Ее зовут Джой – «радость» – но радости в ее жизни мало. Молодая мать-одиночка, чей бывший муж музыкант-неудачник живет у нее в подвале, потому что другого жилья себе позволить не может. Она – главный добытчик денег в семье и хранительница домашнего очага, на которую сваливаются все хлопоты по хозяйству. Мама Джой, сыгранная Вирджинией Мэдсен, не занята ничем, кроме просмотра смехотворных, пропитанных страстями, бесконечных мыльных опер о богачах. Отец, с которым мать в разводе, находится в поисках любви и после очередного расставания переезжает в тот самый подвал, где обитает его ненавистный бывший зять. Первого изображает постоянный гость в картинах Дэвида О. Рассела Роберт Де Ниро, второго – новомодный Эдгар Рамирес. Еще у Джой есть сестра (Элизабет Рём), помогающая папе вести дела в автомастерской. С ней у главной героини отношения не складываются. В общем, как часто это бывает у Дэвида О. Рассела – адекватностью персонажей тут и не пахнет. Кажется, самый дорогой член семьи для Джой – ее бабушка в исполнении трехкратной номинантки на «Оскар» Дайан Лэдд. Именно она, как никто другой, верит в Джой и желает ей необыкновенной судьбы. Она знает, что, еще будучи маленькой девочкой, ее внучка начала изобретать удивительные вещи. С возрастом они становились все более осмысленными, но ни у кого из семейства не доходили руки их запатентовать. Теперь с мечтами нужно попрощаться: не до них. Фильм лишь частично основан на реальных фактах из биографии Джой Мангано. Некоторые детали взяты из жизней других женщин, вдохновивших Дэвида О. Рассела и соавтора истории, рассказанной в ленте, Энни Мумоло («Девичник в Вегасе»).
Картина хороша не в последнюю очередь тем, что рассказывает о сильной женщине. Женщина в Голливудском кино становится центральным персонажем отнюдь не часто (кстати, в сериалах дело обстоит лучше). Более того: «Джой» с легкостью проходит тест Бехдель о гендерном равноправии/
неравноправии в произведении искусства. Суть его в том, что (в данном случае) в фильме должно быть не меньше двух полноценных персонажей женского пола, которые будут беседовать между собой, да еще и не о мужчинах. «Джой» идет даже дальше: романтическая линия, касающаяся главной героини, проскальзывает только в начале фильма, когда речь идет о зарождении ее романа с мужем. Никакие зрительские ожидания касательно ее личного счастья не оправдываются. Для этой девушки счастье в другом. Но осуществить его, реализовать свои возможности мешают члены ее семьи.
В связи с «Джой» вспоминается один из эпизодов недавней «Страны ОЗ» Василия Сигарева. В нем героиня Яны Трояновой случайно попадает в незнакомую квартиру. Встречает ее там Инна Чурикова, изображающая типичную жертвенную русскую женщину. Где-то в квартире раздаются недовольные голоса сыновей-гопников, которые чего-то требуют, требуют и требуют. Конечно, их желания всегда будут выполнять. Джой, по сути, – та же несчастная «русская баба» (оказывается, и в США такие водятся), только в роли ее мучителей выступают не выросшие, но инфантильные дети, а, что интересно, инфантильные родители. Мать уже давно боится выходить из комнаты: настолько ее пугает внешний мир и настолько ей комфортно с ее подругами – сильными женщинами из мыльных опер. Отец так погружен в дела амурные (его новую любовь изображает культовая Изабелла Росселлини), будто ему не в районе семидесяти, а не больше тридцати. «Когда я не влюблен, мне скучно» – говорит персонаж Де Ниро.
Эти образы слегка карикатурны, но именно некоторая гнильца делает их абсолютно живыми и правдоподобными. В конечном счете – обаятельными (хотя зачастую и жутко раздражающими: родственники!) Им веришь, и именно это выгодно отличает «Джой» от картины О. Рассела «Мой парень – псих», за которую Дженнифер Лоуренс наградили «Оскаром». В ней была чарующая атмосфера (есть она и в «Джой»), но герои с их бесконечными неврозами, комплексами и травмами казались не слишком настоящими.
Когда Джой, исправляя очередной прокол родственников, получает травму, ее озаряет. Она придумывает самоотжимающуюся «чудо-швабру». Кому, как не ей, знать, что это именно то, чего недостает в домашнем хозяйстве. Девушка добивается того, что в ее зарождающийся бизнес вкладывается подруга ее отца. Джой будет пытаться освоить совершенно не знакомые ей раньше тонкости ведения дела, принимать верные и неверные решения, и, в конечном итоге, попадет с помощью персонажа Брэдли Купера, заведующего телеканалом, в «магазин на диване».
Лента Дэвида О. Рассела совмещает в себе разные жанры, и самый неожиданный из них – триллер. Саспенс в фильме, наполненном как невероятными взлетами, так и падениями Джой, нешуточный, и зачастую не предугадаешь, чего ждать в следующую секунду экранного времени. Джой на своем опыте узнает, что одна удача в бизнесе не гарантирует не только вечного процветания, но и процветания в принципе. Его приходится выгрызать зубами, рассчитывая только на себя и преодолевая глупость якобы доброжелателей и подлость якобы помощников. Первый успех – это только начало пути – вроде бы прописная истина, касающаяся любого дела, но почему-то многие голливудские режиссеры ставят жирную точку именно в тот момент, когда этот путь лишь начинается.
«Джой» – это не простая история об осуществлении американской мечты, о том, как попадают «из грязи – в князи», о Золушке (последнее сравнение особенно часто употребляют в связи с фильмом). Для героини главная цель – не деньги, не известность, не успех как победа над другими, первенство в чем-то. Изобретение швабры и развитие своего бизнеса дают ей возможность доказать в первую очередь самой себе, что она чего-то стоит, что она не посредственность, а талант и умница. А главное – что она верна самой себе, своим мечтам, что она не предала ту маленькую девочку, которая грезила о судьбе изобретательницы. Это путь не к успеху, а к счастью. Путь Джой к радости (опять же, теперь уже буквально – к самой себе!). Кстати, верность себе во многом и помогла ей преуспеть в «магазине на диване». Героиня отказалась надевать красивый костюм и вышла в прямой эфир в том, в чем пришла, в чем ей привычно. Ничего не изображала, не притворялась.
Но что в Джой самое важное и самое удивительное – это ее великодушие. Когда близкие люди наносят ей неожиданные удары, она прощает их и продолжает им помогать. Кстати, в момент неудачи именно родной человек, отец, говорит дочери слова, от которых могут опуститься руки. Мол, зря я убеждал тебя в том, что ты можешь быть чем-то большим, чем домохозяйкой. В конечном итоге, «Джой» – история об отличном человеке, фильм, от которого становится хорошо – а это большая редкость. Фильм о праве на радость.