Деловой журнал Профиль

Обгон разрешен

Кто лидирует в сегменте LCV. Станет ли «Волга» грузовичком. Какие модели легких коммерческих автомобилей уходят из России. Что надо сделать автопроизводителям, чтобы зарабатывать больше. Какой пикап предпочитают российские водители.

©

По итогам 2016 года рынок легких коммерческих автомобилей вышел в «зеленую зону» и в начале 2017‑го показывает стабильный, устойчивый рост. Основным ньюсмейкером выступил ГАЗ, отметивший свое 85‑летие как раз 1 января. Завод расширил линейку моделей, работающих на природном газе, запустил (в присутствии Владимира Путина и Олега Дерипаски) серийное производство газового двигателя, а в конце марта Зигфрид Вольф, совладелец корпорации «Русские машины», куда входит «Группа ГАЗ», выступил с заявлением о намерении возродить марку «Волга», причем не в сегменте легковых автомобилей, а как модель LCV (от англ. Light Commercial Vehicle – легкий коммерческий автомобиль).

Что касается класса будущей коммерческой Volga, Вольф привел в пример Volkswagen Caddy. Однако ни немецкий «каблучок», ни любой другой зарубежный автомобиль в этом сегменте не пользуются у россиян таким спросом, как Lada Largus, то есть перелицованный Dacia MCV первого поколения, выпускаемый в Тольятти. Франко-российский автомобиль занимает почти 95% сегмента легких LCV в первую очередь благодаря низкой цене, которая достигнута из-за высокой степени локализации.

Между тем сам сегмент легких LCV переживает не лучшие времена, и резкий рост прежде всего за счет Lada Largus в начале года не должен вводить в заблуждение. Во‑первых, свое дело сделали скидки на машины прошлого года выпуска – в этом смысле легкие LCV живут почти по тем же законам, что и легковые машины. Во‑вторых, сработал отложенный спрос: те, кто два-три года откладывал обновление парка, наконец-то решились купить новые автомобили. В‑третьих, на Largus обратили внимание и те, кто за время кризиса перестроил свой бизнес. Собственно, главное конкурентное преимущество Lada заключено в выражении «разобью – не жалко». Кроме того, обслуживать локализованную модель существенно дешевле, чем импортную, а поскольку легкие LCV зачастую работают круглосуточно, эта эксплуатационная статья расходов становится определяющей. Да и модельный ряд легких LCV сильно сократился: в прошлом году закончилась распродажа складов сразу трех моделей: Renault Kangoo, Mercedes-Benz Citan (перелицованной версии «француза») и Fiat Doblo.

©Фото: Ford Motor Company

Депрессивные пикапы

Сегмент пикапов логично определить как самый депрессивный, поскольку здесь очень сильно падают ключевые игроки, а бывший лидер – Mitsubishi L200 – при таких темпах и вовсе рискует вылететь с рынка. Не далее как в январе директор российского отделения японской марки Накамуро Наоя объяснял «Профилю» падение продаж пикапа: «Мы просто не рассчитали спрос на 2016 год, фактически у нас не хватило стоков – мы сделали маленький заказ на заводе в Таиланде». Однако это не более чем фигура речи, потому что в начале нынешнего года L200 показывает совсем уж неприличные минус 78%. Еще одна интересная деталь: более 60% проданных в России пикапов Mitsubishi идут отнюдь не частникам, а юридическим лицам – в «нефтянку» и «газ», то есть на Урал и в Сибирь, для обслуживания трубопроводов и прочей инфраструктуры. И это симптом тревожный: частники практически перестали покупать некогда любимый ими грузовичок.

Однако за последние несколько месяцев в сегменте пикапов появились три новых игрока, один из которых уже с апреля начнут собирать в России. Импортируемый из Китая Foton Tunland начали продавать еще в марте прошлого года – реализовали четыре экземпляра. В апреле дилерам передали 11 машин, а вот в мае, к примеру, ни одной! Затем отгрузки возобновились: до конца года дилеры общими усилиями «толкнули» 70 шт. Между тем еще прошлым летом китайцы собирались наладить сборку пикапов на заводе DerWays в Черкесске, однако в нынешнем году планы кардинально поменялись. В Ставропольском крае близ города Михайловска спешно возводят завод, который должен заработать уже в конце весны, причем собирать пикапы здесь будут по полному циклу.

Тем временем продажи Volkswagenрасти несколько месяцев назад – после обновления модели, положительная динамика сохранилась и в начале этого года. Он уже занимает твердое третье место, и простая арифметика показывает, что если все тренды в сегменте сохранятся, то к концу года «немец» станет вторым и обойдет УАЗ, на который в начале года действуют весомые скидки по программам утилизации и трейд-ин. Интересно, что у отечественного автомобиля нет автоматической коробки, которая вполне могла бы увеличить спрос, ведь подавляющее большинствов России с автоматической 8‑ступенчатой коробкой.

