Профиль

Что посмотреть осенью: 5 новинок кинопроката

На этой неделе в прокат вышли фильмы, способные заинтересовать зрителей с самыми разными киновкусами. Драма об угасании жизни «Вихрь» Гаспара Ноэ – для любителей мощного фестивального кино, «Паранормальные явления. Дом призраков» может понравиться любителям оригинальных комедийных хорроров. Изысканный «Корсаж» оценят те, кому интересно по-новому посмотреть на исторических персонажей, «Пришелец из будущего» вызовет радость у поклонников студии «Кураж-Бамбей» и хулиганской фантастики. А «Бандит» утолит жажду тех, кто соскучился по качественному криминальному мейнстриму. Подробнее – в обзоре «Профиля».

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Вихрь"

©Артхаус
Содержание:

«Вихрь»

«Вихрь» – безусловно главный арт-хит этой недели, ведь снял его Гаспар Ноэ, автор эпатажных «Необратимости», «Входа в пустоту», «Любви» и «Экстаза». Последняя его работа может удивить поклонников режиссера. Вместо ярких визуальных эффектов и буйства энергии, которыми славится Ноэ, в «Вихре» царят неспешность и минимализм. А вот без шоковой терапии вновь не обошлось, хотя Ноэ всего лишь весь фильм развивает, казалось бы, очевидную мысль: смерть неизбежна, а старость мучительна. Но доказывает чрезвычайно убедительно.

"Властелин колец: Кольца власти": неоднозначно принятое возвращение в мир Толкина

Если киномэтр Михаэль Ханеке рассказывал в своей картине «Любовь» об инсульте и его последствиях, то Гаспар Ноэ в «Вихре» говорит о деменции, с которой, кстати, в реальности столкнулась его мать. Сам режиссер незадолго до съемок «Вихря» пережил кровоизлияние в мозг. Неудивительно, что в «Вихре» нет и намека на иронию, которую можно было разглядеть в его последних, тоже отнюдь не самых жизнерадостных картинах.

В главных ролях заняты Дарио Ардженто и Франсуаза Лебрун – выбор неожиданный и крайне удачный. Мастер итальянского хоррора джалло, режиссер Дарио Ардженто, почти не снимался в кино, но его первая главная роль наводит на мысли, что он мог бы построить блестящую карьеру и на этом поприще. Франсуаза Лебрун, больше всего известная по культовому фильму 1970-х «Мамочка и шлюха», играет так, что в ней видишь реального больного человека. Ардженто изображает киноведа, пытающегося писать книгу, несмотря на то, что его жена, которая по иронии судьбы раньше была психиатром, стремительно теряет связь с реальностью. Периодически к ним приходит сын (Алекс Лутц), у которого тоже масса проблем в жизни. Его мать, как это обычно бывает, то никого не узнает, то адекватно воспринимает реальность, а отец несколько лет назад пережил инсульт.

В самой первой сцене еще счастливая пара наслаждается вечером на парижском балконе, но вскоре черная линия пересечет экран, и герои окажутся по разные стороны баррикад, разделенные недугом и одиночеством. Эта линия больше никогда не исчезнет, а жизнь окончательно станет похожа на бессмысленную суету. После героев останутся только бесчисленные книги, которыми заставлена вся квартира, плакаты фильмов и видеокассеты. Да и те – ненадолго.

«Паранормальные явления. Дом призраков»

Оригинальное название картины – Deadstream, что можно перевести как «Смертельный стрим», так что никакого отношения к франшизе «Паранормальные явления» лента не имеет. Более того, полнометражный режиссерский дебют супругов Джозефа и Ванессы Винтер нельзя назвать хоррором – скорее, это пародия на жанр, но не такая фарсовая, как, например, «Очень страшное кино». Винтерам удалось соблюсти хороший баланс между комичным и пугающим, поэтому удастся и похихикать, и понервничать. В общем, «Дом призраков» – отличный вариант на грядущий Хеллоуин для тех зрителей, кто не любит классические фильмы ужасов. Западные критики очень высоко оценили картину: на агрегаторе Rottentomatoes.com ее рейтинг составляет 91%.

"Сказка для старых": фантасмагория о путешествии трех бандитов

По форме «Паранормальные явления. Дом призраков» – этакий микс из фильмов «Ведьма из Блэр» (стилизованный под документалистику жанр found footage, или «найденная пленка») и «Убрать из друзей» (жанр скринлайф, действие разворачивается на экране компьютера). Главного героя Шона Радди сыграл собственнолично Джозеф Уинтер. Шон – популярный раньше ютьюб-блогер, специализирующийся на дурацких челленджах и потерявший по некоторым причинам репутацию. Чтобы вернуть любовь поклонников и доверие спонсоров, он решает провести прямой эфир из старого заброшенного дома, в котором будто бы обитают призраки. Когда-то там умерла молодая девушка, и ее дух до сих пор не может обрести покой. В итоге, разумеется, городская легенда оказывается правдой, и Шон, обвесивший себя и жуткий особняк камерами, сталкивается с потусторонним.

Забавны в фильме как созданные из подручных материалов монстры, так и шутки о социальных сетях. Во время прямого эфира, например, Шону приходят самые разные комментарии, и все они до боли узнаваемы.

Ну а вывод из картины можно сделать следующий: люди всех эпох стремились к популярности, и это стремление, такое понятное и вместе с тем комичное, многих сгубило. Современная интернет-культура, по которой авторы саркастически проходятся, лишь делает эти желания более видимыми.

