Все упирается в расходы
«Бюджет на предстоящую трехлетку будет самым сложным в моей профессиональной карьере», – признался еще в сентябре министр финансов Антон Силуанов. А он возглавляет ведомство без малого 11 лет. О непростых задачах из-за масштаба санкций говорил и премьер-министр Михаил Мишустин.
В прежние годы отталкивались от доходов. Их надо было эффективно распределить. В нынешнем все упирается в расходы, на которые нужно найти деньги.
На первый взгляд, картина вполне благополучная. Осенью прошлого года власти ожидали, что в 2023-м в казну поступит более 25,5 трлн руб. Теперь прогноз даже лучше – 26 трлн. Объяснение простое: традиционно отечественная экономика живет за счет поставок нефти и газа. А цены на энергоресурсы на фоне санкций и конфликта на Украине бьют рекорды.
Однако компенсировать потери экспорта в ЕС полностью не удастся. И в кабмине не питают иллюзий. Прежде всего учли сокращение нефтегазовых доходов. В будущем году энергоресурсы пополнят казну только на 8,9 трлн руб., что составит 6% ВВП. Для сравнения: в январе–октябре 2022-го эта статья принесла 9,8 трлн.
Скажется частичное эмбарго на поставки в Европу, плюс введение потолка цен на отечественное черное золото, отмечает главный экономист информационно-аналитического агентства Марк Гойхман. Среди рисков также снижение закупок сырья дружественными странами и падение цен на энергоносители.
Остальные доходы заложены в бюджет 2023 года в размере 17,1 трлн руб. НДС принесет почти 7 трлн, импортный налог на добавленную стоимость – 3,4 трлн, налог на прибыль – 1,6 трлн.
Но ведь и расходы никто не отменял. Традиционно больше всего средств выделят на «социальную политику». Финансирование этой статьи резко увеличат по сравнению с 2022-м: с 6,5 трлн до почти 7,3 трлн руб. «Это полное обеспечение социальных мер поддержки семей с детьми, пенсионеров, работников бюджетной сферы. Реализация таких важных программ, как выплата материнского капитала, семейная и сельскохозяйственная ипотека, ремонт школ», – перечислял глава Минфина.
На втором месте по объему расходов – национальная оборона. На нее выделят почти 5 трлн руб. Третью строчку занимает безопасность и правоохранительная деятельность – 4,4 трлн. Экономике достанется 3,5 трлн. Пятерку замыкают траты на «общегосударственные вопросы» – почти 2 трлн пойдут на работу аппарата президента, законодательных и исполнительных органов власти, судебной системы, а также на проведение выборов. На образование и здравоохранение направят примерно по 1,4 трлн руб.
Поддержка военнослужащих
Заметно увеличили расходы на поддержку военнослужащих и их семей. Военным городкам дополнительно направят 44,4 млрд руб. В 2024-м на их развитие планируют выделить 71,2 млрд, в 2025-м – 69,7 млрд. Расходы на военные госпитали увеличат в ближайшие два года на 4,6 млрд руб., в 2025-м – на 3,9 млрд.
Данные обнародовали из закрытой части расходов. И это лишь вершина айсберга. Эксперты уверены: в дальнейшем еще больше денег направят на материальное обеспечение и социальную поддержку военных и армии в целом.
Свыше 41 млрд пойдут на финансирование силовых ведомств и правоохранительных органов. Из них почти 19 млрд – на национальную гвардию, 13 млрд – на органы внутренних дел, 3,6 млрд получит прокуратура, 4,5 млрд – Федеральная служба исполнения наказаний, 1,2 млрд – Следственный комитет.
Траты на новые регионы входят в засекреченные статьи. Однако понятно, что их интеграция потребует перераспределения значительной части расходов. «Пока денежные вливания покрываются за счет банковских кредитов и высоких доходов в нефтегазовом секторе. Но в будущем ситуация изменится, а занять на мировом рынке негде», – предупреждает Светлана Зубкова, доцент Департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета.
При этом, согласно бюджету, правительство имеет право не изымать у ВТБ субординированный депозит на 100 млрд руб. Банк получил деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ) еще в 2014 году на финансирование инфраструктурных проектов.
Кроме того, в 2023 году дополнительно выделят 1,7 млрд руб. Альфа-банку, Сбербанку, Россельхозбанку, ВТБ и Газпромбанку на возмещение недополученных ими доходов по займам, которые они выдали российским организациям на проекты в области информационных технологий. Еще 3,6 млрд финорганизации получат на льготное кредитование ведущих отраслей промышленности.