©

©Фото: Volkswagen AG

«Рынок LCV стабилизировался на уровне 2016 года, рост наблюдается только в отдельных сегментах. В частности, активное увеличение спроса идет в области пассажирских перевозок, и техника ГАЗ здесь успешно конкурирует с иностранными моделями. Продажи микроавтобусов семейства NEXT увеличились в первом квартале 2017 года более чем на 50%. В этом году мы продолжим выпуск новинок, которые дают дополнительные возможности для актуализации спроса в период стагнации. Стратегия «Группы ГАЗ» направлена на выход в новые сегменты по функциональности и грузоподъемности, с тем чтобы максимально использовать потенциал рынка. Уже в IV квартале мы впервые представим «ГАЗель NEXT» в классе тяжелых LCV (полная масса 4,6 т). В дальнейшем этот автомобиль станет основой для создания фургона с увеличенным объемом кузова и нового микроавтобуса. В конце года появится также новая модификация среднетоннажника «ГАЗон NEXT» увеличенной грузоподъемности, полной массой 10 т. Новый грузовик займет нишу, оставленную ЗИЛом, в том числе и в сегменте спецтехники. Еще одно важное направление работы – создание экспортных модификаций, прежде всего для эксплуатации в условиях жаркого климата и высокогорья. Восстановление российского рынка коммерческих автомобилей будет зависеть от общего развития макро-экономической ситуации, в первую очередь – от стоимости кредитов. В условиях стагнации и снижения инвестиционной активности потребителей государственные программы будут оставаться важным элементом поддержки спроса со стороны малого и среднего бизнеса».

Главное – локализация

Если не брать ГАЗ «Соболь», у которого в средних LCV положение главенствующее, недосягаемое для иностранных конкурентов, и который покупают в основном для доставки коммерческих грузов, ситуацию с иностранными автомобилями наиболее ярко иллюстрирует картина по продажам Volkswagen T6. Грузовая модификация VW Transporter и дешевая пассажирская VW Caravelle падают, а набирают ход дорогие – Multivan и California, обе – повышенной комфортности. В гору идет и Mercedes-Benz V–Class, который покупают для перевозки VIP-пассажиров или собственных сотрудников богатые компании. Прочие игроки не делают кассы, к примеру, на Ford Turneo Custom за два первых месяца 2017 года нашелся только один покупатель.

Что касается самого главного, исходя из объемов продаж, сегмента LCV – полноразмерных моделей, здесь в начале 2017 года развиваются и крепнут все тенденции‑2016. Именно за счет этого сегмента все LCV показывают сильный устойчивый рост. Интересно, что четыре модели, на которые приходится 97% (!) продаж, собирают в России по полному циклу. Это сигнал всем участникам рынка: хотите зарабатывать – создавайте производства в России. Однако очередь из желающих невелика.

В числе первых – французский PSA Peugeot Citroen, который, хотя и не планирует открывать в России сборку Citroen Jumper и Peugeot Boxer, все же намерен в этом году начать модернизацию калужского завода для запуска на его мощностях сборки по полному циклу среднеразмерных моделей Citroen Spacetourer (название Jumpy сохранят для грузовой версии) и Peugeot Traveller (здесь для грузовой версии сохранят нынешнее название Expert).

Важность этого проекта для французов трудно переоценить, поскольку сейчас локализованные в Калуге седаны продаются плохо, а старт сборки новых моделей, к примеру Peugeot 3008, напрямую увязан с запуском коммерческих. Дело в том, что элементы платформы EMP2, на которой спроектирован тот же Peugeot 3008, лежат и в основе упомянутых грузопассажирских моделей Citroen и Peugeot.

Среди полноразмерных LCV наибольший рост показал Ford Transit. Компания не без гордости сообщает: «Более 50% российских покупателей Transit отказались от моделей конкурирующих иностранных брендов». Кроме того, в 2016 году Ford Sollers увеличил экспорт в четыре раза, и ключевую роль здесь опять же сыграл Transit, на который пришлось 26% всех экспортных поставок.

Что касается лидера, точнее, двух лидеров в одном лице – нижегородских «ГАЗель NEXT» и классической «Газель Бизнес», они выросли только на 10%. Эффект новизны уже не так силен, как в прошлом году, хотя менеджеры ГАЗа продолжают развивать модельную линейку.

К примеру, под конец 2016 года в серию пошел 17‑местный автобус NEXT, созданный на базе цельнометаллического фургона. Неожиданной и приятной его особенностью стала опциональная принудительная блокировка заднего дифференциала. Это значит, что региональные российские власти могут еще долго не улучшать качество дорог.

Имеются и в этом сегменте как отставники, так и новобранцы. В декабре 2016 года были проданы последние экземпляры добротного Renault Master – импортируемый автомобиль не выдержал конкуренции с локализованными. С апреля 2016 года по февраль 2017‑го зафиксировано четыре сделки по Foton Aumark . А вот Hyundai с фургоном HD35 подошел к делу более основательно: если в июле прошлого года было реализовано две машины, то в декабре – уже 33.

В ближайшие месяцы сегмент LCV продолжит умеренный набор аудитории, причем во всех секторах, исключая пикапы, будет наблюдаться одна и та же тенденция: продажи локализованных моделей будут расти, импортированных – либо падать, либо оставаться на низких абсолютных значениях.

Что касается глобальных изменений, они возможны не ранее конца 2017‑го – начала 2018 года, когда правительство приоткроет завесу тайны над условиями «промсборки‑3», а также иными способами поддержки тех участников рынка, которые разместили в России свое производство.

©

Самое читаемое
Exit mobile version