Старая песня о главном
«Правительство свои предложения подготовит в самой короткой перспективе и внесет их в Государственную думу. Я надеюсь, мы их с вами сможем рассмотреть», – заявил Дмитрий Медведев депутатам Госдумы, когда они утверждали его кандидатуру на пост главы правительства. Он констатировал: в нынешнем виде пенсионная система России неидеальная и требует совершенствования. Прежние рамки пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин – были утверждены в 30 е годы прошлого века.
Тогда средняя продолжительность жизни в стране составляла примерно 40 лет. С тех пор жизнь изменилась, причем в лучшую сторону. Изменились условия, возможности, желание людей трудиться и период активной жизни, подчеркнул Медведев. «Поэтому решение принимать необходимо. Но, конечно, принимать аккуратно, взвешенно, принимать, исходя из готовности человека продолжить работу, наличия у него сил и здоровья, изменения в корпоративном законодательстве о труде», – отметил он.
Следует сказать, что дискуссии по поводу повышения пенсионного возраста идут давно. Соответствующее предложение можно найти, например, в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения, принятой в 1995 году. Документ предусматривал, что в практическую плоскость решение задачи перейдет после 2010 года.
Кстати, еще в сентябре 2005 года президент Путин во время «Прямой линии» четко высказался на эту тему: «Хочу обратить внимание – я против увеличения сроков пенсионного возраста. И пока я президент, такого решения принято не будет. Нужно просто стимулировать людей, которые считают, что после выхода на пенсию они могут продолжать работать. Но ущемлять пенсионные права нельзя». И в последующих выступлениях Путин неоднократно заявлял о своем негативном отношении к повышению пенсионного возраста, хотя признавал наличие проблемы в пенсионной системе.
Тем не менее какие-то подготовительные меры в этом направлении все же принимались. В частности, были введены стимулы для более позднего выхода на заслуженный отдых. Каждый человек решение принимал добровольно – отработав несколько лет «сверх плана», в качестве компенсации он получал более высокую пенсию. Впрочем, эксперты признают, что пока эта идея не овладела массами.
Между тем ситуация на рынке труда России складывается критическая. В докладе РАНХиГС «Повышение пенсионного возраста: позитивные эффекты и вероятные риски», опубликованном четыре месяца назад, отмечается, что в 2015 году доля пенсионеров к трудоспособному населению составляла почти 25%, к 2030 году этот показатель вырастет до 28%, и в дальнейшем негативная тенденция не изменится. По прогнозам, число граждан РФ в возрасте от двадцати до сорока лет вскоре снизится на 10 млн. В результате после 2035 года на каждого работающего россиянина будет приходиться более одного пенсионера.
Это серьезный демографический вызов. В мировой истории таких прецедентов не было, утверждают авторы доклада. Единственный выход они видят в повышении пенсионного возраста, который в России в настоящее время самый низкий среди стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Для женщин его следует увеличить до 60 лет, для мужчин – до 63 лет.
Бремя выбора
Сторонники реформы считают возможным применить пошаговое повышение пенсионного возраста: вначале – на три месяца каждый год, затем – ежегодно на шесть месяцев. Если такой план будет принят, продолжительность переходного периода составит 8 лет для мужчин и 10 лет для женщин. Заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин убежден, что в сложившейся ситуации у правительства не остается выбора. В противном случае для покрытия растущего дефицита ПФР придется увеличить взносы в ПФР с 22% до 40%, а это будет губительно для российской экономики.
Есть несколько причин, почему так поступать нельзя, продолжил собеседник «Профиля». Во первых, государство намерено отказаться от части своих обязательств, изменив в свою пользу правила игры. При этом граждан поставят перед фактом, что чревато снижением доверия к власти. «Понятно, что в данном случае это разговор не о юридической чистоте решения – придумать правовое основание несложно, а о справедливости. При том, что ухудшать качество жизни всех россиян, не испробовав другие методы, нельзя», – пояснил Щапов.
Деньги на покрытие дефицита ПФР при желании найти можно. Например, введение прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц позволит получить в бюджет около 1,5 трлн рублей в год и закрыть как минимум половину дотации ПФР, напомнил депутат. Второй источник – снижение неэффективных расходов бюджета и госкорпораций, которые, по данным Счетной палаты, в прошлом году составили 1,5 трлн рублей. Реалии таковы, что 95% тендеров госкорпораций до сих пор проводят на безальтернативной основе.
Еще один принципиальный момент – сторонники пенсионной реформы обосновывают ее необходимость тем, что средняя продолжительность жизни в России увеличилась до 72 лет. «Но для мужчин этот показатель составляет около 66 лет, а примерно в половине регионов он ниже 63 лет. Получается, что после увеличения пенсионного возраста значительное число мужчин просто не будут доживать до пенсии», – сказал Щапов.
Пенсия хорошая, но маленькая
По словам Мильчаковой, вопрос повышения пенсионного возраста в России можно считать практически решенным. Неопределенность если и остается, то только в сроках и механизмах решения задачи. Этот путь прошли все постсоветские страны, за исключением Узбекистана. В частности, в Белоруссии не так давно началась достаточно мягкая реформа, в рамках которой возраст выхода на пенсию повышается на шесть месяцев ежегодно. К 2023 году у женщин он составит 58 лет, а у мужчин – 63 года.
Основных причин для повышения пенсионного возраста в России, как, впрочем, во всех постсоветских странах, две: нехватка средств в государственном Пенсионном фонде и низкий размер средней пенсии по старости по сравнению с Евросоюзом. Для государства это, конечно, выгодно, так как будет экономия средства ПФР и не придется принимать иные непопулярные меры. Например, повышать НДС или НДФЛ, отметила эксперт.
Кроме того, средняя пенсия в России, едва превышающая прожиточный минимум работающего гражданина (13,6 тыс. рублей в месяц), стимулирует довольно большое число граждан продолжать работать после достижения пенсионного возраста. «В первую очередь это касается женщин: 55 лет – это сегодня вполне трудоспособный возраст, особенно если работа не связана с вредным производством либо тяжелыми физическими нагрузками. Для государства это невыгодно. Получается, что сегодня пенсии по старости платят трудоспособным людям, которые в состоянии сами себя содержать», – резюмировала Мильчакова.