Профиль

Спортивный иммунитет: какова вероятность отмены Олимпиады-2020 в Токио

В последние дни тема Олимпиады-2020 стала одной из важнейших в мировой повестке. Состоятся ли Игры, несмотря на рост заболеваемости и протесты в Японии? Пока информация противоречивая. 3 июня глава оргкомитета «Токио-2020» заявила, что форум пройдет со стопроцентной вероятностью. Но уже на следующий день в японском правительственном совете по противодействию пандемии уточнили, что заключение о рисках организации Олимпиады будет дано до 20 июня.

©Kimimasa Mayama/EPA/Vostock Photo

Между тем, опыт спортивной индустрии свидетельствует, что из-за контрактов со спонсорами соревнования нужно провести в любом случае – пусть даже с пустыми трибунами и в атмосфере жестких ограничений. «Профиль» рассказывает, как выглядит мировой спорт в эпоху пандемии.

Остаться в живых

С турнирами национального уровня особых проблем нет: их возобновили еще прошлым летом, внедрив специальные ковид-протоколы. Конечно, на практике добиться стерильности не удается: по телетрансляциям видно, что даже базовые требования – маски и социальная дистанция – легко игнорируются в пылу спортивной борьбы. Основным инструментом стало ПЦР-тестирование: по данным УЕФА, с начала пандемии в европейском футболе выполнено более 163 тыс. тестов.

Интересно, что практически сразу была заброшена идея изолировать всех контактировавших с заболевшим: отрицательный результат автоматически служит допуском к матчу. Доходит до абсурда: половина состава команды слегла с ковидом – тренер бросает в бой всех оставшихся! Свежий пример из южноамериканского футбола: у аргентинского «Ривер Плейта» выбыло 25 игроков, в том числе все вратари. Команда все равно вышла на матч, а на ворота встал полузащитник. Выиграли!

Благодаря подобным ухищрениям отмен матчей удалось почти избежать: в футбольном сезоне 2020/21 проведено 99% игр от запланированного числа, гордятся в УЕФА. Между тем осенью–зимой мир захлестнула вторая волна пандемии и череда локдаунов, порой еще более жестких, чем во время первой. Но на спорте это уже не отражалось. Как будто возникла параллельная реальность: граждане сидят по домам, общественные места закрыты, а матчи идут один за другим (из-за смещения концовки сезона 2019/20 интенсивность графика только возросла).

Чей «пузырь» крепче?

Сложнее ситуация с международными турнирами, поскольку на них съезжаются делегации из десятков стран, что сильно идет вразрез с режимом непроницаемости границ. Но и здесь у спортивного лобби нашлись контраргументы. Была разработана система «пузырей», в которые помещают участников соревнований, отгораживая их от внешнего мира.

Участников чемпионата мира по фигурному катанию в Стокгольме поместили в "пузырь", запретили обниматься и даже касаться бортиков

Kazuki Wakasugi/The Yomiuri Shimbun/AFP/East News

В марте на чемпионате мира по фигурному катанию в Стокгольме отдельные «пузыри» действовали для спортсменов и тренеров, для судей и волонтеров, для водителей и журналистов. В частности, в «пузырь» фигуристов попало лишь самое необходимое: гостиничный номер, столовая, тренировочные помещения и каток. Все маршруты размечены, пересекать границу запрещено под страхом дисквалификации. Плюс ряд дополнительных условий: нельзя касаться бортиков и передавать тренеру личные вещи, нужно лично мыть и дезинфицировать тренировочное оборудование, запрещены объятия и рукопожатия.

Сборная России по фигурному катанию впервые победила на командном чемпионате мира

Спортсменов казарменный режим, понятное дело, не вдохновил. «Это комфортная тюрьма. Все страшно напрягало. Какой-то железный занавес», – делился тренер российских фигуристов Сергей Воронов. С другой стороны, сам факт проведения чемпионата «напрягал» шведскую общественность. До этого Швеция отказалась от своего экспериментального пути борьбы с пандемией и ввела карантин по всей строгости: закрыты музеи, спортзалы и бассейны, запрещены собрания больше восьми человек.

На этом фоне в интернете набрала популярность петиция #NoQuarantineNoWorlds, авторы которой утверждали, что «пузырей» недостаточно для того, чтобы предотвратить завоз вируса. Они потребовали ввести двухнедельный карантин для всех прибывших участников ЧМ, а в противном случае – отменить турнир.

Рациональное зерно в этих требованиях было, если судить по кулуарным свидетельствам спортсменов. «Вроде все общаются, все контактируют. Руки жмут. Тут уже половину спортсменов должны были дисквалифицировать, по чесноку. Ну, так же невозможно – дистанцию все время соблюдать», – откровенничал фигурист Владимир Литвинцев.

На проходящем в эти дни ЧМ-2021 по хоккею в Риге действует похожая система. Есть «красный пузырь», «синий пузырь» и «зеленый пузырь», а мобильное приложение, которое обязан установить каждый участник турнира, ежеминутно отслеживает его местоположение, фиксируя контакты с другими людьми. К этому добавляется сложный порядок сдачи ПЦР-тестов и самоизоляции в ожидании их результатов.

В сборной России даже ввели отдельную должность ковид-офицера, следящего за соблюдением правил членами команды. «Команде запрещено выходить на улицу, у нас есть только пять метров, разделяющих автобус и арену, а также небольшая огражденная зона перед нашим отелем. В такие моменты начинаешь сильнее ценить простые человеческие возможности», – поведал врач сборной России Егор Козлов.

