Профиль

«Скайуокер. Восход»: почему последний эпизод «Звёздных войн» стал лучшим

В девятом фильме саги завершается история семейства Дарта Вейдера

Новая серия «Звездных войн», которую можно считать лучшей в последней трилогии, непременно вызовет, да уже вызвала споры. От ожесточенных интернет-баталий, сдобренных изощренными или не очень оскорблениями, сегодня никуда не деться. А уж если речь идет о франшизе с такой армией фанатов — и подавно. В американской прессе «Звездные войны: Скайуокер. Восход» ругают больше, чем хвалят, как отнесутся к картине поклонники — скоро станет ясно. Так или иначе, те, кому «Скайуокер. Восход» понравился, вполне вероятно, рискуют навлечь на себя гнев. Что ж, придется рискнуть. Не забывайте только, что в придуманной Джорджем Лукасом вселенной добро, то есть отсутствие ненависти, котируется выше и в конечном итоге всегда побеждает.

©Disney

«Брачная история»: как фильм о разводе разобьет вам сердце

Итак, к третьему эпизоду новой трилогии из главной тройки фильмов 70-х и 80-х в живых осталась только Лея. По печальному стечению обстоятельств, в реальности, как известно, все обстоит ровно наоборот: умершую Кэрри Фишер пришлось воскрешать с помощью уже отснятого материала и компьютерных технологий. У Леи болит душа за перешедшего на Темную сторону Силы сына Кайло Рена, но она верит, что сможет вернуть его, руководящего враждебным Сопротивлению Первым Орденом, на сторону света.

Одновременно Лея является наставницей главной героини последних трех фильмов Рей, которая тренирует свои джедайские способности и мучается от экзистенциальных проблем. Сирота и бывшая мусорщица боится, что Темная сторона Силы может соблазнить и ее. Тем более что с Кайло Реном, который старался переманить ее туда, у нее особенная связь. Кайло Рен, он же Бен Соло, убивший своего отца, тем временем пытается отыскать императора Палпатина, оказавшегося живым. Во время встречи Палпатин просит внука Дарта Вейдера убить Рей, но у Рена, кажется, другие планы. Бывшему штурмовику Финну, пилоту По, Чубакке и роботам C-3PO R2-D2 тоже не придется скучать — как, собственно, и всем остальным в далекой-далекой галактике.

Что в этом хорошего? Во-первых, это по-настоящему красиво, что особенно заметно, если смотреть фильм на очень большом экране. В кино, как ни крути, очень важны яркие визуальные образы, а в новых «Звездных войнах» достаточно таких, которые запомнятся надолго. Вот, например, Рей совершает пируэт в воздухе, и задетые ее световым мечом песчинки в пустыне окрашиваются в синий. А вот герой и героиня совершают непременный бой на мечах на фоне бушующих исполинских морских волн на очередной не знакомой нам раньше планете.

«Ирландец»: почему Мартин Скорсезе снял свой самый личный фильм

Прекрасны своей живостью сами лица персонажей. Если Хайдена Кристенсена из предыдущей трилогии Джорджа Лукаса не назвал посредственным актером только ленивый, то к Адаму Драйверу не должно возникнуть никаких вопросов даже у тех, кто поначалу скептически относился к его Кайло Рену.

Драйвер, подобно, например, Майклу Фассбендеру в «Людях Икс», выдает в свежем эпизоде такой эмоциональный накал, какой не ожидаешь увидеть в подобном произведении. Дейзи Ридли чуть более сдержанна, но тоже весьма хороша. Во-вторых, несмотря на общий серьезный тон, временами это очень весело: тут и шуточки про роботов, и новые забавные обитатели галактики, и комические перепалки героев.

В-третьих, несмотря на крики о том, что постановщик «Пробуждения силы» и «Скайуокер. Восход» Джей Джей Абрамс нещадно эксплуатирует сюжеты и дух первой трилогии, это не совсем так: он привносит и много своего. Да, сюжетная канва «Восхода» напоминает сюжет «Возвращения джедая», но дьявол в деталях, и бог — тоже. «Скайуокер. Восход» окончательно закрепляет за всеми тремя последними на данный момент частями саги статус феминистских.

«Прекрасная эпоха»: в поисках мира между прошлым и настоящим

Сколько бы ни говорили о том, что старые герои лучше новых, по силе духа Рей не только не уступает своим предшественникам, но даже превосходит их. А уж в тандеме с Леей они способны на любые свершения. При всем при том Рей остается живым человеком с мятущейся душой, не превращаясь в супергероиню: ее сомнениям веришь.

Помимо актуальной повестки, авторы картины высказываются и на более неожиданные темы. Так, в ней можно разглядеть рассуждения о том, что все-таки важнее: генетика или воспитание, зов крови или культурный контекст. А еще «Звездные войны: Скайуокер. Восход» неожиданным образом превращается в оду альтернативной семье, члены которой не связаны кровными узами, зато объединены кое-чем поважнее: любовью, преданностью, заботой друг о друге.

Такие семьи нередко возникали в литературе последних десятилетий, стали появляться и в фильмах — можно вспомнить, например, премированных в Канне «Магазинных воришек» Хирокадзу Корээды. Теперь они просачиваются и в массовое кино, стремящееся отразить тенденции сегодняшнего дня. Так что не стоит обвинять «Звездные войны» в повторах: о мире 2010-х фильм Джей Джея Абрамса говорит весьма точно. А в преемственности нет ничего плохого: вот и предыдущие поколения джедаев делают Рей сильнее, но ведь она и сама по себе не промах.

Самое читаемое
Exit mobile version