Профиль

Кино-2016: сумерки франшиз

Год 2016-й стал не самым удачным для мировой киноиндустрии. Впервые за долгое время под сомнение поставлено кассовое лидерство кинофраншиз – в этом году ни одно продолжение не смогло собрать больше денег, чем ее предыдущие части. А общие финансовые итоги года заметно поблекли на фоне крайне успешного 2015 года.

©

Франшизы идут на дно

Всего год назад трудно было даже представить такую проблему. Кинофраншизы, казалось, находились в самом расцвете. Очередные продолжения очередных киносаг обеспечивали своим создателям рекордные прибыли. Седьмая по счету часть «Форсажа» принесла студии Universal на $700 млн больше шестой, четвертая часть «Юрского периода» с прибылью $1,5 млрд большую часть года шла на уверенном первом месте в топ‑10 самых кассовых фильмов‑2015, пока в декабре не обозначился новый лидер. Седьмой эпизод «Звездных войн» не просто сбросил «Мир Юрского периода» вниз, но и стал третьим фильмом в истории по размеру собранной кассы с результатом $2 млрд. Казалось, дальше кинофраншизы будут только наращивать прибыли.

Немногие эксперты тогда обратили внимание на негативный тренд. Сначала новая часть «Мстителей» – «Эра Альтрона» – собрала меньше, чем предыдущая, почти на $100 млн: небольшая трагедия, если общие сборы фильма в районе $1,5 млрд. Потом оступились «Голодные игры» – последняя часть франшизы потеряла $200 млн от киносборов второй части. Критики списали это на усталость от темы. Провал третьей части «Дивергента» объясняли уже общим спадом интереса к молодежным сагам. А вот низкие сборы второй части «Белоснежки и охотника» уже начали говорить о тенденции.

В результате к концу этого года выяснилось, что преодолеть показатели предыдущих частей не смогло ни одно продолжение из числа франшиз, вышедших в 2016 году. Из этого правила есть ровно одно исключение – ремейк «Охотников за привидениями», который вышел спустя 26 лет после второй части и смог собрать всего на $14 млн больше. Это без учета инфляции, развития маркетинга и инфраструктуры кинопроката за эти 26 лет, а также того факта, что бюджет «Охотников» 1989 года равнялся $37 млн, а бюджет наполненной компьютерной графикой новой части составил $124 млн.

Самым провальным продолжением года оказалась вторая часть «Алисы в Стране чудес». Сборы «Алисы в Зазеркалье» упали на 70% по сравнению с оригиналом. На мнение аудитории о фильме мог повлиять уход из режиссерского кресла Тима Бертона, который принимал участие в съемках фильма только в качестве продюсера. Кроме того, удар по сборам «Алисы» нанес и стартовавший примерно в то же время «Варкрафт».

Не лучше обстоят дела и у других кинофраншиз. На 50% сократились сборы новых «Белоснежки и охотника», «Черепашек-ниндзя» и «Дня независимости». 40‑процентное падение пережил уже упомянутый «Дивергент: За стеной». 26% прибыли по сравнению с предыдущим фильмом потерял новый «Джек Ричер».

Голливудские эксперты теперь опасаются, что неудачные сборы этого года могут сказаться на всей киноиндустрии в следующем году. По мнению аналитика компании «Cowen & Co» Дага Крейца, кинофраншиз становится слишком много, и они больше не могут поделить между собой рынок. Только в 2017 году планируется выход 40 крупных проектов – это значит, что новый высокобюджетный фильм будет выходить почти каждую неделю. «Они просто не смогут поделить между собой общую кассу, – пишет Крейц в своем ежегодном отчете о состоянии кинорынка. – Это значит, что 2017 год может стать рекордным по количеству кассовых провалов».

Мир

Падение сборов франшиз – не единственная плохая новость для киноиндустрии в уходящем году. 2016‑й в целом оказался менее прибыльным, чем 2015‑й. Если в прошлом году сразу два фильма («Мир Юрского периода» и «Форсаж 7») перевалили за $1,5 млрд киносборов, то сейчас достичь этой цифры не удалось ни одному фильму. Только трем картинам удалось преодолеть заветную планку $1 млрд.