В теннисе, где каждый турнир, по сути, является чемпионатом мира, все еще сложнее. Несоответствие правил в разных городах вызывает негодование спортсменов. Так, на прошлогоднем «Мастерсе» в Цинциннати один физиотерапевт сдал положительный ПЦР-тест, и двух игроков, контактировавших с ним, отстранили от матчей и на две недели заперли в номере отеля без возможности тренироваться. Вскоре после этого на US Open в Нью-Йорке в аналогичной ситуации не стали дисквалифицировать игроков, контактировавших с заболевшим, а лишь поместили в еще более строгий вариант «пузыря».

Для топ-игроков, наоборот, предусмотрен мягкий вариант: часто им разрешают не селиться в общий отель, а снять себе отдельный дом. В Австралии, перед январским Australian Open, прибывших из-за рубежа игроков поместили на 14-дневный карантин. Но для Рафаэля Надаля, Новака Джоковича, Серены Уильямс и еще нескольких звезд сделали исключение.

«В Дубае для меня было экстремально, нас буквально заперли, а на улице шла нормальная жизнь. Нас выпускали из гостиницы в 21.00 на пустой стадион, это нехорошо», – жаловался австрийский теннисист Доминик Тим, пропустивший несколько турниров подряд из-за психологической усталости от «пузырей».

Олимпийское беспокойство

Но все эти турниры меркнут на фоне главного спортивного события планеты – Олимпиады. Только численность официальных делегаций в Токио-2020 должна была составить 180 тыс. человек. Между тем за прошедшие месяцы антиолимпийские настроения заметно укрепились в японском обществе, где в целом распространено болезненное отношение к COVID-19 и статистике смертности.

Три четверти японцев выступают за отмену или перенос Олимпийских игр

Issei Kato/Reuters

Весной, когда в Японии началась четвертая волна пандемии (в 10 префектурах до 20 июня действует режим ЧС, ограничена работа заведений общепита), они достигли пика. Согласно опросу Asahi Shimbun 15–16 мая, 83% японцев выступают за перенос или отмену Игр. К этому же призвала Токийская ассоциация медицинских работников, отметив, что уже сейчас в больницах не хватает свободных коек. Издание Japan Times выпустило материал о волонтерах, отказывающихся от работы на Играх из-за коронавируса. И даже звезды спорта, в том числе Рафаэль Надаль и Серена Уильямс, сомневаются в целесообразности поездки в Токио.

Пока власти Японии – как бывший премьер-министр Синдзо Абэ, так и сменивший его прошлой осенью Есихидэ Суга – настроены провести Олимпиаду. Ведь в нее вложены гигантские суммы: $13 млрд на подготовку к прошлогоднему старту и еще $2,9 млрд за перенос.

Олимпиаду в Токио решили провести без зарубежных болельщиков

Впрочем, недавно вышло исследование института Номуры, трезво анализировавшее экономические последствия разных сценариев. Согласно его выводам, если отменить Олимпиаду, экономика Японии потеряет еще $17 млрд. Но если Игры пройдут, а потом это аукнется очередной волной заболеваемости и локдауном, ущерб окажется несоизмеримо больше: в январе–марте этого года локдаун обошелся стране в $58 млрд.

В октябре в Японии пройдут парламентские выборы. Логично, что тема Олимпиады фигурирует в предвыборной риторике всех политических сил. Отменить ее призвали лидеры оппозиционных Коммунистической и Конституционно-демократической партий. И даже генсек правящей Либерально-демократической партии Тосихиро Никаи восклицает: «Зачем Олимпиада, если она несет инфекцию?»

Так или иначе, единолично отказаться от форума Токио не может, ведь он связан контрактами с МОК. Там, ясное дело, уверяют, что ничего страшного нет: прорвемся! «Нельзя сравнивать пандемию сейчас и год назад, ведь есть прогресс в науке, медицине, вакцинации и тестировании. Мы должны пойти на некоторые жертвы, чтобы все состоялось», – рассуждает Томас Бах. Его заместитель Джон Коутс выражается яснее: «Игры будут проведены, даже если во время турнира в Токио будет действовать режим ЧС».

«Народ Японии очень возмущен этими словами, – парирует глава Союза врачей Японии Наото Уеяма. – Варианты коронавируса со всего мира будут сконцентрированы в Токио. Может образоваться новый, олимпийский штамм».

Похоже, ограничительные меры на Играх будут поистине драконовскими. Иностранных болельщиков точно не будет, местные тоже под вопросом: если их пустят, то запретят крики и песни на трибунах. Численность официальных делегаций урежут со 180 до 78 тысяч человек, количество участников церемонии открытия – с 11 до 6 тысяч.

«Токио-2020 – решающая проверка новой модели организации турниров, – резюмирует член комитета по маркетингу Российского футбольного союза (РФС) Алексей Киричек. – В каком виде пройдет Олимпиада – сейчас это главный вопрос в мировом спорте».

«Всех изолируют, улицы перекроют, но все равно проведут, – прогнозирует глава Международной школы спортивного менеджмента Максим Белицкий. – Слишком высоки ставки и обязательства перед партнерами. Кроме того, важен психологический посыл: шоу должно продолжаться».

Самое читаемое
Exit mobile version