Профиль

"Невероятно, но факт": грустная комедия от французского мастера абсурда

На экраны кинотеатров вышла картина Квентина (или, что более правильно, Кантена) Дюпье «Невероятно, но факт». На последнем Берлинале этот фильм взбодрил публику, уставшую от чрезвычайно серьезного и зачастую утомительно длинного кино. Дюпье же, как всегда, лаконичен – «Невероятно, но факт» длится всего 74 минуты – и динамичен.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Невероятно, но факт"

©Артхаус

В рассказе именно об этом фильме без раскрытия некоторых деталей сюжета не обойтись. Пара средних лет, Ален и Мари Дюваль (Ален Шаба и Леа Дрюкер), наконец-то покупают в кредит дом, да не обычный, а с секретом. Риелтор рассказывает, что в подвале их ждет нечто, способное изменить их жизнь. После того как Дюпье довольно долго мучает зрителей неизвестностью, что обыгрывается даже в тизерах фильма, правда все же раскрывается. Оказывается, что если залезть в люк в подвале и спуститься ниже, то перемещаешься на двенадцать часов вперед. Казалось бы, пользы никакой, но выясняется, что в результате такого действия человек еще и молодеет на три дня. Узнав об этом и нисколько не удивившись, Мари становится одержима идеей кардинально помолодеть. Она все время совершает микропутешествия во времени и все реже видится с мужем. Ален, напротив, продолжает вести обычное существование.

Что посмотреть осенью: 5 новинок кинопроката

Есть в фильме и другая пара: начальник Алена Жерар (постаревший секс-символ Бенуа Мажимель) и его молодая возлюбленная Жанна (едва узнаваемая Анаис Демустье). Не отличающийся душевной тонкостью, но открытый ко всему новому, Жерар на ужине у Алена и Мари рассказывает, что имплантировал себе электронный половой орган. Во-первых, он надежнее, чем настоящий, во-вторых, обладает массой разных интересных функций. Ален и Мари слегка озадачены.

Подобный сюжет не удивит тех, кто знаком с другими работами француза Кантена Дюпье, известного также как Mr. Oizo – это его псевдоним как электронного музыканта. В фильмах Дюпье встречаются шина-убийца («Шина»), ковбойская куртка, заставляющая своего владельца совершать хладнокровные преступления («Оленья кожа»), и, например, гигантская муха, которую хотят выдрессировать для ограбления банков («Жвалы»).

Дюпье, ставший постоянным участником важнейших мировых кинофестивалей и выступающий режиссером, сценаристом, часто оператором, монтажером и композитором своих картин, довольно много работал и в США. В одной из его лучших американских картин, «Реальности» 2014 года, также задействован Ален Шаба из «Невероятно, но факт». «Реальность» – одна из самых сложноустроенных работ Дюпье, оммаж Линчу, Кроненбергу, возможно, писателю Борису Виану с его подернутой абсурдом действительностью и немного «Началу» Кристофера Нолана. То ли жизнь есть сон, то ли сон есть жизнь, но так или иначе существование творческого человека перед важным дедлайном есть кошмар. Это если искать какую-то логику в «Реальности». Что делать вовсе не обязательно, и в этом заключается главное удовольствие от многих картин Дюпье.

"Властелин колец: Кольца власти": неоднозначно принятое возвращение в мир Толкина

Впрочем, в «Невероятно, но факт», наоборот, логика прослеживается четко, а абсурдные и фантастические элементы становятся в первую очередь метафорами. Пожалуй, это кино даже можно назвать нравоучительным, что, в конце концов, не всегда плохо. Дюпье саркастически относится к современному культу молодости, стремлению людей оставаться привлекательными и желанными как можно дольше. Многие ради этого готовы на самые безумные поступки, которые в итоге лишь разрушают их жизнь. Такая зацикленность зачастую еще и довольно комична, что Дюпье и демонстрирует.

«Невероятно, но факт» – в каком-то смысле брат-антипод фантастической драмы «Вивариум» Лоркана Финнегана с Джесси Айзенбергом и Имоджен Путс. В ней молодая пара тоже общалась со странным неприятным риелтором, тоже покупала дом с секретом в пригороде и тоже попадала в свой ад. Герои «Вивариума» физически не могли выбраться из своего пригорода, вынуждены были воспитывать зловещего ребенка, которого им подкинули, и буквально умирали от навязанной им стандартной жизненной парадигмы.

Квентин Дюпье, несмотря на все безумие его картин, в «Невероятно, но факт» воспевает нормальность. Обычные радости вроде рыбалки в компании с собакой, не самая вдохновляющая работа и даже ипотека гораздо приятнее и здоровее, чем гонка за молодостью, которая означает движение в прошлое, а не в будущее. И которая уж точно исключает наслаждение настоящим моментом. В итоге появляется риск оказаться в фильме «Клик: с пультом по жизни» – комедии, в которой герой Адама Сэндлера в буквальном смысле проматывал скучные моменты своего существования вперед, таким образом пропуская и все лучшее.

В финальной части «Невероятно, но факт» события тоже ускоряются, ведя к ожидаемому концу. Режиссер остроумно монтирует быстро сменяющие друг друга, лишенные слов сцены: и так ведь все понятно. И на сей раз кино у Дюпье получилось скорее печальное, чем смешное.

Самое читаемое
Exit mobile version