Профиль

Как «Газпром» сможет засудить ненадежных подрядчиков «Северного потока – 2»

Суда-трубоукладчики швейцарской компании Allseas, являющейся одним из ключевых подрядчиков «Северного потока-2», под угрозой новых санкций США прекратили работы по проекту. В результате завершение строительства откладывается на несколько месяцев, что грозит акционерам серьезными издержками. По логике, теперь у них есть правовые основания потребовать с Allseas возмещения ущерба.

Суда-трубоукладчики швейцарской компании Allseas, являющейся одним из ключевых подрядчиков «Северного потока-2», под угрозой новых санкций США прекратили работы по проекту. В результате завершение строительства откладывается на несколько месяцев, что грозит акционерам серьезными издержками. По логике, теперь у них есть правовые основания потребовать с Allseas возмещения ущерба.Закон об оборонном бюджете на 2020 финансовый год, в который включены санкции против газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток», президент США Дональд Трамп подписал 20 декабря. В свою очередь, американский Минфин объявил, что новые ограничения вступают в силу немедленно.https://profile.ru/economy/gazoobraznye-milliardy-204960/Санкции направлены против компаний, которые продавали, сдавали в аренду или предоставляли суда для прокладки труб на глубине 100 футов (30 метров) и более для строительства газопроводов из России в Германию и Турцию.Документ предписывает немедленно прекратить работы, что и исполнила Allseas. Отметим, что до завершения строительства первой нитки «Северного потока-2» в настоящее время осталось пройти всего около 50 километров.Руководство Allseas пояснило, что приостановка «временная» и оно ожидает «указаний, содержащих необходимые нормативные, технические и экологические разъяснения от соответствующего органа США».Эксперты не считают ситуацию критической – швейцарские суда-трубоукладчики вполне можно заменить российскими. В частности, на Балтике есть баржа Fortuna, а в Японском море – судно «Академик Черский».Другой вопрос: как поступить со швейцарцами, которые в угоду Вашингтону нарушили условия контракта. Согласно международному праву, теперь есть основания взыскать с них ущерб. Соответствующие шаги, как представляется, могут быть предприняты совместно «Газпромом» и европейскими акционерами «Северного потока-2».https://profile.ru/economy/pobednyj-zvuk-gazovoj-truby-193584/В строительстве участвует более 600 подрядчиков. Если Allseas все сойдет с рук, то нельзя исключить, что примеру швейцарцев последуют другие, которые американские законы посчитают выше международного права.«Поведение Allseas вполне объяснимо, особенно с учетом многолетних традиций швейцарского нейтралитета в мировой политике, а также дружественных отношений США и Швейцарии в финансовой сфере», – рассказала юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова.По ее словам, «Газпром», как оператор будущего трубопровода, а также Германия, как ключевой бенефициар, в данной ситуации могли бы защитить свои интересы в рамках международного арбитражного разбирательства. Выбор суда зависит от арбитражной оговорки, прописанной в контракте с Allseas.Возможно также инициирование судебного разбирательства в рамках Всемирной торговой организации, с апелляцией к принципам добросовестной торговли и конкуренции, поскольку Россия, Швейцария и США являются членами ВТО, отметила Сазонова.Кроме того, нельзя забывать, что Еврокомиссия уже высказала недовольство происходящим, поэтому Германия может обратиться и в Суд ЕС. «Формально его юрисдикция не распространяется на Швейцарию, однако, как член Шенгенских соглашений, швейцарская сторона нередко имплементирует в свое законодательство решения, регулирующие отношения со странами Евросоюза», – уточнила Кира Сазонова.https://profile.ru/economy/pochemu-vokrug-sily-sibiri-vozniklo-stolko-mifov-204982/В свою очередь, аналитик Райффайзенбанка по нефтегазовому сектору Андрей Полищук не исключает, что «Газпром» был готов к такому повороту событий и даже заблаговременно проработал варианты минимизации последствий санкций США.Компания может обратиться за помощью в достройке трубопровода к китайским партнерам либо попробовать решить задачу своими силами. Однако заменить флот Allseas в короткие сроки явно не получится. Потребуется техническое переоснащение судов и время на согласования, пояснил собеседник «Профиля».«Если Allseas не сможет продолжить работы, то я бы рассчитывал на завершение проекта ближе ко второй половине 2020 года. Издержки, конечно, в этом случае вырастут, но в рамках общего бюджета проекта это будет не столь уж значительно», – считает Андрей Полищук.При этом он не исключил, что выставлять счета ненадежным подрядчикам, свернувшим из-за угроз США работы, все-таки не будут. Скорее всего, американские санкции признают «внешними причинами непреодолимой силы», сказал эксперт.

