Профиль

«Мы попытались изобрести интерфейс для художественного романа»

Cоветник по культуре президента России Владимир Толстой, Фекла Толстая, Майя Стравинская и корейская компания Samsung решили сообща помочь классическим произведениям русской литературы бороться с телевидением, соцсетями и прочими пожирателями времени за внимание жителей некогда самой читавшей страны мира. Оружием в этой борьбе призвано стать приложение «Живые страницы», созданное командой диджитал-продюсера Майи Стравинской, в которую, помимо технических специалистов, вошли филологи, компьютерные лингвисты из НИУ ВШЭ и консультанты-литературоведы.

©

Сейчас мобильным читателям предолжен выбор из 5 книг — «Войны и мира» Толстого, «Преступления и наказания» Достоевского, «Мертвых душ» Гоголя, «Капитанской дочки» Пушкина и «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Для каждой из них команда Стравинской создала интерфейс и расширенный читательский функционал, при помощи которого можно проследить судьбы всех основных героев произведения по основным событиям их жизни, в том числе и пересечения их судеб. Можно также принять участие в «игре в слова», угадывая, какому произведению принадлежит та или иная фраза или словосочетание, а можно и устроить самому себе экскурсию по местам каждого конкретного произведения, например, доехать до дома Кисы Воробьянинова в уездном городе N где-то под Самарой и оттуда увезти последний стул с бриллиантами в Тбилиси.

На такую интерактивную и интерфейсную обработку книги у команды Стравинской уходит в среднем 2 месяца. В случае с «Войной и миром», конечно, получилось дольше, но это был первый опыт команды. «Если бы замахнулись на Шекспира, было бы попроще, но после "Войны и мира" любое море по колено», — пошутил Сергей Певнев, куратор проекта от Samsung.

Работает приложение пока только на платформе Android, планов портировать его на iOS на презентации озвучено не было. «Больше 80% рынка сейчас — это Android, большое количество пользователей ориентировано на нее, и мы ориентировались на то, чтобы у большего количества людей была возможность бесплатно ознакомиться с лучшими произведениями лучшей классики», — ответил на вопрос корреспонеднта «Профиля» Певнев. Активная читательская аудитория приложения — 10 тысяч пользователей ежедневно, при общем количестве загрузок около 100 тысяч. Корневая аудитория, к удивлению создателей, быстро сместилась от молодежи к людям 35-45 лет, старшеклассники — лишь вторая по размеру группа пользователей. Приложение работает также в оффлайне, что несколько усложняет отслеживание точного числа пользователей.

По данным создателей, старшее поколение больше проводит времени в самих текстах, а младшее — в обрамляющих его развлекательных «фичах». «Школьники же состарятся и будут проводить больше времени в тексте», — резонно заметила Фекла Толстая. Однако, как считает Майя Стравинская, эти два вида времяпрепровождения не стоит строго разделять.

«Мы попытались изобрести интерфейс для художественного романа. Это не конкурирующие сценарии, они не отвлекают от чтения, они туда приводят. Можно сказать, что это способ навигации по большим, сложным произведениям. Каждый из этих сценариев так настроен, что ты в итоге входишь в само произведение. Скорее, это способ раскрыть по другому привычные нам всем литературные тексты», — прокомментировала Майя Стравинская.

В разговоре с «Профилем» представитель Samsung Сергей Певнев отметил, что компания намерена в скором времени представить и другие просветительские проекты для широкой российской аудитории, однако в каких конкретно сферах — пока коммерческая тайна.

Самое читаемое
Exit mobile version