Профиль

Праздник без гостей

С 24 августа по 4 сентября в Crocus Expo пройдет XVIII Московский международный автомобильный салон (ММАС-2016). Впервые подобная выставка состоялась еще в 1993 году в «Экспоцентре» на Красной Пресне, а с 2006 года мероприятие, получившее сертификат Международной организации автопроизводителей (OICA), проводится раз в два года в «Крокус Экспо». Автовыставка всегда была одной из самых успешных и востребованных и у компаний-производителей, и у публики – достаточно сказать, что, например, в 2010 году количество посетителей ММАС превысило 1 млн человек. В Москве было представлено более 600 автомобилей (в том числе, 8 мировых, 7 европейских и 62 российские премьеры), выставленных 80 экспонентами из 12 стран мира. Однако в 2016 году на московский автосалон, как из рога изобилия, посыпались самые разные неприятности.

©

Ответственный бизнес

Неожиданные сообщения (за неделю до начала выставки) о закрытии станции метро «Мякинино» – ближайшей к месту проведения ММАС – расстроили не только организаторов автосалона, но прежде всего АвтоВАЗ и Daimler, подготовивших самую большую программу к выставке‑2016.

Однако если посмотреть на ситуацию шире, то страдают от этого в первую очередь рядовые граждане. Что там посетители Московского международного автомобильного салона, которых и без того в этом году сильно поубавится! Жители 100‑тысячного района Красногорска Павшинская пойма стали разменными фигурами в игре чиновников против Араса Агаларова, владельца Crocus Group.

За возможность спокойного ведения бизнеса (в случае с Crocus Group это выставочная деятельность, сеть торговых центров Vegas и сеть магазинов «Твой дом»; оборот в 2014 году – $1 млрд) российское государство накладывает особую повинность: нужно взять на себя убыточное строительство и сдать в срок объекты федерального значения. Например, к саммиту АТЭС в 2012 году Арас Агаларов возвел Дальневосточный федеральный университет, потратив 3,5 млрд незапланированных рублей из собственного кармана. В прошлом году он получил подряд на участок ЦКАД со сметой, где иные позиции оценены в 2–2,5 раза дешевле реальной стоимости. Также «Крокус интернэшнл» строит два стадиона к Чемпионату мира по футболу 2018 года в Калининграде и в Ростове-на-Дону, причем Агаларов уже заявил: «Мы прибыли не ждем. Нам поручили стадионы, и мы их построим».

Такая исполнительность, подкрепленная возведением объектов вроде 430‑метрового моста, соединяющего Павшинскую пойму и Крокус-Сити, в который государство не вложило ни копейки, не могла остаться без внимания. В июне владелец Crocus Group сообщал, что из правительства его «аккуратно спросили», не готов ли он взять на себя строительство стадиона в Самаре, которое застопорилось после разрыва контракта с ПСО «Казань». Он отказался. По одной из версий, именно этот отказ и навел чиновников на мысль о давлении на Агаларова через метрополитен ровно за неделю до открытия Московского международного автомобильного салона.

Информация о закрытии станции «Мякинино», проектирование и строительство которой финансировала Crocus Group, появилась 16 августа, но уже к исходу дня Агаларов взял на себя обязательства устранить все недочеты по оформлению документов, в частности, теперь именно он должен получить «заключение о соответствии проектной документации». Отсутствие этого документа и стало формальным поводом для «наезда» на Crocus, а инициатива бизнесмена – его сигналом властям: «договариваться готов». Вечером того же дня в прессе выступила Наталья Виртуозова, вице-губернатор Подмосковья, сообщив: «губернатор Московской области Андрей Воробьев не допустит закрытия» станции.

Ушли в отказ

Между тем и без всяких историй с метро главная автомобильная выставка страны недоберет посетителей и экспонентов. Вспомним слова теперь уже (с 16 августа) бывшего директора ММАС Дмитрия Успенского, сказанные им еще весной, когда положение с участниками не было таким отчаянным. Тогда он призывал импортеров с уважением отнестись к россиянам. «У нас ведь не Женева, не Европа, где маленькие расстояния и люди из других стран приезжают на автосалоны на автомобиле. Где простые россияне могут увидеть автомобильные новинки? В журналах и интернете? Это же не то! Людям хочется пообщаться, посмотреть на машины, залезть под них, все своими руками пощупать». Однако в этом году автопроизводители отнеслись к Московскому автосалону по принципу «ничего личного – только бизнес».

