- Лучший международный фильм
- Лучший мультфильм
- Лучшая женская роль первого плана
- Лучшая мужская роль первого плана
- Лучший режиссер и лучший фильм
Лучший международный фильм
В последние годы на «Оскар» в номинации «лучший фильм» все чаще претендуют картины не американские и не англоязычные, и, по всей видимости, эта тенденция будет лишь укрепляться. Причем во многом благодаря этому премия становится более «артхаусной»: теперь среди номинантов регулярно встречаются участники и победители Каннского и Венецианского фестивалей. Формат «Оскара», который у многих ассоциируется со скучными порой биографическими картинами и традиционными драмами, становится все более подвижным, живым и интересным.
В результате в десятку претендентов на лучший фильм года попали сразу две полностью не англоязычные картины: «Анатомия падения» Жюстин Трие (победитель Каннского фестиваля прошлого года) и «Зона интересов» Джонатана Глейзера (обладатель Гран-при Каннского фестиваля 2023 года). Оба, что самое любопытное, представлены аж в пяти номинациях: в том числе за лучшую режиссуру и сценарий (оригинальный и адаптированный).
Кадр из фильма "Зона интересов"
Film4 Productions / House Production / Access Entertainment / Instytucja Filmowa „Silesia-Film” / A24 / BAC Films / ADS ServiceОднако «Анатомия падения» не попала в категорию «лучший международный фильм», потому что Франция решила выдвинуть на награду Американской киноакадемии другую работу – «Рецепт любви» Чана Ань Хунга. Фильм не добрался до шорт-листа премии, и «Оскар» почти гарантированно увезет в Великобританию Джонатан Глейзер, снявший свою первую за десять лет картину «Зона интересов» на немецком языке.
Культовый кинопостановщик и клипмейкер Глейзер («Сексуальная тварь», «Побудь в моей шкуре») срежиссировал минималистичный фильм про Холокост по мотивам романа Мартина Эмиса «Зона интересов». Центральными персонажами стали реальный комендант лагеря Освенцим Рудольф Хёсс (Кристиан Фридель), его жена (Сандра Хюллер, номинированная на «Оскар» за «Анатомию падения») и их многочисленные дети. Они живут в прекрасном «райском саду», за забором которого расположен лагерь смерти.
Глейзер превращает свое кино в оксюморон, в сочетание, казалось бы, несочетаемого. В кадре – семейное счастье, пышное летнее цветение, солнце, катание на лодке по живописной реке. За кадром – крики и выстрелы. Недалеко виднеется труба не перестающего работать крематория. Однако Хёссы даже не столько не замечают муки и смерть узников концлагеря в шаговой доступности от своего оазиса. Их они, что еще страшнее, не смущают.
Хедвиг забирает себе шубу и помаду, которую слуга приносит домой вместе с другими вещами из Освенцима. Дети играют с золотыми зубами, оставшимися от узников. Хедвиг восхищенно называет вечно работающего мужа «пчелкой-трудягой», а ее величают «королевой Освенцима» – и героине это льстит. Всю жизнь пара стремились обосноваться вдали от больших городов, создать там свой рай – а все остальное неважно. Рудольф просто делает свою работу.
На приеме оксюморона построены и характеры героев: как вслед за нежным признанием Рудольфа в любви своей лошади может следовать очередной разговор с коллегами о более эффективных печах для сжигания евреев? Однако все это совмещается в одном человеке. Способность не замечать зло, которое творится рядом, а также участие в страшных расистских злодеяниях – тема, объединяющая «Зону интересов» с еще одной оскаровской картиной 2024-го – «Убийцами цветочной луны» Мартина Скорсезе.
Тихий, но вместе с тем оглушительный фильм Глейзера, безусловно, достоин «Оскара». Пессимисту (или, скорее, реалисту) Глейзеру мог бы противостоять оптимист Вим Вендерс со своими солнечными вневременными «Идеальными днями», но его победа в оскаровском раскладе этого года кажется фантастикой.
Лучший мультфильм
В этой номинации главная борьба разворачивается между долгожданным новым аниме классика Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» и мультфильмом «Человек-паук: Паутина вселенных». Судя по результатам вручения наград Продюсерской гильдии США, «Оскар» достанется последнему.
