Урок географии
Largus был первым результатом сотрудничества АвтоВАЗа с французским концерном Renault, который стал в 2008 году основным акционером предприятия. Наш завод получил от Renault права на производство универсала и коммерческого фургона на бюджетной платформе Renault B0. На тот момент это был самый популярный бюджетный универсал в Европе. В 2012-м на АвтоВАЗе в Тольятти запустили производственную линию по выпуску автомобилей на платформе B0 мощностью 350 тыс. машин в год. Первой моделью, которая сошла с конвейера, стал именно Largus (уже потом начали собирать Logan, Sandero и X-Ray).
За 10 лет, до вынужденной приостановки производства, россияне приобрели более полумиллиона самых разных Largus. Например, в 2021-м АвтоВАЗ реализовал 39,5 тыс. пассажирских версий и 10,6 тыс. фургонов. То есть на долю пассажирских версий приходилось порядка 80% продаж. Это объяснимо: достаточно снять сиденья третьего ряда, второго – сложить, и автомобиль превращался в коммерческий – в огромный «трюм» можно было загрузить практически два кубометра самых разных грузов… И хотя в те времена были у него конкуренты (пусть и более дорогие) – Volkswagen Caddy, Peugeot Partner и Citroen Berlingo, – Largus в своем классе оставался абсолютным лидером продаж, а в общем зачете занимал место в первой десятке.
Сборка автомобилей Lada Largus на заводе "АвтоВАЗ" в Ижевске
РИА НовостиВ 2022 году, после ухода из России иностранного акционера, у АвтоВАЗа возникли сложности с поставками комплектующих, а выпуск модели Largus практически остановился. Дело в том, что универсал задумывался как глобальная модель альянса: он выпускался во многих странах мира, и производство многих комплектующих было тоже разбросано по всему миру. Концерну так было выгоднее. И локализация Largus в России едва достигала 50%!
Но модель очень была нужна в России, и АвтоВАЗ сразу приступил к более углубленной локализации внутри страны и поиску новых партнеров – в дружественных странах, и к оптимизации производства на разных площадках компании. Так, летом 2023-го концерн принял решение перенести производство модели с основной площадки в Тольятти на завод «Лада Ижевск». Просто было необходимо высвободить мощности сборочного конвейера в Тольятти для сборки моделей на базе Vesta, которую до 2022 года собирали в Ижевске. А Largus, в свою очередь, переехал в Ижевск.
На АвтоВАЗе уверены (и экономические расчеты это подтверждают), что «смена прописки» позволила оптимизировать производство автомобилей и заложить основу для дальнейшего развития модельного ряда марки. Производственные мощности в Тольятти будут использованы для выпуска не только Vesta, но и представительских седанов Lada Aura (с осени этого года), и перспективного кроссовера на той же платформе (с начала 2026-го).
«Запуск Lada Aura, а также будущего кроссовера и нашей перспективной модели Lada Iskra и не позволили бы производить Largus в Тольятти в нужных объемах. Перенос производственной линии Largus стал уникальным примером масштабной, оперативной и качественной трансформации автозаводов внутри группы АвтоВАЗ. И запуск сборки Lada Largus в Ижевске – это одно из главных событий года для нашего бренда", – рассказал глава АвтоВАЗа Максим Соколов во время торжественной церемонии.
Нельзя сказать, что перенос производства был простым делом. Для возобновления производства этой модели с сентября прошлого года на завод в Ижевск перевезли (а это, между прочим, 560 км!), смонтировали и запустили более 1,2 тыс. единиц различного оборудования, в том числе прессового и сварочного. Представляете, о каких тысячах тонн идет речь?
Но уже сегодня в столице Удмуртии штампуют крупные кузовные детали для машины (крышу, двери, крылья, капот, боковины). До конца года планируется освоить штамповку деталей среднего и небольшого размера – всего более 60 позиций. На линии сварки смонтировано 13 роботов; кроме того, модернизирована линия сборки, где специально под Largus были откалиброваны стенды динамических испытаний.