Оформление контрактов с экспонентами «Крокус Экспо» всегда проводил загодя, и уже в 2015 году было известно о нежелании многих импортеров участвовать в ММАС‑2016. Вот как объясняет позицию BMW генеральный директор российского отделения Елена Смирнова: «Традиционные маркетинговые подходы, которые использовались автопроизводителями в течение многих лет, например, участие в выставках, в наше время перестали быть эффективными. Важно не просто найти новых покупателей, но и вовлечь их в тесное общение с брендом. Лучше это делать там, где бренды-конкуренты их не будут от этого отвлекать». С таким взглядом вряд ли согласны прочие офисы компании: за последние два года марка не только не пропустила ни одного значимого салона, но и уделила внимание некоторым локальным. Так, в ноябре прошлого года BMW устроила мировую премьеру BMW Concept Compact Sedan – предвестника 1‑й серии с передним приводом – в китайском Гуанчжоу, при том, что этот салон по масштабам и значимости до Шанхая и Пекина не дотянет никогда. Что до массового вовлечения потенциальных клиентов в общение с брендом… позвольте, а где же еще это делать, как не на выставке! Тем более что Московский международный автосалон еще в 2010 году OICA включила в категорию «А», в которую входят автовыставки в Женеве, во Франкфурте, в Париже, Детройте и Токио.

А вот Jaguar и Land Rover (JLR) действительно стали «жертвой» корпоративной политики. Елена Кравец, директор российского отделения по маркетингу и продукту, сообщает, что запрет на участие в ММАС наложила британская штаб-квартира. «По новой политике нашей компании мы принимаем участие только в следующих салонах: Париж, Франкфурт, Женева, Лос-Анджелес, Нью-Йорк и салоны Китая». Действительно, в нынешнем году обе марки отказались даже от Детройта – какая там Москва. Теперь решение об участии в локальных салонах должны принимать местные отделения Jaguar и Land Rover и за свой счет, без финансовой поддержки штаб-квартиры. По заверениям г-жи Кравец, в будущем Jaguar и Land Rover намерен «планировать участие в ММАС».

Между тем еще в марте Дмитрий Успенский, заместитель директора красногорского филиала «Крокус Экспо», признавался, что отказ Jaguar Land Rover (официальное письмо было получено 10 февраля 2016 года) был для организаторов шоком. Во‑первых, за всю историю автомобильных выставок в «Крокусе» это был первый случай, когда разрыв произошел на стадии, предусматривающей серьезные финансовые потери для «отказника». Во‑вторых, из-за того, что изначально JLR были предоставлены преференции – требуемые места, площадка для проведения тест-драйвов перед павильоном и т. п., «Крокус» потерял Toyota и Lexus еще на стадии переговоров в июле 2015 года. А вот в пресс-службе этих японских брендов отказ объяснили низкой эффективностью мероприятия и нестабильной экономической ситуацией в стране.

Mitsubishi, наоборот, «высоко оценивает потенциал такого рода активностей», однако Илья Никоноров, директор по маркетингу и PR, аргументируя отказ, тоже сослался на нестабильную ситуацию, а заодно посетовал на «низкую активность других автомобильных брендов по участию в ММАС». Последний аргумент именно из уст представителя Mitsubishi звучит правдиво, ведь «митцу» потеряла деньги от разрыва контракта – еще в марте бренд был в числе экспонентов. Mazda по весне тоже планировала участие, но позже разорвала контракт. Ее аргумент сродни позиции Subaru, которая не заключала договора. Руководство этих японских марок не видит смысла прихода на ММАС в отсутствие новинок в РФ. Опять же Mazda в этом смысле можно верить – она стала одной из немногих компаний, которая за всю историю выставок в России устраивала здесь мировую премьеру модели – речь о Mazda 6 третьего поколения, дебютировавшей в 2012 году. Отказ Subaru понять просто: оставшиеся три российские модели – импортируемые, спрос на них небольшой. К слову, компания Volvo, тоже не имеющая у нас локализованного производства, не участвовала в ММАС еще в прошлый раз, в 2014 году.

Надеются вернуться в «Крокус» и французы – Peugeot, Citroen и DS, потерявшие деньги на расторжении контракта по нынешней выставке. Кроме того, Александр Мигаль, директор брендов, сообщил, что Peugeot «готовит к выводу в РФ обновленные модели», – прежде появились слухи о сворачивании всего модельного ряда, кроме седана 408. Значимость ММАС не отрицают и в Renault, однако в условиях падения продаж и резкого сокращения модельной линейки в России французская марка решила перераспределить оставшиеся ресурсы «в пользу более приоритетных проектов».

Kia тоже оказалась в группе недавних отказников – еще весной корейцы планировали показать на ММАС новое поколение Mohave, однако в итоге и от выставки отказались, и вывод машины в РФ перенесли на 2017 год. Кроме того, пресс-служба бренда сообщает, что менеджмент опасается уменьшения потока посетителей опять же из-за слабой активности автомобильных компаний. Интересно, что уже сегодня в Kia рассматривают участие в ММАС 2018 года.

