В начале марта стало известно о слиянии двух крупнейших отечественных машиностроительных компаний -- "Уралмаш-заводов" (УМЗ) и "Ижорских заводов". Название объединенной компании еще не дали. Зато имя "отца" известно. Удачливый предприниматель Каха Бендукидзе, участник нескольких крупных приватизационных сделок, является ключевой фигурой и в нынешнем объединении.Все НИПЕК
У Кахи Бендукидзе есть особенный талант. Несмотря на то, что предприниматель старается не пропускать ни одной элитарной "бизнес-тусовки", будь то американо-российский инвестиционный симпозиум в Гарвардском университете, экономический форум в Давосе или, скажем, визит Бориса Немцова в Японию, Бендукидзе тем не менее остается в тени более "раскрученных" персон.
Можно добавить, что Бендукидзе -- неплохой фотограф (у него даже проходили персональные выставки), он хорошо играет в шахматы и может поддержать веселье в хорошей компании. Что и продемонстрировал зажигательным танцем на балу в "Русском зале", организованном главой НРБ Александром Лебедевым во время экономического форума в Давосе.
Г-н Бендукидзе обладает и другими земными талантами, а именно умением успешно (читай: задешево) приобретать крупные отечественные предприятия. И в этом смысле г-н Бендукидзе всеяден. В сферу его интересов входят добыча титана, лесозаготовка и лесопереработка, строительство, системы телекоммуникаций, нефтепереработка, нефтедобыча, производство оборудования для нефтяной промышленности, торговля нефтью и нефтепродуктами. Азартом, с которым г-н Бендукидзе скупает промышленность, он, скорее, напоминает коллекционера.
Недоброжелатели говорят, что Бендукидзе сколотил первоначальный капитал на торговле компьютерами и простыми химическими продуктами типа аскорбиновой кислоты. Впрочем, это неважно. Более интересно то, как он сумел распорядиться своими деньгами.
В 1990 году он зарегистрировал АО "Биопроцесс", где занял пост председателя совета директоров. А в ноябре 1991 года -- Народную нефтяную инвестиционно-промышленную евроазиатскую компанию (НИПЕК). Группа "Биопроцесс" -- НИПЕК умело воспользовалась ваучерной приватизацией начала 90-х. Участвуя в популярных тогда чековых аукционах, Бендукидзе скупил к концу 1994 года пакеты акций около 50 предприятий различных отраслей промышленности по всей территории России.
Тот же Уралмаш, самый крупный в бывшем СССР машиностроительный завод, в июне 1993 года был приватизирован за ваучеры. При этом завод был оценен в 1,8 миллиарда рублей (около $2 миллионов), а главным покупателем стал "Биопроцесс".
В интервью британской газете "Файненшл таймс" Каха Бендукидзе признался, что "захватить" Уралмаш оказалось значительно легче, чем, например, какой-нибудь склад в Москве: "Мы купили этот завод за тысячную долю его действительной стоимости".
Контроль над некоторыми предприятиями давался г-ну Бендукидзе и вовсе даром. Победителем проведенного в Москве конкурса на право заключения договора доверительного управления (бесплатно) закрепленными в федеральной собственности акциями "Востсибугля" (41,49%) стал АКБ "Промторгбанк". Председателем совета директоров банка также является Каха Бендукидзе.
Правда, сам г-н Бендукидзе собственником многочисленных предприятий себя не считает. Есть корпорация "Биопроцесс" -- НИПЕК, которая скромно владеет некоторыми пакетами акций.
Уралмаш с ГАКом
Итак, в конце февраля руководители "Уралмаш-заводов" и "Ижорских заводов" подписали протокол о слиянии компаний, о чем впервые объявили 4 марта в Нью-Йорке.
Слияние компаний осуществляется путем обмена обыкновенных именных акций "Уралмаш-заводов" на обыкновенные акции "Ижорских заводов" (из расчета 9 к 1 соответственно). Для этого была проведена дополнительная эмиссия акций "Уралмаш-заводов".
Зная о привычке Кахи Бендукидзе руководить многими предприятиями одновременно, можно с большой долей уверенности предположить, что в новой единой управляющей компании завода он будет главным. Интересно, что в одном интервью г-н Бендукидзе признался, будто он сам точно не знает, сколько руководящих постов занимает в различных компаниях.
Однако сделка еще должна быть одобрена Государственным антимонопольным комитетом (ГАК).
С ГАКом, по мнению г-на Бендукидзе, особых проблем быть не должно: "На первый взгляд, предстоящее объединение может показаться созданием монополии на производство горного и металлургического оборудования, поскольку оба завода совместно покрывают около 90% всей гаммы данной техники. Однако на самом деле ничего не меняется: предприятия выпускают не одну и ту же, а всего лишь родственную продукцию".
Именно выпуск родственной продукции и является одной из причин слияния. Дело в том, что "Уралмаш-заводы" производят канатные экскаваторы, а "Ижорские заводы" -- экскаваторы гидравлические. И те, и другие относятся к так называемому карьерному оборудованию. При этом покупатель приобретает обычно оба вида экскаваторов.
И "Уралмаш-заводы", и "Ижорские заводы" такие комплекты формировали и раньше, только в партнерстве с западными производителями. И соответственно конкурируя друг с другом. Теперь же они будут выступать совместно, что значительно облегчит внедрение на мировой рынок.
ГАВРИИЛ СТЕПАНОВ