Профиль

Архивная публикация 2005 года: "Враг не дремлет!"

Срок давности по приватизационным сделкам истекает. У правящей элиты остается совсем мало времени, чтобы «по справедливости» перераспределить активы. Но ставить точку в истории приватизации власти не намерены.Президент Владимир Путин на заседании Торгово-промышленной палаты, 19 июня 2002 года: «Государство не должно хватать всех за рукав, спрашивая, откуда эти средства взялись, если само в свое время не смогло обеспечить нормальных условий для инвестирования»

Срок давности по приватизационным сделкам истекает. У правящей элиты остается совсем мало времени, чтобы «по справедливости» перераспределить активы. Но ставить точку в истории приватизации власти не намерены.Президент Владимир Путин на заседании Торгово-промышленной палаты, 19 июня 2002 года: «Государство не должно хватать всех за рукав, спрашивая, откуда эти средства взялись, если само в свое время не смогло обеспечить нормальных условий для инвестирования»

Доклад Совета по национальной стратегии (СНС) в кругах экспертов был воспринят достаточно равнодушно. «Да, это бред, но опасный, — предупреждает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, которого «Профиль» уговорил прочесть доклад. — От него отмахиваться нельзя. Когда появился доклад о заговоре олигархов, тоже все говорили, что это бред, а в итоге мы получили дело ЮКОСа».

После того как СНС напророчил беды компании Ходорковского и всему бизнескомьюнити, за национальными стратегами закрепилась слава кликуш, отражающих чаяния так называемой силовой части президентской администрации. Чаяния эти, в общем, хорошо известны. «Представители государственной власти, на которых ориентирована эта работа, очевидно, еще не осознали, что проводимая ими политика губительна для экономики», — вздыхает директор по развитию Центра стратегических разработок Олег Фомичев. Экономическая и правовая составляющие доклада СНС, с точки зрения экспертов, не выдерживают критики, а предложенная формула оценки справедливой рыночной стоимости предприятия и размера компенсационного налога, который должны доплатить собственники в бюджет, «просто абсурдна».

«Формула Министерства финансов Великобритании применялась для оценки стоимости компании перед тем, как выставить ее на аукцион, а не для того, чтобы снять с нее какие-то деньги в виде компенсационного налога, — объясняет Олег Фомичев.— Ее использование в данном контексте означает, что наиболее эффективные корпорации, зарабатывавшие прибыль, должны заплатить больше, а те предприятия, которые убыточны, ничего не должны и вроде как приватизировались правильно».

По расчетам главы департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, если ввести в формулу легитимации показатели ЮКОСа, то получится, что компания, чтобы получить статус законного собственника, должна заплатить государству единовременный налог в $26 млрд. «С помощью этой методики можно разорить любое предприятие», — констатирует эксперт.

Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин считает правильной идею компенсационного налога — он необходим, чтобы консолидировать общество. Но форма, в которой собираются восстанавливать гражданское согласие члены СНС, заставляет его сомневаться в экономической грамотности авторов доклада. «Если в точности следовать методике, предложенной СНС, — объясняет Михаил Делягин, — то оценивать рыночную стоимость предприятия надо на основании данных о прибыли за три года, предшествовавших аукциону, то есть за 1992—1995 годы, и по международным стандартам финансовой отчетности. Но, во-первых, российская система бухучета органически несовместима с МСФО. Во-вторых, на многих предприятиях в этот период отчетность вообще не велась, а на других она была утеряна. В РАО ЕЭС, например, горели архивы. И в-третьих, известный факт, что советские директора в 1992— 1995 годах отчаянно грабили доставшиеся им заводы и фабрики. Как раз тогда на Кипре появились улицы «красных нефтяников». Таким образом, вычисленная по британской формуле доприватизационная стоимость российских предприятий может оказаться ниже той, за которую олигархи приобрели их на аукционах. И государству еще придется приплачивать». «Законных оснований для пересмотра итогов приватизации нет, — заключает Олег Фомичев, — но у нас категория законности пропала и заменена абстрактной категорией справедливости».

Политическая подоплека появления доклада достаточно прозрачна. Фомичев напоминает, что через пару лет истекает срок давности по основным приватизационным сделкам (10 лет по Гражданскому кодексу) и заинтересованные лица начинают проявлять беспокойство. Не случайно Счетная палата в прошлом году срочно взялась анализировать итоги приватизации.

Одновременно, провоцируя дискуссию о пересмотре итогов приватизации, власти снимают социальную напряженность. По мнению Делягина, государство пытается повторить прежний удачный предвыборный ход и «канализировать» недовольство народа, направив его против олигархов. Непременное основание для крестового похода против воров и грабителей — опросы общественного мнения.

«Из данных социологических опросов, которые приводят в качестве обоснования авторы доклада, делается неправильный вывод, — уверен Игорь Николаев. — Нужно отвечать на другой вопрос: почему столько людей считают, что их ограбили? Причина таких настроений — низкий уровень жизни, высокое имущественное расслоение. Государство, вместо того чтобы способствовать росту благосостояния граждан, сокращать имущественное неравенство, дестабилизирует социальную обстановку и провоцирует агрессию. Монетизация льгот, повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги отнюдь не способствуют терпимости в обществе».

Участники соцопросов — те же самые бабушки, которые организованно выходят на митинги против монетизации льгот, а на выборах голосуют за коммунистов. Они чувствуют себя обманутыми и переполнены жаждой мести. Они одинаково ненавидят олигарха Ходорковского и чиновника местной администрации, который по утрам отъезжает от подъезда на машине с мигалкой. Причем в последнем случае чувство будет сильнее, так как подкрепляется регулярным созерцанием объекта неприязни. Бюджетники, шахтеры, пенсионеры и прочие бедные, обделенные люди (к таковым, по официальным данным, относится пятая часть населения страны) с равным ожесточением будут требовать посадить олигархов, разогнать правительство или отправить в отставку президента. Агрессию «протестного электората» срочно надо взять под контроль и направить в безопасное русло.

Перед выборами в Госдуму недовольных политикой правительства и партии власти избирателей завлекали идеей природной ренты. Левый экономист, известный своими экстремистскими взглядами, подсчитал, что если справедливо поделить прибыль, получаемую нефтедобывающим сектором, то каждый пенсионер получит прибавку в 20 долларов. Власти ухватились за эту идею. Налоги на нефтяной сектор выросли, инвестиции и, соответственно, экономический рост сократились. Но население, чьим мнением оперировали авторы подобных исследований, не ощутило материального удовлетворения от восторжествовавшей по его воле справедливости.

Также сомнительно, что нынешним респондентам ВЦИОМа и РОМИРа достанется хотя бы копейка из 213 млрд. рублей, полученных бюджетом от продажи «Юганскнефтегаза», и 470 млрд. рублей доплаченных крупными компаниями налогов.

Пересмотр итогов приватизации — очередная кость, которой власть пытается отвлечь внимание населения от собственных ошибок. Главное — чтобы в принципе были жертвы. Так пусть крупный бизнес, который и так кругом виноват, заодно ответит и за проваленную реформу льгот. Не снимать же, в самом деле, с таким трудом найденного премьера…

«Именно поэтому правящая элита категорически не заинтересована в том, чтобы закрыть историю приватизации и восстановить единство общества. Ей нужен внутренний враг, — уверен Михаил Делягин. — Сейчас можно пугать олигархов народом, а народ дразнить олигархами. Если олигарх получит статус честного предпринимателя, народ встанет на его сторону и вся система сдержек и противовесов развалится».

Самое читаемое
Exit mobile version