«Все эти траты подстегнут инфляцию в следующем году. Удержать ее на запланированном уровне 5,5% будет сложно», – отмечает Светлана Зубкова.
Залатать дыру
Всю ближайшую трехлетку расходы будут превышать доходы. В 2023-м бюджет недосчитается почти 3 трлн руб. К 2025-му дефицит снизится до 1,3 трлн. Залатать дыру в казне планируют за счет налогов. Для этого увеличат фискальную нагрузку на газовую и нефтяную отрасли.
У «Газпрома» будут дополнительно изымать по 50 млрд руб. в месяц, то есть суммарно 1,8 трлн за три года. Раскошелиться придется и экспортерам сжиженного природного газа. Для них налог на прибыль поднимут на 34%. Не останутся в стороне и нефтедобывающие организации. От НДПИ на черное золото бюджет получит 629 млрд руб.
Наконец, для угольных компаний и производителей удобрений введут пошлину при превышении определенного уровня экспортных цен. Плюс временно увеличат НДПИ на уголь – с 1 января по 31 марта 2023 года. А это дополнительные 14,4 млрд руб. в бюджет.
Другими словами, зарабатывающие много поделятся с теми, кому нужнее. Но важна мера. Повышение налогов в моменте увеличит доходы федерального бюджета. Однако без тщательного анализа и тонкого регулирования может вызвать спад в экономике в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Опасения вызывает и акциз на сахаросодержащие напитки, который планируют ввести с 1 июля будущего года. Это дополнительно принесет в казну около 35 млрд руб. Но мера грозит повышением цен.
Еще один способ привлечь средства в бюджет – внутренние заимствования. Из-за волатильности на финансовом рынке Минфин разместил государственные ценные бумаги. «В следующем году будем делать это более активно, поскольку планируем, что емкость финансового рынка будет возрастать. Мы скорректируем верхний предел заимствований на предстоящие два года таким образом, чтобы минимизировать использование Фонда национального благосостояния», – рассказывал Антон Силуанов. В идеале, по его словам, откажутся от использования средств ФНБ для покрытия бюджетного дефицита. Средства из «кубышки» пойдут на реализацию инфраструктурных проектов.
В нынешних условиях, как отмечают аналитики, бюджет – это вовсе не четкий план. Скорее, он показывает, в каком состоянии правительство хочет видеть отечественную экономику. И даже в более спокойные годы приходилось пересматривать документ, поэтому статьи доходов и расходов, возможно, еще не раз перепишут.
Основные показатели бюджета
Доходы
2023 г. – 26 трлн 130,3 млрд руб. (17,4% ВВП),
2024 г. – 27 трлн 239,8 млрд руб. (17,1% ВВП),
2025 г. – 27 трлн 979,4 млрд руб. (16,4% ВВП),
в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов:
2023 г. – 8 трлн 939 млрд руб. (6% ВВП),
2024 г. – 8 трлн 656 3 млрд руб. (5,4% % ВВП),
2025 г. – 8 трлн 488,5 млрд руб. (5% ВВП).
Расходы
2023 г. – 29 трлн 055,6 млрд руб. (19,4% ВВП),
2024 г. – 29 трлн 432,5 млрд руб. (18,4% ВВП),
2025 г. – 29 трлн 243,7 млрд руб. (17,1% ВВП).
Дефицит федерального бюджета
2023 г. – 2 трлн 925,3 млрд руб. (2% ВВП),
2024 г. – 2 трлн 192,6 млрд руб. (1,4% ВВП),
2025 г. – 1 трлн 264,3 млрд руб. (0,7% ВВП).
Объем ВВП
2023 г. – 149 трлн 949 млрд руб. (снижение на 0,8%),
2024 г. – 159 трлн 714 млрд руб. (рост на 2,6%),
2025 г. – 170 трлн 598 млрд руб. (рост на 2,6%).
Уровень инфляции
2023 г. – 5,5%,
2024 г. – 4%,
2025 г. – 4%.
Объем ФНБ (прогноз на начало соотв. года)
2023 г. – 8 трлн 987,4 млрд руб. (6% ВВП),
2024 г. – 6 трлн 252,9 млрд руб. (3,9% ВВП),
2025 г. – 5 трлн 947,2 млрд руб. (3,5% ВВП).