Профиль

Плюс или минус: сможет ли ОПЕК+ пережить июльский кризис

©Shutterstock/FOTODOM

Торговые площадки на разброд и шатания среди участников картельной сделки отреагировали крайне нервно. Цены на черное золото резко пошли вверх – бочка Brent во вторник, 6 июля, торговалась за $77,31, WTI – за $76,98. Это максимумы последних лет. Впрочем, к вечеру котировки начали снижаться на ожиданиях инвесторов, что страны-экспортеры начнут добывать нефть сверх установленных квот. Однако в среду с утра Brent снова дорожала, составив по итогам утренней сессии $75,73, а WTI торговалась по $73,44.

Причина происходящего понятна – отмененная встреча ОПЕК+ оставила рынок в состоянии дефицита нефти. В июле, по данным Goldman Sachs, предложение отстанет от спроса примерно на 2,3 млн баррелей в сутки, а к декабрю разрыв может увеличиться до 5 млн баррелей.

Дефицит – прямой путь к неконтролируемому росту цен на черное золото. Положение усугубляется тем, что перспективы преодоления кризиса пока неочевидны. Главные противоречия и препятствие к достижению соглашения – принципиальные различия в позициях некоторых ключевых игроков.

Саудовская Аравия согласна на увеличение суточной добычи нефти с августа и до конца 2021 года на 2 млн баррелей, что позволило бы сбалансировать рынок. Но выдвигает условие: решение должно быть увязано с продлением действия договоренностей до конца будущего года. Напомним, пока этот срок ограничен апрелем 2022-го.

В свою очередь, ОАЭ не против наращивания добычи сырья, но только на ближайшие месяцы, считая нецелесообразным сейчас продлевать действующий формат ОПЕК+ на весь 2022 год. Заглядывать так далеко Эмираты не готовы, поскольку в этом случае могут быть ущемлены их интересы.

Для ОАЭ важно получить разрешение на увеличение базового уровня добычи с нынешних 3,2 млн до 3,8 млн баррелей в сутки. Без этого почти треть мощностей нефтяной отрасли страны будет простаивать.

Оппоненты идти навстречу пожеланиям ОАЭ не желают. Министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бен Сальман заявил, что не видит причин, чтобы делать исключение из общих для всех участников ОПЕК+ правил.

Как было сказано выше, отмена переговоров означает, что альянс не станет увеличивать добычу нефти в августе, лишая тем самым мировую экономику, только начавшую выходить из коронакризиса, поставок энергоносителей.

Конечно, двери остаются открытыми, и в любой момент заинтересованные стороны могут вернуться за стол переговоров. Скорее всего, в течение ближайших недель они продолжат попытки достичь компромисса в закрытом формате.

Опыт показывает, что подобные конфликты и противоречия дорого обходятся не только мировой экономике, но самим членам ОПЕК+. Достаточно вспомнить события марта 2020 года, когда картель не сумел договориться и разразилась настоящая ценовая война между Саудовской Аравией и Россией.

Нефть снова наполнит казну: выгода России по итогам совещания ОПЕК+

Нефтяные котировки рухнули с $50 за баррель до примерно $16. В итоге игрокам все равно пришлось договариваться. Через месяц новое соглашение было подписано, а вот цены на нефть восстанавливались почти полгода.

Правда, сейчас расклад несколько иной. Нефть в дефиците, и цены могут продолжить дальнейший рост. При этом есть риски, что отсутствие консенсуса на площадке ОПЕК+ приведет к тому, что отдельные игроки устроят праздник непослушания, начав бесконтрольно наращивать добычу, де-факто превышая установленные квоты.

Результатом может стать развал картеля, конечно, если не удастся найти взаимоприемлемого варианта. По большому счету цена вопроса – увеличение добычи ОАЭ на 0,2–0,4 млн баррелей в сутки – не столь высока.

Саудовская Аравия могла бы смягчить позицию, когда на кону – стабильность и предсказуемость мирового рынка черного золота. Резкие скачки в любом направлении не в интересах и потребителей, и самих стран-экспортеров. Хотелось бы надеяться, что участники соглашения проявят ответственность и не допустят опрометчивых шагов.

Россия, имеющая долю в 14% мировой добычи нефти, в этом более чем заинтересована. Наша страна сыграла активную роль в создании ОПЕК+ в ноябре 2016 года и все время является одним из неформальных лидеров альянса.

Сделка позволила сбалансировать рынок и восстановить приемлемый уровень цен на черное золото. Ограничение добычи и квотирование по странам сняли избыток предложения в 2017 году, а после апреля 2020-го позволили постепенно сократить избыточные запасы.

Благодаря этому цены держались в основном выше $40 за баррель, периодически превышая даже $70. Россия получила выгоду, избежав большого бюджетного дефицита. Кризис ОПЕК+ может нести угрозы отечественной экономики.

Автор – финансовый эксперт

Самое читаемое
Exit mobile version