В рассказе именно об этом фильме без раскрытия некоторых деталей сюжета не обойтись. Пара средних лет, Ален и Мари Дюваль (Ален Шаба и Леа Дрюкер), наконец-то покупают в кредит дом, да не обычный, а с секретом. Риелтор рассказывает, что в подвале их ждет нечто, способное изменить их жизнь. После того как Дюпье довольно долго мучает зрителей неизвестностью, что обыгрывается даже в тизерах фильма, правда все же раскрывается. Оказывается, что если залезть в люк в подвале и спуститься ниже, то перемещаешься на двенадцать часов вперед. Казалось бы, пользы никакой, но выясняется, что в результате такого действия человек еще и молодеет на три дня. Узнав об этом и нисколько не удивившись, Мари становится одержима идеей кардинально помолодеть. Она все время совершает микропутешествия во времени и все реже видится с мужем. Ален, напротив, продолжает вести обычное существование.
Есть в фильме и другая пара: начальник Алена Жерар (постаревший секс-символ Бенуа Мажимель) и его молодая возлюбленная Жанна (едва узнаваемая Анаис Демустье). Не отличающийся душевной тонкостью, но открытый ко всему новому, Жерар на ужине у Алена и Мари рассказывает, что имплантировал себе электронный половой орган. Во-первых, он надежнее, чем настоящий, во-вторых, обладает массой разных интересных функций. Ален и Мари слегка озадачены.
Подобный сюжет не удивит тех, кто знаком с другими работами француза Кантена Дюпье, известного также как Mr. Oizo – это его псевдоним как электронного музыканта. В фильмах Дюпье встречаются шина-убийца («Шина»), ковбойская куртка, заставляющая своего владельца совершать хладнокровные преступления («Оленья кожа»), и, например, гигантская муха, которую хотят выдрессировать для ограбления банков («Жвалы»).
Дюпье, ставший постоянным участником важнейших мировых кинофестивалей и выступающий режиссером, сценаристом, часто оператором, монтажером и композитором своих картин, довольно много работал и в США. В одной из его лучших американских картин, «Реальности» 2014 года, также задействован Ален Шаба из «Невероятно, но факт». «Реальность» – одна из самых сложноустроенных работ Дюпье, оммаж Линчу, Кроненбергу, возможно, писателю Борису Виану с его подернутой абсурдом действительностью и немного «Началу» Кристофера Нолана. То ли жизнь есть сон, то ли сон есть жизнь, но так или иначе существование творческого человека перед важным дедлайном есть кошмар. Это если искать какую-то логику в «Реальности». Что делать вовсе не обязательно, и в этом заключается главное удовольствие от многих картин Дюпье.
"Властелин колец: Кольца власти": неоднозначно принятое возвращение в мир Толкина
Впрочем, в «Невероятно, но факт», наоборот, логика прослеживается четко, а абсурдные и фантастические элементы становятся в первую очередь метафорами. Пожалуй, это кино даже можно назвать нравоучительным, что, в конце концов, не всегда плохо. Дюпье саркастически относится к современному культу молодости, стремлению людей оставаться привлекательными и желанными как можно дольше. Многие ради этого готовы на самые безумные поступки, которые в итоге лишь разрушают их жизнь. Такая зацикленность зачастую еще и довольно комична, что Дюпье и демонстрирует.
«Невероятно, но факт» – в каком-то смысле брат-антипод фантастической драмы «Вивариум» Лоркана Финнегана с Джесси Айзенбергом и Имоджен Путс. В ней молодая пара тоже общалась со странным неприятным риелтором, тоже покупала дом с секретом в пригороде и тоже попадала в свой ад. Герои «Вивариума» физически не могли выбраться из своего пригорода, вынуждены были воспитывать зловещего ребенка, которого им подкинули, и буквально умирали от навязанной им стандартной жизненной парадигмы.
Квентин Дюпье, несмотря на все безумие его картин, в «Невероятно, но факт» воспевает нормальность. Обычные радости вроде рыбалки в компании с собакой, не самая вдохновляющая работа и даже ипотека гораздо приятнее и здоровее, чем гонка за молодостью, которая означает движение в прошлое, а не в будущее. И которая уж точно исключает наслаждение настоящим моментом. В итоге появляется риск оказаться в фильме «Клик: с пультом по жизни» – комедии, в которой герой Адама Сэндлера в буквальном смысле проматывал скучные моменты своего существования вперед, таким образом пропуская и все лучшее.
В финальной части «Невероятно, но факт» события тоже ускоряются, ведя к ожидаемому концу. Режиссер остроумно монтирует быстро сменяющие друг друга, лишенные слов сцены: и так ведь все понятно. И на сей раз кино у Дюпье получилось скорее печальное, чем смешное.