За последние несколько лет «Восточный Порт» воплотил в жизнь ряд инвестиционных решений, результаты которых имеют очевидное влияние на реализацию планов, прописанных в федеральном проекте «Железнодорожный транспорт и транзит», в том числе БАМа и Транссиба. Осенью 2019 года была введена в эксплуатацию Третья очередь специализированного угольного комплекса, увеличившая потенциал перевалки до 55 млн тонн в год. Этот крупнейший инвестпроект стоимостью 40 млрд рублей «Восточный Порт» реализовал без привлечения государственного финансирования. Социальный эффект – более 600 высококвалифицированных рабочих мест и порядка 25 млрд рублей налоговых отчислений в бюджеты разных уровней до 2026 года.
Запуск Третьей очереди был структурно взаимосвязан с проектами ОАО «РЖД» по развитию БАМа и Транссиба, которые предусматривают увеличение их пропускной способности к 2024 году в полтора раза. Параллельно шла работа по «расшивке узких мест» на подходах железной дороги к терминалу. Между АО «Восточный Порт» и ОАО «РЖД» было заключено соответствующее соглашение: стивидор брался самостоятельно достроить железнодорожную инфраструктуру станции Находка-Восточная, т. е. так называемую «последнюю милю» Транссиба, по техническим условиям ОАО «РЖД».
«Восточный Порт» выступил в роли безупречного инвестора. Компания провела модернизацию станции Находка-Восточная, важнейшего узла железнодорожной инфраструктуры на востоке страны, увеличив ее пропускную способность на 5 млн тонн. Попутно шла оптимизация технологий обработки подвижного состава.
В рекордные сроки, всего за три года, компания построила два полностью электрифицированных железнодорожных парка с внедрением цифровых технологий управления инфраструктурой. Парк «Б» отправления порожних вагонов безвозмездно передан на баланс ОАО «РЖД», в том числе для обслуживания компаний, расположенных в бухте Врангеля. В его строительство «Восточный Порт» инвестировал 2,7 млрд рублей. Второй парк – парк необщего пользования «Новый» с объемом инвестиций 2,8 млрд рублей предназначен для приема груженных углем поездов, прибывающих к терминалу. На его территории построено 12 железнодорожных путей протяженностью 19 км, каждый из которых может принимать составы длиной в 71 вагон.
АО «Восточный Порт» входит в число крупнейших налогоплательщиков Приморского края. В 2020 году компания перечислила в бюджеты всех уровней около 3,2 млрд рублей. Львиная доля из этой суммы, более 2,3 млрд рублей, приходится на региональные и местные бюджеты.
В нынешний, 2021 год, объявленный в России Годом науки и технологий, «Восточный Порт» вошел во всеоружии. Уровень автоматизации производственных процессов на терминалах достигает 100 процентов. Порт превратился в современную лабораторию мирового класса, где оттачиваются десятки новых технологических решений, например, такие как установка воздушных фильтров‑пылеуловителей, внедрение мобильной системы всесезонного пылеподавления на основе самоходных портальных комплексов, введение в работу современных систем орошения угольных складов, очистки и аспирации воздуха, а также системы «сухой туман», тепловизоров и снегогенераторов. На ключевых участках закрытой транспортировки, узловых пересыпных станциях, задействованы пылеулавливающие системы. Уголь по закрытым конвейерным линиям со складов уходит на судопогрузочные машины. Аспирационные установки очищают до 98 процентов воздуха внутри всех пересыпных станций.
Особая гордость предприятия – лучшая в Приморье портовая ветропылезащита. По периметру производственного комплекса сооружено пылезащитное заграждение, протяженностью превышающее 3 км при максимальной высоте 23 м. Инвестиции в собственную уникальную экологическую программу за три года составили почти 6 млрд рублей, при этом темпы экономического роста только возрастают. Руководство АО «Восточный Порт» рассматривает проекты поддержки экологической составляющей производства как системную часть своей стратегии, в которой отражается мировой тренд развития «зеленой» экономики.
Внутренняя и внешняя социальная политика компании напоминает сообщающиеся сосуды, и это неслучайно: более половины из 2200 членов трудового коллектива терминала составляют жители микрорайона Врангель. Компания инвестирует средства в развитие инфраструктуры микрорайона, строит и содержит крупные объекты ЖКХ, принимает активное участие в благоустройстве и социальной жизни. «Восточный Порт» – единственный стивидор во Врангеле, у которого есть свой учебный центр. Сотрудники регулярно повышают квалификацию, чтобы эффективно работать с оборудованием терминала и корректно использовать новые технологии производства. Зачастую благодаря получению новых профессиональных знаний, умений и навыков работники вносят свои предложения в модернизацию производственных процессов, что, бесспорно, приветствуется руководством организации.
Заработная плата сотрудников предприятия на 80 процентов выше средней по региону. Расходы по коллективному договору, регулирующему социально-трудовые отношения порта и его сотрудников, в 2020 году составили более 100 млн рублей. Компания полностью оплачивает стоимость лечения своих сотрудников или недееспособных членов их семей в случае, если такое лечение не может быть обеспечено полисом ОМС. Не менее впечатляюще выглядит жилищная программа, которая позволяет портовикам приобретать квадратные метры без переплаты процентной ставки за ипотечное кредитование. Стивидор компенсирует 85 процентов стоимости путевки в свой культурно-оздоровительный центр «Шепалово» на берегу Японского моря.
В марте 2019 года компания вышла на новый уровень социальной ответственности. По инициативе главы Приморья Олега Кожемяко был учрежден Фонд поддержки социальных и экологических инициатив «Восточный Порт». За два года проведено и реализовано более 500 мероприятий, акций, проектов. Сотни людей разного возраста помогают ветеранам и малообеспеченным семьям, участвуют в субботниках и экологических акциях. Ежегодно в рамках «Экомарафона» сотрудники предприятия и фонда организуют морские субботники, в ходе которых с побережья вывозятся тонны мусора. «Социальная ответственность – важнейшая составляющая работы предприятия. Сегодня мы несем ответственность не только перед нашими сотрудниками, но и перед жителями территории, на которой ведем свою деятельность», – подчеркивает управляющий директор компании, президент Фонда поддержки социальных и экологических инициатив Вадим Байбак.
Стратегия успеха АО «Восточный Порт» – устойчивый экономический рост за счет высоких технологий, борьба за чистоту окружающей среды, поддержка человека труда и развитие местной территории. Компания на практике утверждает эффективность такой модели для крупного современного предприятия. Пример «Восточного Порта» укрепляет веру в успех разворота России на Восток, в освоение и комплексное развитие территорий Приморского края.