе Wildberries 23,7 тыс. рублей, 27 апреля – 34 тыс. (+43%), модель Xiaomi Mi Electric Scooter Pro 2 – 40,8 тыс. и 49,3 тыс. соответственно (+21%). Цены на хоккейную экипировку в торговой сети «Время хоккея» в марте выросли на 25–30%, в магазине «Топ Айс» – на 80–100%.

Вместе с тем спрос населения на спорттовары тоже вырос. Так, по данным местных ритейлеров, в марте они оказались в числе самых востребованных категорий товаров в Санкт-Петербурге, Брянской области, Красноярском крае и ряде других регионов. «В ожидании неприятностей, обесценивания средств люди начали все скупать. Также сыграл свою роль эффект возвращения к активной жизни после двух лет пандемии», – комментирует «Профилю» завкафедрой спортивного маркетинга университета «Синергия» Андрей Малыгин.

Его наблюдения подтверждает статистика онлайн-сервисов. По данным Price.ru, спрос на велосипеды в марте 2022 года оказался выше на 17%, чем годом ранее. Роликами интересовались чаще на 20%, электросамокатами – на 29%, самокатами – на 40%. Также вырос спрос на инвентарь для активного отдыха: спальные мешки (+21%), походную посуду (+43%) и аптечки (+54%), походные рюкзаки (+30%) и палатки (+10%). Последнюю тенденцию аналитики связывают с радикальными переменами на туристическом рынке.

При этом рост сезонного спроса на спорттовары в этом году произошел на несколько недель раньше, чем в 2021-м, – в начале–середине марта. После прохождения пика стало заметно снижение спроса по многим категориям: по беговым дорожкам (-30%), велотренажерам (-27%), спортивным сумкам (-26%), товарам для фитнеса и аэробики (-20%) и так далее.

Аналогичные тенденции выявил «Яндекс.Маркет». Сразу же после начала спецоперации на Украине (на неделе с 28 февраля) оборот в категориях велосипедов, самокатов, спортивной одежды и тренажеров вырос в среднем на 100%, сообщили «Профилю» эксперты сервиса. «Люди в период волатильности активнее совершали запланированные покупки. В марте наблюдалось снижение спроса, так как необходимые товары в большинстве своем уже закупили», – добавили в «Яндекс.Маркете».

Какие бренды ушли из России

О приостановке работы на российском рынке объявили Аdidas, Nike, Puma, Reebok, Under Armour, New Balance, а также производители профессиональной экипировки Madshus, Rossignol (лыжные виды спорта), Bauer (хоккей), Vans (скейтбординг). Ходят слухи про возможный уход CCM (хоккей) и Fischer (лыжи). Тайвань, производящий 55% брендовых велосипедов в мире (марки Trek, Merrida, Giant, Scott, Colnago), остановил их отгрузки в Россию.

При этом в каждом случае есть свои нюансы. Так, в состав Ассоциации производителей спортивной индустрии (АПСИ) входят российские филиалы Nike, Adidas, Puma. «Эти компании не ушли из России полностью, – рассказал «Профилю» источник в руководстве АПСИ. – Они приостановили работу розничной торговли через фирменные магазины и собственные сайты. Но оптовая торговля продолжается, их фирменная продукция поступает на онлайн-маркетплейсы и там вполне легально продается».

Производитель спортивной экипировки Adidas приостановил сотрудничество с Российским футбольным союзом. В марте сборная России еще тренировалась в форме Adidas, что будет дальше, неясно

Григорий Сысоев / РИА Новости

Входящие в АПСИ иностранные бренды делают все для того, чтобы остаться на российском рынке, заверили в ассоциации. «В зарубежных штаб-квартирах ищут новые логистические схемы, – отмечает собеседник. – Пока все сложно даже с пересечением российско-белорусской и российско-казахстанской границ. Контейнеры с продукцией стоят неделями, их не пропускают. В идеале через некоторое время новые коридоры будут согласованы, и мы сможем подтвердить, что бренды остаются в России. Пока они держат на зарплате сотрудников и ждут разрешения ситуации».