«Корсаж»

Изысканный «Корсаж» Мари Кройцер соревновался в этом году за награды во втором по важности каннском конкурсе «Особый взгляд». Приз в итоге получила исполнитель главной роли Вики Крипс, чья звезда по-настоящему взошла после картины Пола Томаса Андерсона «Призрачная нить». А еще Австрия выдвинула «Корсаж» на «Оскар».

Кадр из фильма "Корсаж"

Russian World Vision

Люксембурженка Крипс изобразила в фильме Елизавету Баварскую – императрицу Австрии, королеву-консорта Венгрии, жену императора Франца Иосифа I. Близкие называли ее Сисси – так же озаглавлена и старая серия фильмов, в которых Елизавету сыграла Роми Шнайдер.

«Корсаж» – современный взгляд на жизнь императрицы. Не столько по форме, сколько по содержанию. Хотя и шалости в духе постмодернистской и разудалой «Марии-Антуанетты» Софии Копполы в картине Мари Кройцер тоже есть. Например, одна из героинь поет песню As Tears Go By из репертуара The Rolling Stones.

"Сердце пармы": мощное историческое фэнтези по Алексею Иванову

Фильм посвящен одному году из жизни Елизаветы: в декабре 1877-го ей исполнилось 40. По тем временам это почти глубокая старость, и об этом героине напоминают при любой возможности. Та в ответ худеет, висит на турнике и все туже затягивает корсет. Последнее, впрочем, часто позволяет ей увиливать от ненавистных церемониальных появлений на публике. Имитация обморока – и ты на воле. Роль императрицы лишает свободную и творческую натуру героини полета и радости жизни, но она, как может, ищет лазейки.

Постоянно эпатажно курит сигареты (получая осуждение собственной дочери), скачет на любимой лошади, занимается фехтованием, флиртует с мужчинами, часто уезжает от мужа. У того все равно почти никогда нет на нее времени, да и принимать участие в решении политических вопросов император ей не дает. Сисси приходится довольствоваться помощью местной психбольнице и посещением солдат в госпитале.

«Корсаж» сшит из лоскутов жизни Елизаветы и подобен скорее импрессионистскому наброску, чем классической биографии. Для импрессионизма важен свет, и этот свет в фильме все же пробивается, потому что свобода – она внутри.

«Пришелец из будущего»

Фантастическая комедия Франсуа Декрака снята на основе популярного во Франции сериала 2009–2014 годов, актерско-режиссерская команда которого перешла и в фильм. В России картина вышла в озвучке студии «Кураж-Бамбей», знакомой миллионам зрителей по сериалам «Как я встретил вашу маму» и «Теория большого взрыва».

Неповторимые голос, интонации и шутки Дениса Колесникова, который традиционно в одиночку озвучивает всех персонажей, очень идут «Пришельцу из будущего». Но обаятельна картина и сама по себе: она и развлекает приключениями, и смешит многочисленными гэгами, и поднимает актуальные проблемы.

"Блондинка": радикальный и трагический портрет Мэрилин Монро

Политик Жильбер Алибер (Арно Дюкре) и его дочь Алиса (Эния Бару) попадают в будущее и узнают, что авария на построенной с согласия Алибера АЭС приведет планету к ядерному апокалипсису. Путешественник во времени Лис (Флоран Дорен), который и переносит героев в будущее, готов чуть ли не убить отца Алисы, но девушка считает, что сможет убедить родителя просто не подписывать тот злосчастный контракт на строительство атомной электростанции.

Героиня, которая всегда радела за экологию, полагает, что отец пошел не по той дорожке из-за переживаний о смерти матери Алисы в родах. Но пока что Жильбер непреклонен: благополучие дочери ему важно, а какие-то чужие люди из будущего – нет. Планам Алисы могут помешать и члены организации, следящей за тем, чтобы никто не вмешивался в ход времени и истории. Правда, последние не отличаются большим умом.

«Бандит»

Крепкого американского жанрового кино в прокате сейчас нет, но на помощь приходит канадское. Голливудских звезд в нем не меньше: в «Бандите» Аллана Ангара сыграли Джош Дюамель, Элиша Катберт и Мел Гибсон. Большую часть экранного времени в центре внимания Дюамель, который изобразил реального грабителя Гилберта Галвана – младшего, вошедшего в историю криминалистики как «Летающий бандит». Посвященная ему документальная книга Роберта Накла легла в основу сценария. За три года в середине 1980-х Галван ограбил около 60 канадских банков и ювелирных магазинов, поставив рекорд в стране.

А началось все с побега из тюрьмы в США. Перебравшись в Канаду, Галван сменил имя и постарался обеспечивать себя законным способом. Но ничего путного из этого не вышло, к тому же Гилберт еще и влюбился в свою будущую жену. Так началась его тайная и, судя по фильму, очень веселая жизнь грабителя. Он менял грим и костюмы и, совершая полеты по всей стране, наведывался в разные отделения банков. В какой-то момент Галван заручился поддержкой крупного криминального авторитета, хотя, кажется, отлично справлялся и без него.

Авторы картины видят причины поведения героя не только в его таланте, но и в экономической ситуации. «Зачем я это сделал? С такой-то экономикой – как не воровать?» – вопрошает он, в то время как на экране телевизора вещает Рейган. Жена, почти до последнего не знавшая о реальной деятельности мужа, попросила его грабить исключительно банки, но никак не обычных людей: «Банки испортили жизнь всем, кто мне дорог, так что на них мне плевать». По-другому Гилберт Галван и не собирался поступать.

Кадр из фильма "Бандит"

Пионер
Самое читаемое
Exit mobile version