"Мальчик и птица": печальная полуавтобиографическая сказка Хаяо Миядзаки
Несмотря на то, что эта картина очень яркая и изобретательная, такой исход кажется не самым справедливым. В 2019 году первая часть приключений подростка Майлза Моралеса, который в одной из вселенных оказывается Человеком-пауком, уже завоевала «Оскар». Вторая часть не предлагает принципиально новых художественных решений, да еще и обрывается на самом интересном месте – впереди продолжение.
В идеальном мире «Оскар» бы достался мультфильму Пабло Берхера «Мечты робота». Берхер, известный любителям испанского кинематографа по черно-белой немой «Белоснежке», превращенной в трагедию с корридой и фламенко, вновь сотворил кино без слов. На сей раз просто анимационное. «Мечты робота» рассказывают о том, как одинокий нью-йорский пес (мир в мультфильме населен антропоморфными животными) покупает себе робота в качестве друга.
Кадр из мультфильма "Мечты робота"
Arcadia Motion Pictures / Noodles Production / Les Films du Worso / RTVE / Movistar Plus+ / Bteam Pictures / Wild Bunch / ПарадизНо счастье товарищей прерывает драма: андроид оказывается в ловушке на пляже, закрытом на зиму. Берхер не щадит зрителей всех возрастов, сохраняя напряжение и накал на протяжении всей картины: будут ли друзья снова вместе? Эмоциональное впечатление «Мечты робота» оставляют не менее сильное, чем картина Селин Сон «Прошлые жизни» на похожую тему, которая номинирована в этому году на два «Оскара» (лучший фильм и оригинальный сценарий).
Лучшая женская роль первого плана
Пожалуй, главная интрига «Оскара-2024» связана с тем, кому достанется статуэтка за лучшую женскую роль первого плана. До последнего казалось, что это будет Эмма Стоун, собравшая за свою отважную работу в фантасмагории Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» множество наград, вплоть до британской BAFTA и «Золотого глобуса».
Однако и у Лили Гладстоун из «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе есть «Золотой глобус», а, главное, недавно ей вручили во многом определяющую для «Оскара» награду Актерской гильдии. К тому же у Стоун «Оскар» уже есть, да и с кинопредложениями у нее явно нет проблем, а для Гладстоун победа открыла бы множество новых возможностей.
Кадр из фильма "Бедные-несчастные"
Element Pictures / Film4 / Fruit Tree / Searchlight PicturesВ фильме Скорсезе эта актриса индейского происхождения изображает представительницу богатого племени осейджей, которым устраивают, по сути, геноцид белые американцы. Гладстоун на полутонах играет мощную драму женщины, теряющей близких и искренне любящей недостойного человека, о грехах которого догадывается.
Если у Лили Гладстоун роль выразительная, но сдержанная, то Эмма Стоун в «Бедных-несчастных» (фильм-победитель Венецианского фестиваля – 2023) идет вразнос. Йоргос Лантимос, один из лидеров направления под названием «греческая странная волна», уже второй раз после «Фаворитки» поработал со Стоун.
Венецианский фестиваль – 2023: Присцилла Пресли, Энцо Феррари и Пиночет-вампир
В экранизации романа Аласдера Грея «Бедные-несчастные» актриса предстает в образе покончившей с собой женщины, которую спасает гениальный ученый по кличке Бог (Уиллем Дефо), пересадив ей мозг ее же нерожденного младенца.
Такой сюжетный ход позволяет за совсем небольшое время продемонстрировать удивительное развитие характера героини. Девушка, отделенная поначалу от внешнего мира, не ограничена его правилами и догмами и оттого исследует себя и других со всей непосредственностью. Проходя при этом через стадии развития ребенка, подростка, молодой женщины, она становится в итоге по-настоящему свободной, сильной, осознанной и противостоящей патриархальному мышлению.
Удивительный еще и с визуальной точки зрения эксперимент Лантимоса (черно-белое изображение переходит в цветное, используется объектив «рыбий глаз», краски выкручены до предела, весь вещественный мир детальнейшим образом проработан) стал одним из самых ярких фильмов года, но, допустим, для «Оскара»за лучшую картину он слишком радикален. Впрочем, если вспомнить прошлогоднюю победу «Всё везде и сразу», то кажется, что в теории все возможно.
Лучшая мужская роль первого плана
В этой категории все, конечно, делают ставку на Киллиана Мерфи, исполнившего роль Роберта Оппенгеймера в фильме Кристофера Нолана. Ему уже досталась награда актерской Гильдии. Возможно, это не самая выдающаяся работа ирландского актера, но, так или иначе, за почти тридцатилетнюю карьеру прекрасных ролей у него было предостаточно.
Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Syncopy / Atlas Entertainment / Universal PicturesВ этой номинации сильный выход, например, и у Джеффри Райта из трагикомедии Корда Джефферсона «Американское чтиво» по роману Персиваля Эверетта. Режиссерский дебют сценариста Корда Джефферсона победил на важном фестивале в Торонто, с которого начинается оскаровская гонка. Джеффри Райт сыграл в фильме чернокожего писателя-интеллектуала и преподавателя университета Телониуса Эллисона по прозвищу Монк, приезжающего навестить мать и сестру, с которыми долго не общался. Жизнь закручивается так, что герой вынужден остаться там и ухаживать за матерью с деменцией. Заодно он начинает писать новый роман, поскольку последнюю рукопись издательство завернуло.
Саркастичного и порой жесткого Монка раздражает, что бестселлерами становятся лишь те романы афроамериканских авторов, которые эксплуатируют стереотипы, связанные с чернокожими людьми. Герой становится преступником, продает наркотики, читает рэп, погибает от пули полицейского – книги с такими сюжетами постоянно выстреливают. Романы самого Эллисона называют недостаточно «черными», потому что он описывают универсальный опыт.
В качестве шутки и одновременно протеста он сочиняет чудовищного качества книгу, полностью построенную на расовых стереотипах. И вот издатели уже предлагают ему очень крупную сумму, а продюсер из Голливуда хочет купить права на экранизацию. Жизнь Монка становится все более сюрреалистичной. Джеффри Райт показывает своего персонажа очень живым, неидеальным: иногда ему сочувствуешь, иногда им возмущаешься.
Кадр из фильма "Американское чтиво"
MRC / T-Street / Almost Infinite / 3 Arts Entertainment / Orion Pictures (through Amazon MGM Studios)Авторы фильма рефлексируют о том, как белое население США вроде бы пытается искупить свою вину перед афроамериканцами, но одновременно обогащается благодаря их историям, зачастую гипертрофированным. И все это точно не способствует наступлению равноправия в обществе. Есть вероятность, что Корд Джефферсон получит «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.
В образе еще одного преподавателя предстает Пол Джаматти из прекрасного фильма Александра Пэйна «Оставленные». Однако, если говорить об «Оставленных», то гораздо больше шансов на статуэтку (за женскую роль второго плана) у его коллеги по фильму, актрисы Давайн Джой Рэндольф. Ее героиня, повар в частной школе для мальчиков Мэри, потеряла недавно сына на Вьетнамской войне, но у нее все равно хватает сил согревать всех вокруг своим теплом.
Лучший режиссер и лучший фильм
Исходя, опять же, из результатов премий актерской, режиссерской и продюсерской гильдий абсолютным триумфатором «Оскара» станет «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, о котором, кажется, сказаны уже все возможные слова. Это решение, кстати, нельзя назвать совершенно традиционным для «Оскара». Из биографии создателя атомной бомбы Роберта Оппенгеймера Нолан в своем фирменном стиле сотворил головоломку с накладывающимися друг на друга временными пластами и десятками важных персонажей.
Барби, Наполеон и Оппенгеймер: 16 ожидаемых кинопремьер 2023 года
Картина максимально далека от стандартного байопика и, безусловно, чрезвычайно актуальна в современном мире. «Оскар», вероятнее всего, обретет и Нолан как режиссер, а также актер Роберт Дауни-мл. за роль Льюиса Штраусса – главы комиссии по ядерной энергии и оппонента Оппенгеймера в ядерном вопросе.
А вот «Барби» Греты Гервиг, одолевшей «Оппенгеймера» в кассовой битве, едва ли светят «Оскары», помимо очевидной награды за лучшую песню (тут развернется борьба между треком Билли Айлиш и комической арией Кена в исполнении Райана Гослинга). Киноакадемики недостаточно прогрессивны для того, чтобы даже номинировать Грету Гервиг на лучшую режиссуру. Марго Робби также проигнорировали в актерской номинации.
Видимо, академики сочли, что в пятерку номинантов за лучшую режиссуру может войти только одна женщина – и ей стала постановщица «Анатомии падения» Жюстин Трие. Но шансов у нее гораздо больше в категории «лучший оригинальный сценарий».