Более значительными последствиями может обернуться уход из России сети супермаркетов «Декатлон» (импортирует из-за рубежа 92% товаров). Он был анонсирован в конце марта, но моментального закрытия магазинов не произошло. Впрочем, постепенно представительство сети сокращается: так, на рубеже апреля–мая прекращают работу два магазина в Москве, один в Санкт-Петербурге, один в Уфе.

«Ценность "Декатлона" – в наличии своих инженерных разработок и уникальной бизнес-модели, которая действительно делает спорт доступным. Это IKEA в мире спорттоваров. Где еще вы купите лук для левши и лук для правши? – задается вопросом Андрей Малыгин. – Да, многие товары можно найти в специализированных магазинах. Но вряд ли какой-то игрок отрасли сможет в одиночку заполнить место, которое занимал "Декатлон" в сознании россиян, увлеченных спортом».

Что мешает импортозамещению

Какова доля импорта на российском рынке спорттоваров? В конце марта в Минпромторге РФ заявили, что отечественные предприятия производят 70% единиц номенклатуры спортивной продукции. Однако эксперты «Профиля» отнеслись к этой цифре скептически. Так, в АПСИ считают, что Россия обеспечивает себя спорттоварами на 40%. А гендиректор компании–производителя экипировки SiimB Станислав Соколов выразил мнение, что доля импорта на рынке спорттоваров стремится к 85–90%.

К этому близка оценка Андрея Малыгина. «На наших фабриках производится до 20% спортивных товаров, – говорит он. – Все зависит от типа продукции. В спортивной одежде доля импорта в районе 70%. С обувью беда – здесь 95% и более. Например, горнолыжные ботинки или профессиональные футбольные бутсы в России в принципе не делают».

Любые количественные оценки приблизительны, ведь раньше структуру рынка толком не изучали, добавляет Малыгин. «Что такое отечественный продукт? – задается вопросом эксперт. – В моем понимании это должен быть бренд, зарегистрированный в России, и производство на нашей территории. Оба этих условия соблюдаются нечасто – от силы наберется до 200 однозначно российских предприятий. В основном они делают довольно простые товары. Хотя есть несколько компаний с продукцией топ-качества, работающих с международными спортивными федерациями: альпинистское снаряжение BASK, одежда Stayer. Но это нишевые игроки, в масштабах рынка они малозаметны».

Задачи целенаправленно развивать российскую индустрию спорттоваров раньше не было, подчеркивают эксперты. «Зачем ритейлеру покупать продукцию экспериментального качества в России, когда есть доступные крупнооптовые поставки из Азии и Турции? Задача магазина – удовлетворять спрос. Товары, которые сегодня можно достать в России, неконкурентоспособны по всем показателям», – делится Станислав Соколов.

«Россия привыкла к международной интеграции, – замечает Малыгин. – У стрелков вся амуниция, вплоть до жилетов, импортная. Ее можно было шить у нас, но зачем? Закупали недорого в Китае. Даже современных футбольных мячей в России нет: ввозим полиуретановые из Китая. Нормальная ситуация для нашей отрасли, у тех же Adidas и Nike фабрики разбросаны по разным странам».

15 апреля министр спорта РФ Олег Матыцин сообщил, что правительство выделило 700 млн рублей на решение вопросов импортозамещения и стандартизации отечественного инвентаря. Вероятно, это только начало. 26 апреля президент Владимир Путин обсудил меры поддержки отечественной индустрии спорттоваров на заседании Совета по развитию физкультуры и спорта.

Профессиональных лыжников и биатлонистов пока не устраивает качество лыж, выпускаемых на российских фабриках

Shutterstock/FOTODOM

Но и при наличии политической воли импортозамещение – процесс небыстрый, утверждают собеседники «Профиля». «Сейчас в России можно в лучшем случае шить, собирать и комплектовать конечную продукцию, – говорит Соколов. – Для более амбициозных планов нет своего сырья, узкоспециализированных агрегатов и опыта наработки качества продукции. Есть небольшие мастерские, которые могут выполнить стартовое техзадание, но объемы их выпуска будут малы, а цены значительно выше рыночного уровня».

