- Почему часть молодых семей не успеет воспользоваться правом на жилищную субсидию
- Как в одном мероприятии приняли участие 114% молодежи страны
- Почему в учете денег, выделяемых на молодежную политику, царит неразбериха
Максимальный возраст молодежи (35 лет) установлен федеральным законом «О молодежной политике в РФ» (489-ФЗ), принятым в декабре 2020 года. До тех пор эти вопросы регулировались документом под названием «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», утвержденным распоряжением правительства РФ в 2014 году. Он относит к молодежи широкий круг лиц – «в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, – до 35 и более лет». В региональных законах встречаются следующие варианты возрастных категорий: от 14 до 35 лет, от 14 до 30 лет, от 14 до 35 лет включительно, до 30 лет и т.д. Всего на начало 2018 года доля молодежи в возрасте 14–30 лет по отношению к общей численности населения России составляла 20%, на начало 2021 года –18%.
Расходы на молодежную политику не слишком заметны в общем объеме расходов федерального бюджета. Например, в 2021 году – менее 0,2% всех бюджетных расходов. В предыдущие годы выделяли существенно меньше. Между тем это сумма, превышающая 34,3 млрд рублей. А на что она тратится, понятно далеко не всегда.
Состариться в очереди
За 2018–2020 годы из федерального бюджета было направлено свыше 14,4 млрд рублей на жилищное обеспечение молодых семей. С 2019 года такие мероприятия реализуются в рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем».
Молодые семьи могут претендовать на социальную выплату для приобретения жилья или погашения ипотеки. Размер выплаты зависит от наличия детей: для семей с детьми – 35% расчетной стоимости жилья, без детей – 30%. Стоимость жилья определяется исходя из норматива стоимости квадратного метра по муниципальному образованию, где семья включена в список участников программы, и площади (42 кв. м для семьи из двух человек и по 18 кв. м на человека для семьи из трех и более человек).
За 2018–2020 годы свои жилищные условия улучшили за счет госпрограммы 45,7 тыс. семей и 528 молодых ученых. Более половины купили квартиру или жилой дом на вторичном рынке, 6% вложились в строительство жилья, 1% участвуют в долевом строительстве. Около 19% используют выплату для погашения жилищного кредита.
Объем средств граждан, потраченных в рамках программы, составил 57 млрд рублей за 2018–2020 годы. Из них 33,6 млрд рублей (59%) взяты в кредит, 4,7 млрд (8%) – средства материнского капитала, 18,5 млрд (32%) – личные накопления (или деньги родителей). Чаще всего кредиты в рамках программы выдавали Сбербанк (в 64 регионах), АО «Россельхозбанк» (в 43 регионах) и банк ВТБ (в 15 регионах).
Из федерального бюджета на реализацию госпрограммы за эти годы направлено 14,4 млрд рублей, из консолидированных бюджетов регионов – 33,2 млрд рублей. Лидерами по объему таких расходов стали Санкт-Петербург, Тюменская область, Самарская область, Республика Башкортостан и Иркутская область.
При этом субсидии из федерального бюджета предоставляются значительно меньше заявленной потребности субъектов РФ. Так, в 2018 году из 77 регионов, которые принимали участие в программе, субсидии в полном объеме получили лишь 22 субъекта, в 2019 и 2020 годах из 83 регионов – пять. Остальным было предоставлено от 5% до 90% заявленной потребности. В среднем соотношение составило 66% в 2018-м, 20% в 2019-м и 13% в 2020 году. Ежегодно около 10% муниципалитетов не могут принять участие в программе из-за отсутствия собственных средств.
Аудиторы выяснили, что формула, применяемая для расчета размера субсидии, не учитывает общую численность молодых семей, годами стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, – считаются только семьи, подавшие заявление на текущий год. Общая численность очередников в 2018 году составляла 226 тыс. семей, в 2019-м – 207 тыс., в 2020-м – 197 тыс.
Расчеты Счетной палаты показали, что для ликвидации очереди может потребоваться около 13 лет. Но это не позволит части семей воспользоваться своим правом, так как ко времени получения субсидии они утратят на нее право в связи с возрастными ограничениями (35 лет).
Собственно говоря, очередь так и движется: за 2018–2020 годы она сократилась почти на 13% за счет того, что молодые семьи перестали быть молодыми. При этом количество исключенных из программы почти в 1,8 раза выше, чем число получивших выплату. По информации, представленной субъектами РФ, около половины семей ожидают выплату от 1 года до 3 лет, около 20% семей – от 3 до 5 лет, около 30% семей – от 5 до 10 лет.