Первым фильмом года ожидаемо стал «Первый мститель: Противостояние» – продолжение кинофраншизы Marvel, в котором всех героев обширной киновселенной собрали вместе и стравили друг с другом. Это единственная франшиза в году, которая хоть и собрала меньше предыдущих частей, но все-таки достаточно, чтобы не говорить о провале.

В пятерке самых кассовых фильмов года оказались сразу три мульт-фильма. «Зверополис», «В поисках Дори» вместе с находящейся на пятом месте «Тайной жизнью домашних животных» показали, что ставка американских киностудий на мультфильмы себя полностью оправдывает. Мультипликационные проекты уже пять лет подряд входят в десятку самых прибыльных, и с каждым годом их представительство в этом списке растет. В прошлом году в топ‑5 вошли два мультфильма, сейчас их три, в следующем году в свете мрачных прогнозов аналитиков это число может еще увеличиться.

Между мультфильмами на четвертой позиции затерялась «Книга джунглей» – очередная голливудская интерпретация истории про Маугли. При ближайшем рассмотрении выясняется, что она несильно отличается от своих соседей по рейтингу. Большая часть зверей здесь нарисована с помощью компьютерной графики. Из-за этого из звездного актерского состава фильма (Билл Мюррей, Бен Кингсли, Идрис Эльба, Лупита Нионго, Скарлетт Йоханссон) зритель никого на экране не увидит – все актеры работали только над озвучкой своих персонажей.

Позади мультфильмов, на шестом и восьмом месте, расположились два фильма новой киновселенной DC – еще одной компании, которая вслед за Marvel начала клепать фильмы про супергероев из комиксов. Но DC пока не удается достигнуть успешных показателей своих конкурентов. Заявленной цели получить $1 млрд кассовых сборов не смог достичь ни «Бэтмен против Супермена», ни «Отряд самоубийц». Владеющей франшизой компании Warner Bros. не помог ни режиссер Зак Снайдер, автор «300», ни звезда Уилл Смит, который снялся в «Отряде» после годичной паузы в кино. Тем не менее сборов оказалось достаточно, чтобы войти в список самых успешных картин года.

Между фильмами DC притаился их конкурент из Marvel – «Дэдпул». Это самый удачливый член топ‑10. Изначально боссы Marvel планировали сделать всего один фильм про малоизвестного за пределами США наемного убийцу, не рассчитывая, что он сможет привлечь большую аудиторию. Одной из причин низких ожиданий студии выступил и высокий возрастной рейтинг фильма «R» (+18). Однако проект актера Райана Рейнольдса, который не только сыграл главную роль, но и выступил продюсером, оказался в результате настолько необычным и не похожим на остальные части киновселенной Marvel, что привлек зрителей. В результате коэффициент прибыльности фильма (сборы, поделенные на бюджет фильма) подскочил до отметки 13 пунктов – это больше, чем у любой картины из топ‑10 прошлого года. Более того, «Дэдпул» стал самым успешным стартовым фильмом про отдельного героя в цепочке Marvel. Ближайший преследователь «Железный человек» в 2007 году собрал почти на $200 млн меньше. Это заставило студию готовить продолжение, которое выйдет в 2018 году.

Еще один стартовый фильм про киногероя вселенной Marvel «Доктор Стрэндж» пока не оправдал ожиданий студии, что преодолеет рубеж $500 млн сборов, но и не провалился. Однако его прокат еще не закончился, и вполне возможно, что первый проект Бенедикта Камбербэтча в супергеройском кино возьмет желаемую планку. А вот из топ‑10 он, скорее всего, вылетит из-за новой части «Звездных войн». «Изгой-один», который Disney уже по традиции выпускает в самый прибыльный отрезок года – рождественские каникулы, только за первый уикенд собрал $290 млн в мировом прокате. Аналитики ожидают, что к концу проката фильм утроит эту сумму.