«В марте был оптимизм, что сейчас иностранные бренды уйдут и наши предприятия займут их место, – вспоминает Малыгин. – Но вскоре начали рушиться логистические связи. Ведь у каждого российского производителя есть свои поставщики за границей. Ткани, фурнитура – все импортное. И сейчас многие фабрики получают отказы от поставщиков, которые либо физически не могут поставить заказ в Россию, либо отказываются работать по этическим причинам. Как правило, это давние партнеры, фактически друзья. Но теперь они непреклонны: мол, извини, дальше не могу. А с нашей стороны банально трудно переводить оплату европейским бизнес-партнерам».

Только из-за этих трудностей цены на российскую продукцию выросли с февраля на 15–20%, отмечает Андрей Малыгин. «Но это не предел, – замечает собеседник. – Потому что дальше возникает вопрос технологий, компетенций, подготовки персонала. Нашим фабрикам нужны зарубежные лицензии, знания по эксплуатации, программное обеспечение. По этим каналам тоже начинаются отказы. Возникает эффект цунами. Где-то далеко произошел разрыв цепочек. Конечный потребитель его не видит. А в итоге с полок магазинов пропадет привычный товар».

Есть ли риск дефицита спорттоваров

Конечно, в нынешних обстоятельствах нехватка спорттоваров – далеко не первоочередная головная боль россиян. Только 10% респондентов опасаются такого развития событий, говорится в исследовании аналитического центра НАФИ (опубликовано 15 апреля). Намного сильнее наших сограждан волнует возможная недоступность медикаментов (42%), продуктов и комплектующих для автомобилей (по 30%), импортной электроники (27%), товаров для строительства и ремонта (26%), бытовой техники (23%), косметики (23%), одежды и обуви (22%), товаров для детей и животных (по 20%), автомобилей, товаров для дома и сада, мебели (по 18%).

Тем не менее первые сигналы дефицита на рынке спортивной продукции уже есть. «1 сентября [пройдет] набор в хоккейные секции, а с формой большие проблемы. Несколько компаний ушли с рынка, ни по качеству, ни по объемам замены им нет. Есть похожие трудности в фехтовании, стрельбе. Сын футбольные бутсы не может купить. Нужно выкручиваться», – признался 20 апреля министр спорта Подмосковья Дмитрий Абаренов. В Ассоциации предприятий индустрии детских товаров предупреждают об угрозе дефицита детской спортивной одежды и обуви. В Национальном фитнес-сообществе просят у правительства поддержки: «острый логистический кризис» ударил по поставкам оборудования для фитнес-клубов.

"Острый логистический кризис" ударил по поставкам оборудования для фитнес-клубов

Shutterstock/FOTODOM

По мнению Станислава Соколова, в сегменте массового спорта острого дефицита продукции не будет: лишь дальнейший рост цен, означающий снижение доступности спорта для населения. На освободившиеся ниши хлынут китайские бренды спорттоваров. Кстати, в самом Китае крупнейшие из них – Li-Ning, Anta Sports, PEAK и «361» – успешно теснят западных конкурентов.

«Китайских марок много, и не имеет смысла предполагать, какие конкретно окажутся в России, – считает Соколов. – Часто на одной китайской фабрике штампуют продукцию под десятками различных лейблов. Поэтому в целом все равно, что будет написано на кроссовках. Надо заметить, что за последние 10 лет россияне и так в значительной степени переориентировались на китайские товары, всевозможные реплики и подделки топ-брендов, и связано это с долгосрочным падением доходов населения».

Впрочем, Китай полностью не заменит покидающие наш рынок западные компании, возражает Андрей Малыгин. «Китайцы осторожно относятся к текущей ситуации, – поясняет он. – Ведь у них тоже есть поставщики, не желающие связываться с Россией. В том числе владельцы лицензий на ценные технологии. Скорее всего, под страхом лишиться их часть китайских брендов откажется от торговли с РФ».

Ситуация может измениться, если российское правительство разрешит параллельный (не согласованный с владельцем торговой марки) импорт спорттоваров. 22 апреля СМИ сообщили, что Минпромторг сформировал список из 200 брендов, в отношении которых планируется легализовать эту меру. Целиком перечень не разглашается, но известно, что в нем оказались и ушедшие производители одежды. Сейчас документ находится на утверждении в Минюсте РФ.