В первую очередь в списки на получение выплаты вносят многодетные семьи, стоящие в очереди, – приоритетное право предоставляется тем, у кого трое и более детей. В 23 регионах доля таких семей составляет от 50% до 100% от общего количества претендентов. Таким образом, семьи без детей, с одним ребенком или двумя детьми включаются по остаточному принципу или вообще не включаются в списки.
Кроме того, аудиторы Счетной палаты указали на проблему обеспечения защиты имущественных прав на приобретенную собственность для всех членов молодой семьи, в том числе несовершеннолетних детей. Согласно правилам, квартира или дом должны оформляться в общую собственность граждан, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты. Однако из всех молодых семей, которые имеют обременение на жилье, нотариально заверенное обязательство о выполнении этого требования представили лишь 48%. Из семей, которые не имеют обременения, требования по оформлению права собственности на всех членов семьи выполнили только 12,8%.
Нужно поступить по аналогии с выдачей средств материнского капитала, считает эксперт ОНФ, председатель комиссии Ассоциации юристов России по защите социальных и экономических прав Оксана Старожильцева. Она предлагает направлять средства социальной выплаты получателю только после того, как один из супругов или оба представят необходимый документ в орган местного самоуправления.
«Необходимо установить в правилах четкие сроки оформления в общую долевую собственность жилого помещения после снятия обременения, если таковое было наложено. Предлагается также установить последующий контроль со стороны органов прокуратуры за выполнением этой обязанности», – пояснила она.
Кто эти люди?
Полных и достоверных сведений о проведенных мероприятиях в сфере молодежной политики, а также объемах их финансирования аудиторам обнаружить не удалось. Нет даже данных о количестве молодых людей, принимающих участие в таких мероприятиях. По словам аудитора Счетной палаты Данилы Шилкова, существующая форма отчетности не только не дает исчерпывающей информации о программных молодежных мероприятиях, но и зачастую содержит недостоверные сведения. Например, согласно этим данным получается, что в мероприятии «Поддержка и взаимодействие с общественными организациями и движениями» в 2019 году приняли участие 114% от общего числа молодежи страны.
Не справляется со своей задачей и разработанная Росмолодежью автоматизированная информационная система (АИС) «Молодежь России», отмечает аудитор. В системе регистрируются не все мероприятия, так как органы власти и организации, проводящие их, используют и иные информационные ресурсы. Главной целью таких информационных систем, как АИС «Молодежь России», является не посчитать всех участников мероприятий, а повысить эффективность взаимодействия молодежи с органами власти, уверен руководитель проектной группы по межпоколенческим коммуникациям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Вячеслав Завалин.
«В современном мире экосистем такие платформы конкурируют не только с государственными аналогами для схожей целевой аудитории, но и с крупными государственными и международными экосистемами. Мир становится мультидисциплинарным, и это, безусловно, влияет на государственную молодежную политику, которая сегодня стала сквозным направлением. Участие молодого человека в событиях за пределами своего круга, возможно, является более ценным результатом, и его тоже необходимо анализировать», – считает он.
Директор Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара отметила стремительную эволюцию молодежной политики, которая, в свою очередь, требует внедрения своевременных технологических решений и индикаторов эффективности. «Показатели количественных охватов важны, но их нужно дополнять результатами мониторинга влияния конкретных мероприятий на дальнейшую траекторию участников, – пояснила она. – Экосистема молодежной политики пришла к потребности в сборе данных об "отложенном эффекте" собственного воздействия, чтобы на основе этих данных корректировать архитектуру "касаний" с молодежью, используя доказательный принцип».
Возрастная рамка молодежи (14–35 лет) объединяет неоднородную социальную группу различного социально-экономического статуса, уровня образования, предпочтений, занятости и т.д., подчеркивает Валерия Касамара. В связи с этим необходимо сегментировать аудиторию по совокупности критериев и иметь датасет (структурированная информация в табличном виде. – «Профиль») для формирования профиля мероприятий под каждую целевую аудиторию. Должны существовать измерители для мероприятий, направленных на различные группы. Например, на молодежь категории NEET (молодые люди, которые в силу различных факторов экономического, социального или политического характера не работают и не учатся), положение которой с приходом пандемии особенно обострилось. «Все это также является частью молодежной политики – той частью, которая не находится в ведении только одного ведомства, но при этом требует работы и данных для обеспечения аналитического учета», – считает Касамара.