©Фото: Atlas Entertainment

Из-за новых «Звездных войн» под угрозой позиция и нового фильма во вселенной Гарри Поттера «Фантастические твари и где они обитают». Он продолжил тенденцию этого года по привлечению к ролям в супергеройских фильмах звезд первой величины – главную роль здесь исполняет оскароносный Эдди Редмэйн. Для первой части новой трилогии показал неплохие сборы, и теперь студии предстоит закрепить успех второй частью.

Россия не провалилась

Неожиданным островком стабильности посреди провалов и неудачных сборов стала Россия. Страна, в которой не первый год бушует экономический кризис, сумела сохранить кассу фильмов на уровне 2015‑го. Стабильность и равенство наблюдаются и в суммах сборов лучших картин, и в позициях отечественного кинематографа в рейтинге.

Так, два первых места рейтинга, как и год назад, набрали $35 и $33 млн. Теперь, правда, на первое место в российском прокате вышли мультфильмы, что в целом отражает мировые тенденции. А сразу за «Зверополисом» и «Тайной жизнью домашних животных» расположился «Дэдпул» – российским зрителям понравилась история сквернословящего наемника из команды Marvel.

Неожиданными гостями в российском топ‑10 оказались «Варкрафт» и «Иллюзия обмана 2». Первый фильм был снят по сюжету одноименной онлайновой игры и должен был стать самым громким блокбастером лета. Ожидания его создателей не оправдались, и фильм получил не лучший для блокбастеров коэффициент прибыльности 2,7, а его сборы недотянули и до $500 млн. Однако в России фанаты, видимо, все-таки дошли до кинотеатров, чтобы увидеть выход любимой саги об извечной борьбе Орды и Альянса на большом экране. А вот успех «Иллюзии обмана» трудно объяснить рационально, потому что первая часть отнюдь не была культовым фильмом в России. Возможно, сказался недостаток психологических триллеров, которые в кинотеатрах в последние годы потеснили саги о супергероях.

Как и год назад, первый российский фильм в списке располагается в середине списка. Тогда это был мультфильм из серии «Три богатыря», теперь – фильм-катастрофа «Экипаж» с Данилой Козловским в главной роли, всего второй российский фильм в формате IMAX (после «Сталинграда» Федора Бондарчука). А вот следующая российская картина, как и годом раньше, располагается далеко за пределами первой десятки. Комедия с Сергеем Светлаковым «Жених», несмотря на невысокую зрительскую оценку (4 балла из 10 на kinopoisk.ru), добился $7,7 млн сборов при бюджете $1,5 млн  – один из лучших коэффициентов окупаемости среди российских фильмов в этом году – 5.1. Однако это не помогло картине подняться выше 27-го места в списке самых кассовых фильмов России.

Еще три российских фильма расположились еще дальше. «Дуэлянт» и «Ледокол» – две картины, в которых режиссеры, еще недавно снимавшие авторские фильмы, попробовали себя в кино с большими бюджетами. Фильмы и Алексея Мизгирева, и Николая Хомерики заслужили в целом положительные отзывы критиков и сносные зрительские оценки (у обоих фильмов 6.6 из 10 на kinopoisk.ru), но не смогли окупить 10‑миллионные бюджеты. Зато удалось окупиться «28 панфиловцам». Фильм, сбор средств на съемки которого первоначально велся на краудфандинговых платформах, получил в прокате почти $6 млн кассовых сборов.

Несмотря на не самые высокие места российских картин в отечественном прокате, у отечественного кинематографа в конце года будет шанс нанести ответный удар западным конкурентам. 29 декабря на экраны выйдет новый проект Первого канала и режиссера Андрея Кравчука «Викинг», рассказывающий о жизни Владимира Красное Солнышко. Удачное прокатное расписание позволяет предположить, что новая картина с Данилой Козловским поборется за звание самого прибыльного фильма России. Но в любом случае это будет уже история нового, 2017 года.

Самое читаемое
Exit mobile version