«Смысл у этого решения один: заполнение полок магазинов любой ценой, – констатирует Андрей Малыгин. – Но на цивилизованных рынках за "серый" импорт бьют по рукам. Мы с ним боролись в 2000-е, практически сумели победить профессиональным сообществом. Если сейчас его разрешат, Россия сделает большой шаг назад. Кроме того, возникает двусмысленная ситуация: с одной стороны, власти за импортозамещение, а с другой – за "серый" импорт? Зачем же развивать что-то у себя, преодолевая множество препятствий, если можно взять клетчатые сумки, съездить в Китай или Дубай и все оттуда привезти? Рынок получает импульс совсем в другом направлении».

В АПСИ также выступают против легализации параллельного импорта спортивной продукции. «Это приведет к тому, что российский рынок заполонит контрафакт», – пояснили «Профилю» в ассоциации.

Как пострадал профессиональный спорт

Тревожные звонки поступают и здесь. Так, в профессиональном футболе оснащение команды экипировкой – приятная забота для менеджеров, ведь производители конкурируют за право «одевать» успешные клубы, становясь их спонсорами (по слухам, российские «Зенит» и «Спартак» получают от Nike 1–1,5 млн евро за сезон) и разрабатывая эксклюзивный дизайн.

Вне игры: российскому спорту предстоит существовать в условиях международной изоляции

В новых реалиях все может измениться. 23 апреля вратарь «Локомотива» Гильерме вопреки традиции отказался подарить фанату перчатки после выигранного матча. «Сейчас проблема с перчатками, Adidas не может отправить. Сейчас экономия», – пояснил он. Тот же Adidas приостановил сотрудничество с Российским футбольным союзом: на мартовском сборе сборная России еще тренировалась в форме немецкого производителя, что будет дальше, неясно. Также сообщалось, что у некоторых клубов премьер-лиги возникли проблемы с закупкой формы на следующий сезон и лига обсуждает введение единого экипировщика для всех команд.

В других видах спорта складывается разная ситуация. Например, в Федерации скалолазания России сообщили, что наших спортсменов удовлетворят скалодромы отечественного производства. При этом по ряду других позиций (зацепки рельефа, скальные туфли) надежда только на импорт.

У хоккеистов, скорее всего, не будет проблем с клюшками: их производит российский завод «ЗаряД». Но вот коньки профессионального уровня нужно доставать за рубежом, преимущественно в Северной Америке.

Лыжников и биатлонистов не устраивают любительские лыжи, выпускаемые на российских фабриках. По словам начальника сервис-бригады биатлонной сборной России Александра Печерского, чтобы довести их до международного уровня, потребуется от 4 до 6 лет. «Дай бог, чтобы к следующей Олимпиаде появилась базовая модель. Это как на заводе, где выпускают "Ладу Приору", поставить задачу выпустить Lamborghini. Чудес не бывает», – делится он.

«Сегодня любой спорт высших достижений требует высокотехнологичных продуктов. В силу разрыва цепочек у нас их, скорее всего, разработать не получится, – прогнозирует Андрей Малыгин. – Будем перебиваться контрабандой, как в советское время, когда спортсменам привозили по блату шиповки Adidas».

Впрочем, это сущие мелочи по сравнению с тем, что Россия оказалась исключена из всех международных спортивных турниров. «Спорт был важным социальным лифтом в нашем обществе, – развивает тему собеседник. – А сейчас он теряет эту функцию, ведь нельзя никуда пробиться. Значит, часть молодежи потеряет к нему интерес. Добавьте к этому сокращение российского среднего класса. В последние годы драйвером рынка спорттоваров был продвинутый любительский спорт. Триатлет или марафонец мог тратить на свое хобби сотни тысяч рублей в год. Но уже сказывается эффект неуверенности в будущем, люди пересматривают структуру расходов. У производителей и у клиентов задача одна: выживать».

Самое читаемое
Exit mobile version