Законопроект получил одобрение правительственной комиссии по законопроектной деятельности и скоро будет внесен в Госдуму. Между тем эксперты отмечают, что Россия не торопится решать эту проблему. Так, Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями, подписанная еще в 2014 году, будет ратифицирована не ранее декабря 2023-го.
Проект вносит изменения в закон «О физической культуре и спорте в РФ», где закрепляет термин «конфликт интересов в сфере физической культуры и спорта». Под ним подразумевается заинтересованность участников соревнования либо работников компании – организатора соревнования в получении материальной выгоды или иного преимущества, которое «влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное выполнение ими своих обязанностей в целях манипулирования результатом соревнования, в том числе путем использования имеющейся в их распоряжении инсайдерской информации».
Речь идет как о непосредственном использовании секретных данных, так и о непринятии мер по предотвращению конфликта интересов. Такие меры должны быть обязательно прописаны в официальном положении о соревнованиях.
К инсайдерской предлагается отнести информацию, составляющую коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Кроме того, общероссийские спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги получают полномочия определять информацию, относящуюся к инсайдерской, в отношении развиваемых ими видов спорта и проводимых соревнований. Это позволит обеспечить наиболее полный охват специфики того или иного вида спорта для противодействия манипулированию спортивными соревнованиями.
Общеизвестные сведения и информация, опубликованная в СМИ, не может считаться инсайдерской, поясняют авторы законопроекта.
Документ направлен на борьбу с коррупцией в спорте: договорными матчами и игрой на тотализаторе, отметил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. «Нередко инсайдерская информация используется для игры на тотализаторе. Но также она может стать способом незаконного влияния на результат матча, если, допустим, команде сообщат тактический план на будущую игру, подготовленный их противником. Таким образом, лица, уличенные в попытках спортивного шпионажа и продаже инсайдерской информации, могут быть привлечены к ответственности», – пояснил он.
Неторопливая борьба
В настоящее время в Российской Федерации практически не ведется борьба с договорными матчами, утверждает председатель совета директоров Международной ассоциации по защите прав спортсменов Анатолий Песков. Законодательство в этой сфере есть, но оно не работает.
Так, еще в 2013 году была установлена уголовная ответственность за договорные матчи (ст.184 УК РФ «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса»), максимальное наказание – семь лет лишения свободы. Однако, согласно данным судебного департамента при Верховном суде РФ, по ней с 2014 по 2020 год не был осужден ни один человек. Нормы же административного законодательства в этой сфере сконструированы таким образом, что, по мнению экспертов, их невозможно эффективно применять ни правоохранительным, ни контролирующим органам.
В мире борьбе с договорными матчами уделяется огромное внимание, отметил Анатолий Песков. «В Италии, Испании, Польше, Турции и многих других странах проводятся десятки и сотни арестов спортсменов, виновных в этом преступлении. В Китае даже создали специальную колонию для спортсменов и спортивных чиновников, уличенных в коррупционных сделках. Существуют специальные электронные системы раннего выявления незаконных ставок в спорте, специальные подразделения в полиции и службах безопасности спортивных организаций по борьбе с этими преступлениями. И это несмотря на сопротивление мировой игорной мафии. Объем нелегальных ставок в спорте достигает около 130 млрд долларов в год», – рассказал эксперт.
В настоящее время Конвенцию Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями подписала уже 31 страна, а ратифицировали семь: Греция, Италия, Норвегия, Португалия, Молдавия, Украина и Швейцария. России среди них нет, отмечает эксперт.
Между тем Минспорта подписал ее от имени Российской Федерации еще в сентябре 2014 года. Только через три года, в 2017-м, ведомство подготовило план по реализации мер, «необходимых для обеспечения готовности» выполнения Конвенции со сроками еще через четыре года – в 2021 году. В рамках мероприятий этого плана и появился законопроект.
Однако собственно ратификация Конвенции, согласно постановлению правительства РФ от 08.02.2021 № 137, произойдет не ранее декабря 2023 года. «Это означает, что Российская Федерация начнет выполнять взятые международные обязательства по борьбе с договорными матчами только через 10 лет после подписания Конвенции», – заключил эксперт.