Пришлось снова набирать сотрудников – их на заводе в Ижевске работает более 2,3 тыс. Увы, два года назад многим пришлось увольняться… Но что интересно: в числе тех, кто пришел на завод за последние несколько месяцев, примерно 60–70% – это работники, которые трудились на предприятии до его вынужденной остановки в 2022-м, хотя сегодня в Ижевске предложений по трудоустройству – очень много… Набор на работу продолжается, ведь уже в июне конвейер начнет работать в две смены, и каждый час будут сходить 25 новеньких универсалов.
Lada Largus фургон
Урок патриотизма
Как рассказал Максим Соколов, автомобиль теперь стал почти полностью российским. Локализацией пришлось заниматься всерьез: если прежде в машине было всего около 700 российских деталей (меньше 50%), то сейчас их уже более 1,4 тыс. При этом примерно 140 комплектующих поставляются из дружественных стран.
Но с технической точки зрения автомобили не изменились. Под капотом Lada Largus – те же самые 1,6-литровые двигатели, что и прежде: 8-клапанный мощностью 90 л. с. и 16-клапанный (106 л. с.). Оба работают в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Директор продуктовых программ и проектов АвтоВАЗа Олег Груненков отметил, что у завода нет пока планов по оснащению модели другими агрегатами, хотя в арсенале АвтоВАЗа есть и новый мотор 1,8 Evo, и вариатор – их устанавливают на Lada Vesta.
В начальной комплектации Largus оснащен подушкой безопасности водителя, системой ABS и кондиционером. Что касается системы стабилизации ESP, то, по словам Груненкова, универсалы будут ею оснащаться, если обязательное требование об этом появится в законодательстве. Компетенции и возможности у компании для этого есть. Но доселе ESP на Largus не ставили.
Первыми автомобилями, сошедшими с конвейера в Ижевске, стали пассажирский универсал в комплектации Classic и коммерческий фургон
РИА НовостиПервыми автомобилями, сошедшими с конвейера в Ижевске, стали пассажирский универсал и коммерческий фургон. Оба – белого цвета. На первых порах покупателям предложат только белые и серебристые автомобили, но уже в ближайшее время гамма расширится до пяти цветов.
Пока с конвейера сходят только автомобили в комплектации Classic с мотором 1,6 л (90 или 106 л. с.), механической 5-ступенчатой коробкой передач. Две версии – пассажирская (пять мест) и фургон. Но уже к осени обещают запустить комплектацию побогаче – Comfort со встроенной системой «Яндекс» и другими приятными мелочами. Появятся семиместная версия универсала и вариант Cross. А еще в III квартале на рынок выйдет электрическая версия e-Largus. Это будет самый локализованный российский электромобиль, подчеркнул Олег Груненков. Кроме того, в 2025-м запустят и газовую модификацию машины.
На зарядку становись: перспективы рынка гибридных автомобилей в России
До конца этого года в Ижевске соберут 50 тыс. Lada Largus (в том числе и электрические e-Largus), сообщил Максим Соколов. План на 2025-й – уже 100 тыс. машин. В продаже автомобили появятся в ближайшие недели, когда у дилеров по всей стране наберется достаточное количество универсалов. Рекомендованная розничная цена для начальной комплектации пассажирской версии машины – 1,66 млн рублей. Минимальная стоимость фургона – 1,67 млн рублей.
Сегодня Largus остался единственным продуктом в своей рыночной нише, у него уже нет прямых конкурентов такого класса – с таким типом кузова, свойствами и силовыми агрегатами. Поэтому автомобиль очень ждут на рынке, и на АвтоВАЗе уверены в хорошем старте продаж. У Largus есть все шансы не только повторить прежний успех, но и превзойти его.
Я с заводчанами согласен. Да, сейчас у Lada Largus на рынке фактически нет конкурентов, притом что тип модели очень востребован. Главная задача компании – постараться удержать заявленные цены.
И еще: в сложнейших условиях, несмотря на санкции (в том числе адресные), АвтоВАЗ восстановил весь свой модельный ряд, включая модели, производство которых было остановлено из-за ухода иностранного партнера в 2022 году.