Закон об оборонном бюджете на 2020 финансовый год, в который включены санкции против газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток», президент США Дональд Трамп подписал 20 декабря. В свою очередь, американский Минфин объявил, что новые ограничения вступают в силу немедленно.

Есть ли у Украины шансы пополнить казну за счет активов «Газпрома»

Санкции направлены против компаний, которые продавали, сдавали в аренду или предоставляли суда для прокладки труб на глубине 100 футов (30 метров) и более для строительства газопроводов из России в Германию и Турцию.

Документ предписывает немедленно прекратить работы, что и исполнила Allseas. Отметим, что до завершения строительства первой нитки «Северного потока-2» в настоящее время осталось пройти всего около 50 километров.

Руководство Allseas пояснило, что приостановка «временная» и оно ожидает «указаний, содержащих необходимые нормативные, технические и экологические разъяснения от соответствующего органа США».

Эксперты не считают ситуацию критической – швейцарские суда-трубоукладчики вполне можно заменить российскими. В частности, на Балтике есть баржа Fortuna, а в Японском море – судно «Академик Черский».

Другой вопрос: как поступить со швейцарцами, которые в угоду Вашингтону нарушили условия контракта. Согласно международному праву, теперь есть основания взыскать с них ущерб. Соответствующие шаги, как представляется, могут быть предприняты совместно «Газпромом» и европейскими акционерами «Северного потока-2».

Победный звук газовой трубы

В строительстве участвует более 600 подрядчиков. Если Allseas все сойдет с рук, то нельзя исключить, что примеру швейцарцев последуют другие, которые американские законы посчитают выше международного права.

«Поведение Allseas вполне объяснимо, особенно с учетом многолетних традиций швейцарского нейтралитета в мировой политике, а также дружественных отношений США и Швейцарии в финансовой сфере», – рассказала юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова.

По ее словам, «Газпром», как оператор будущего трубопровода, а также Германия, как ключевой бенефициар, в данной ситуации могли бы защитить свои интересы в рамках международного арбитражного разбирательства. Выбор суда зависит от арбитражной оговорки, прописанной в контракте с Allseas.

Возможно также инициирование судебного разбирательства в рамках Всемирной торговой организации, с апелляцией к принципам добросовестной торговли и конкуренции, поскольку Россия, Швейцария и США являются членами ВТО, отметила Сазонова.

Кроме того, нельзя забывать, что Еврокомиссия уже высказала недовольство происходящим, поэтому Германия может обратиться и в Суд ЕС. «Формально его юрисдикция не распространяется на Швейцарию, однако, как член Шенгенских соглашений, швейцарская сторона нередко имплементирует в свое законодательство решения, регулирующие отношения со странами Евросоюза», – уточнила Кира Сазонова.

Почему вокруг «Силы Сибири» возникло столько мифов

В свою очередь, аналитик Райффайзенбанка по нефтегазовому сектору Андрей Полищук не исключает, что «Газпром» был готов к такому повороту событий и даже заблаговременно проработал варианты минимизации последствий санкций США.

Компания может обратиться за помощью в достройке трубопровода к китайским партнерам либо попробовать решить задачу своими силами. Однако заменить флот Allseas в короткие сроки явно не получится. Потребуется техническое переоснащение судов и время на согласования, пояснил собеседник «Профиля».

«Если Allseas не сможет продолжить работы, то я бы рассчитывал на завершение проекта ближе ко второй половине 2020 года. Издержки, конечно, в этом случае вырастут, но в рамках общего бюджета проекта это будет не столь уж значительно», – считает Андрей Полищук.

При этом он не исключил, что выставлять счета ненадежным подрядчикам, свернувшим из-за угроз США работы, все-таки не будут. Скорее всего, американские санкции признают «внешними причинами непреодолимой силы», сказал эксперт.

Самое читаемое
Exit mobile version