Кому выгодно
Неразбериха царит и в учете денег, выделяемых на молодежные мероприятия. В существующей системе бюджетного учета расходы на их реализацию отражаются по подразделу 0707 «Молодежная политика». Но кроме них сюда же отнесены расходы на оказание услуг по организации отдыха детей до 14 лет.
Финансирование программ в сфере молодежной политики из средств федерального бюджета заметно растет из года в год, говорит аналитик портала «Госрасходы» Альберт Бертяков. Так, в 2018 году на такие мероприятия было выделено 5,29 млрд рублей, в 2019-м – 10,15 млрд, в 2020-м – 18,47 млрд, в 2021 году – 34,3 млрд рублей. При этом с увеличением финансирования снижается кассовое исполнение: если в 2018 году оно составляло 94%, то по состоянию на 1 ноября 2021 года – всего 52% от запланированного.
Совокупные расходы бюджетов всех уровней по подразделу 0707 «Молодежная политика» в 2020 году составили 70,7 млрд рублей. Более 95% приходится на Росмолодежь. Соответственно, растет и бюджет ведомства: с 2018 года он увеличился более чем в шесть раз – с 5,1 млрд до 34,3 млрд рублей. Почти половину выделенных средств ведомство направляет на предоставление субсидий некоммерческим организациям (НКО): в 2019 году – 41% от общего объема, в 2020-м – 65%. По сравнению с 2018 годом объем субсидий НКО вырос в 4 и 11 раз соответственно. В соглашениях устанавливаются показатели результативности: количество проведенных мероприятий, участников, охваченных субъектов, подписчиков в социальных сетях, размещение контента и т.п.
Между тем у Росмолодежи и в открытых источниках отсутствует исчерпывающая информация о проведенных мероприятиях – это не позволяет оценить обоснованность их финансирования, отмечают аудиторы.
Проанализировав отчеты Казначейства России об исполнении федерального бюджета, аналитики «Госрасходов» смогли определить крупнейших получателей субсидий. В 2020–2021 годах в их число вошли четыре автономные некоммерческие организации (АНО) и две общероссийские общественные организации: АНО «Россия – страна возможностей», АНО «Центр развития культурных инициатив», АНО «Институт развития интернета», АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды», Общероссийская общественно-государственная просветительская организация «Российское общество "Знание"» и Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников».
В 2020–2021 годах субсидии, направленные в АНО «Россия – страна возможностей», превышали четверть всего бюджета подраздела 0707, говорит Альберт Бертяков. Основная цель этих субсидий – создание и эксплуатация подмосковного образовательного молодежного центра «Мастерская управления «Сенеж». В 2020 году на эти цели было запланировано более 4 млрд рублей, в 2021-м – 4,8 млрд рублей.
Второй крупнейший получатель субсидий от Росмолодежи – АНО «Институт развития интернета», с которым федеральное агентство подписало соглашение о субсидии объемом 9 млрд рублей на 2020–2022 годы на «создание и распространение контента в сети интернет, направленного на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи».
«Два других получателя крупных субсидий от Росмолодежи интересны связями руководителей этих АНО с федеральным агентством и ее подведомственными структурами», – отмечает Бертяков.
Например, АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды», созданное в 2018 году и получившее субсидию на «осуществление мониторинга распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", информации, склоняющей или иным способом побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, а также жизни и (или) здоровью иных лиц», с момента создания возглавляет Денис Заварзин. С 2012 года до перехода на должность руководителя АНО он занимал позицию помощника руководителя Росмолодежи.
АНО «Центр развития культурных инициатив», занимающееся форумом «Таврида», с 2019-го возглавляет Сергей Першин, до этого, в 2017–2019 годах, руководивший подведомственным учреждением Росмолодежи с очень похожим названием – ФГБУ «Центр поддержки молодежных творческих инициатив» (ФГБУ «Роскультцентр»).
По словам Альберта Бертякова, другие ведомства, получающие средства из бюджета на молодежные мероприятия, тоже не сами их расходуют, а только управляют финансовыми потоками, направляя их получателям, которые, в свою очередь, не всегда являются конечным звеном в цепочке бюджетных расходов.