Китай нам немножко поможет

Единственной компанией из опрошенных «Профилем», открыто посетовавшей на высокие арендные ставки в «Крокусе», номинированные к тому же в евро, стала Chery. Между тем у Chery были на ММАС большие виды, ведь компания собирается запускать в России свой премиальный бренд Qoros, и лучшей площадки для презентации не найти. Chery не оформляла контракт с «Крокусом», но ждала до последнего – компанию не устроили даже уменьшенные тарифы по аренде, еще в середине февраля «Крокус», по словам Успенского, снизил цены в два раза. Однако импортеры оказались не готовы сокращать затраты на строительство стендов, из-за чего отказ от контракта с потерей некоторой суммы для многих оказался намного дешевле участия. К слову, даже с прежней ценой аренда составляет не более 20% всех затрат экспонента.

©Фото: Geely

Не оправдались надежды руководства «Крокуса» и на другие китайские марки. Lifan аргументировал отказ строительством завода и контракт не заключал. Haval, который тоже строит завод в России, еще весной раздумывал, но в итоге отказался. А ведь в 2014 году Haval продемонстрировал такую широкую линейку моделей и концептов, которой позавидовали бы и премиальные бренды. Последним по времени отказником стал Brilliance – со слов Ольги Кузьминой, руководителя департамента маркетинга российского отделения Brilliance, известие об этом она получила от своих китайских коллег только утром 16 августа!

А вот Changan, несмотря на трудности со сбытом, сохранил стенд, хотя в этом году марка распродавала склады: в июле продано лишь 9 экземпляров CS35, а запасы Eado и Raeton ко второму полугодию и вовсе иссякли. На ММАС компания назовет точные сроки начала строительства и ввода в строй российского завода – предварительно президент Changan Чао Дженю сообщал об этом российским СМИ еще в середине января 2015 года. Кроме того, посетители увидят переднеприводный Changan CS75, прежде к нам не поставлявшийся. Россыпью российских премьер отметится и Geely: седан Emgrand GT, известный на других рынках под названием GC 9, полноприводный кроссовер NL‑3, Emgrand в версии Cross, концептуальный седан FL. Еще один китайский бренд, Dongfeng, прославившийся два года назад приобретением части акций PSA, на Московском салоне резко расширит российскую модельную линейку, будут представлены аж семь новых моделей: кроссовер АХ3 и AX7, седаны А9, А30, А60, минивэн DFM 370, пикап Rich.

Однако самой ожидаемой азиатской премьерой ММАС‑2016 станет потенциальный лидер рынка в секторе субкомпактных кроссоверов Hyundai Creta – уже состоявшийся бестселлер в Китае и Индии. Интересно, что в пресс-службе компании от комментария об участии этой корейской марки в салоне отказались – от греха подальше, что называется…

Хедлайнеры

Список премьер, пусть и неофициальный, известен и по Lada, которая оформила самый большой свой стенд в истории московских салонов. Набор впечатляет: одних только концептов будет несколько штук, правда, не все из них новые – Vesta Cross в кузове универсал москвичи видели еще в сентябре 2015 года – тогда на выставке Off-Road Show Бу Андерссон обещал через год представить серийный образец, причем с полным приводом. Увы, до этого пока далеко. Vesta Cross седан посетители увидят впервые – это весьма перспективный образец, чего не скажешь о прототипе модели в кузове хэтчбек.

Представлять концептуальный компактный кроссовер XСode приедет сам президент АвтоВАЗа Николя Мор. Внешность паркетника далека от серийной, да и запуск в производство намечен только на 2018 год. Кроме того, отечественная марка подготовила еще несколько новинок, но, конечно, далеко не все встанут на конвейер: разработаны версии Vesta CNG (на природном газе) и Vesta EV (электрическая). У последней внутри установлена уже литий-ионная высоковольтная батарея в противовес китайской никель-металлогидридной, которой «козыряла» Lada ElLada.

Громадный стенд занял и Daimler, представленный брендами smart и Mercedes-Benz. С премьерами у немцев негусто – все это лишь модификации, по моделям открытий не будет: GLC 250 Coupe, SLC 43, E 43, GLC 43, S 63 Cabrio, C 43 Cabrio. Кроме того, по сообщениям пресс-службы, посетители увидят еще 30 модификаций машин обоих брендов. В общем, Daimler подошел к выставке в Москве с размахом.

©Фото: shutterstock

В заключение отметим, что, хотя количество брендов, представленных на ММАС‑2016, невелико – Mercedes-Benz, smart, Hyundai, Lada, Dongfeng, Changan, Geely, FAW, зато у посетителей будет больше возможностей рассмотреть автомобили этих марок во всех подробностях.

Самое читаемое
Exit mobile version