В центре повествования в «Аноре» – героиня молодой американской актрисы Майки Мэдисон, чье лицо знакомо зрителям сериала «Всё к лучшему», перезапуска «Крика», а также «Однажды… в Голливуде» Тарантино. Анора – полное имя девушки, доставшееся ей от бабушки-узбечки, но она предпочитает, чтобы ее называли Эни. Героиня работает стриптизершей в паршивом ночном клубе в Нью-Йорке, что предполагает продолжение «банкета» для тех посетителей, кто этого пожелает.
"Сидони в Японии" и "Жизнь": фильмы о луче надежды, пробивающемся сквозь мрак
Однажды в клуб забредает русский парень Иван, которого изображает Марк Эйдельштейн – едва ли не самая большая звезда поколения 20-летних в России. Ивану нужна девушка, которая говорит по-русски (хотя и по-английски общаться он может вполне неплохо). Такой девушкой оказывается как раз Эни, живущая в скромной квартире и не имеющая перспектив.
А вот Иван, как выясняется, обитает в шикарном особняке с охраной и прислугой. Его отец – некий Николай Захаров («Погугли его», – предлагает Иван Эни). В общем, когда золотой мальчик предлагает героине провести с ним неделю за круглую сумму, она не может отказаться от щедрого предложения, которое позволяет ей не возвращаться какое-то время в клуб. К тому же, кажется, Иван начинает ей по-настоящему нравиться, и, похоже, это взаимно. А еще Ивану совсем не хочется возвращаться в Россию, где ему придется работать на отцовскую компанию, отказавшись от своей райской тусовочной жизни, в которую успевает окунуться и Эни. Может быть, свадьба с американкой позволит ему остаться в стране, где он продолжит предаваться эскапизму?
Спонтанно расписавшись в Вегасе, герои планируют жить долго и счастливо, но вскоре в сказку вмешивается реальность: родители Ивана (Алексей Серебряков и Дарья Екамасова), узнав о скандальном браке сына, требуют его аннулирования. А пока они летят в США, отправляют решать этот вопрос своих пешек: священника Тороса (фирменный актер Бейкера Карен Карагулян) и его чувствительного племянника Гарника (Ваче Товмасян), который берет с собой загадочного помощника Игоря (Юра Борисов).
Кадр из фильма "Анора"
Arna Media/"Атмосфера кино"Режиссера Шона Бейкера полюбили киноманы, когда он девять лет назад снял истинно независимое кино «Мандарин», запечатлев на айфон жизнь нью-йоркских секс-работников во всей ее пестроте и безумии. Хотя Бейкер делает кино художественное, достоверности в нем не меньше, чем в хороших документальных картинах. В качестве героев он выбирает людей, на которых редко обращают внимание даже создатели некоммерческого кино. В первую очередь его интересуют как раз персонажи, связанные тем или иным образом с секс-индустрией: проститутки, порноактеры, стриптизерши. В фильмах Бейкера эти герои не то что не вызывают у зрителей жалость, связанную с отношением сверху вниз, – они вызывают искреннее восхищение своей витальностью, несгибаемостью и находчивостью. Герои Бейкера нисколько не «маленькие люди», а яркие личности, за которыми интересно наблюдать. При этом, конечно, это люди отнюдь не идеальные.
"Другой человек": Себастиан Стэн в награжденной призом Берлинале роли
Одной из самых обаятельных героинь Бейкера стала при этом шестилетняя озорная девочка Муни из картины «Проект "Флорида"» , премьера которой состоялась в Каннской параллельной программе «Двухнедельник режиссеров». Обитая вместе с молодой матерью, зарабатывающей разными нелегальными способами, в захолустном мотеле недалеко от «Диснейленда», Муни проводит совершенно счастливое детство. Глядя на мир ее глазами, снова погружаешься в юные годы, наполненные радостью от игры воображения. Девочка не замечает, что мир вокруг совсем не так прекрасен, как ей кажется.
На самом деле, такая Муни живет внутри большинства героев Шона Бейкера, сколько бы им ни было лет. Все они не теряют оптимизма, верят в лучшее, даже если у них, как у Эни в «Аноре», нет страховки и соцпакета, и пытаются обеспечить себе достойное будущее. Но жизнь редко бывает справедлива.
Анора-Эни в исполнении Майки Мэдисон в глубине души такая же девчонка, как Муни, которая, хоть и будто бы иронизирует, что попала в сказку «Золушка», действительно в это искренне верит. Как и Муни, она мечтает попасть в «Диснейленд», но с развитием действия отдаляется от этой возможности все дальше и дальше. Влюблена ли она в Ваню по-настоящему, не вполне понятно, но обвинять ее в меркантильности так или иначе невозможно, зная ее жизненную ситуацию.
Разнузданное веселье первой части «Аноры» во второй перетекает в комическую, но в то же время нервную и напряженную одиссею по Брайтон-Бич в поисках сбежавшего жениха. Шон Бейкер ломает не один жанровый закон и сказочный троп в своей картине, деконструируя романтическую комедию, которая, кажется, никогда не бывала такой печальной и одновременно хулиганской и эротической.
И, хотя по ритму картина получилась не самой ровной – вторая часть может показаться слишком затянутой, – третья искупает все и заставляет вспоминать о фильме вновь и вновь после просмотра. Понимаешь, почему после Каннской премьеры первые зрители писали о том, что это рождественская картина. В финале снег падает, Эни становится Анорой, а кое-кто из российских артистов вновь показывает класс: уж зима у них в крови.
Кстати, если Юра Борисов, снова изобразивший чуткого гопника, лицо уже не новое для мировой фестивальной публики – несколько лет назад ни один крупный европейский смотр не обходился без пары фильмов с его участием, – то Марк Эйдельштейн стал для них открытием. Как и в недавнем проекте Романа Михайлова «Надо снимать фильмы о любви», в «Аноре» Марк демонстрирует удивительно органичное существование в кадре, будто он и не играет вовсе. Для того стиля, в котором работает Бейкер, Эйдельштейн – идеальный артист. Западные критики его, конечно, сравнивают с другим кудрявым красавцем – Тимоти Шаламе, однако Марк и в реальности, и на экране отличается в хорошем смысле гораздо большей непосредственностью.
На Каннском фестивале и раньше фильмы Шона Бейкера становились глотком свежего воздуха для критиков и жюри, которые все-таки тоже люди, а посему иногда устают смотреть мрачное, тяжелое, порой чрезвычайно медленное, нередко мизантропическое кино. Многие же американские независимые режиссеры, и Шон Бейкер в частности, обладают талантом рассказывать важные с социальной точки зрения истории так, что зрители не только не впадают в уныние, но и получают от просмотра огромное удовольствие и положительные по большей части эмоции. За эту любовь и к своим героям, и к зрителям Бейкера, очевидно, и наградили.