Профиль

Турецкий марш: куда переберутся бизнес-эмигранты из Европы

Резкий рост цен на энергоносители в Евросоюзе может привести к релокации бизнеса в другие страны. Ряд компаний уже решили перенести свои производства в США. Интерес для европейских инвесторов представляют и более близкие государства, в частности, Турция.

Строительство турецкой атомной электростанции

Закладка первой турецкой атомной электростанции «Аккую» в Мерсине, Турция, 3 апреля 2018 года

©Sezgin Pancar/Anadolu Agency via AFP/EAST NEWS
Содержание:

Трудовые резервы

На протяжении нескольких десятилетий Турция являлась для Европы страной – экспортером дешевой низкоквалифицированной рабочей силы. Западноевропейские страны за счет привлечения трудовых мигрантов ликвидировали дефицит на рынке труда.

В настоящее время в Евросоюзе проживает многомиллионная турецкая диаспора. Например, во Франции обосновались до 500 тыс. выходцев из Турции. Но самая большая турецкая община – в Германии: по разным оценкам, от 2,5 до 4 млн человек. Своими успехами немецкая экономика, являющаяся ведущей в Евросоюзе, обязана не только выгодным контрактам с СССР, а затем с Россией на поставку углеводородного сырья, но в немалой степени и гастарбайтерам из Турции.

Какую роль в мировых делах играет Анкара, и хорошо ли это у нее получается

Соглашение о найме трудовых мигрантов – гастарбайтеров (gastarbeiter – гость-работник, приглашенный рабочий) ФРГ и Турция подписали 30 октября 1961 года. В 2011-м на торжественные мероприятия в честь 50-летней годовщины соглашения в Берлин приезжал премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Дорогого гостя принимала радушная хозяйка – канцлер Ангела Меркель. Она воздала должное трудолюбию и добросовестности турецких гастарбайтеров, которые работают на предприятиях автопрома, нефтехимии, металлургии, легкой промышленности, в сферах жилищно-коммунального хозяйства. В свою очередь, Эрдоган отметил, что за 50 лет около 72 тыс. его земляков открыли в Германии собственный бизнес, создав около 350 тыс. рабочих мест.

Впрочем, выгодоприобретателем правомерно считать и Турцию. Сотни тысяч граждан этой страны, побывавших на временной работе в Германии или Франции, вернулись на родину квалифицированными специалистами.

Они привнесли в турецкую экономику современные профессиональные стандарты и культуру производства. Закономерно, что в 80-х годах прошлого века Турция совершила переход в новое качество, превратившись из аграрной страны в индустриальную.

Ведущие позиции в турецкой экономике сегодня занимают металлургия и металлообработка, машиностроение, химия и нефтехимия, фармацевтика, легкая промышленность. Следует отметить, что продукция этих отраслей не только обеспечивает внутренние потребности, но и экспортируется во многие страны мира.

Уровень безработицы в Турции, где проживают более 85 млн человек, составляет 10–12%. Официально не трудоустроены около 3,7 млн человек. Средняя зарплата в стране в 2022 году составляет примерно $1 тыс. Для сравнения: средняя зарплата в Германии – около €4 тыс., в США – $4,3 тыс.

Конкурентные преимущества рынка труда Турции очевидны. Как представляется, наличие квалифицированных кадров и миллионов свободных рук, возможность сократить производственные издержки на зарплатах сотрудников могут рассматриваться потенциальными бизнес-мигрантами из ЕС как достаточные аргументы в пользу выбора турецкой юрисдикции.

Свободные экономические зоны

Правительство Турции продолжает уделять много внимания созданию благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранного капитала. На данный момент страна не является офшорной зоной, но сформировано приблизительно 300 льготных анклавов – промышленные и технологические, а также свободные экономические зоны (СЭЗ).

В анклавах создан максимально комфортный режим для инвесторов, в том числе нерезидентов. В частности, предусмотрены пониженные таможенные пошлины и налоги на добавленную стоимость (НДС), при этом ряд товарных групп полностью освобожден от таможенных пошлин, действуют льготы на налог с заработной платы сотрудников.

Первые льготные анклавы появились в Турции в 1986 году. Тогда их открывали для привлечения дополнительных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, в первую очередь морских портов. Сейчас приоритеты изменились, и «точки роста» – в каком-то смысле аналог российских территорий опережающего развития – создаются в других секторах экономики: тяжелой промышленности, агропромышленном комплексе (АПК) и IT.

Согласно статистике, в турецких СЭЗ зарегистрировано свыше 40 тыс. компаний, в которых работает около одного миллиона сотрудников. Свободные экономические зоны подразделяются на два типа: организованные промышленные зоны (ОПЗ), ориентированные на создание бизнес-кластеров, и зоны технологического развития (ЗТР), аналог наших технопарков.

Наиболее перспективными считаются ОПЗ, расположенные в юго-восточном (с центром в Анталье) и северо-западном (с центром в Стамбуле) регионах страны, часть компаний предпочитает промышленную зону Измира.

Зон технического развития в Турции около тридцати, расположены они в основном в крупных городах. ЗТР имеют достаточно узкую специализацию, то есть работают в интересах отдельных секторов экономики. Например, ЗТР в Стамбуле ориентирована на текстильную промышленность, торговлю бытовой техникой и IT-сектор, в Мерсине – на агропром, в Измире – на телекоммуникации.

Каждая локация выделена в отдельную таможенную зону с приоритетом на экспорт и с определенными ограничениями. То есть юридически они представляют специальные юрисдикции на территории Турции. В одних ОПЗ и ЗТР можно работать и на внешние, и на местные рынки (уплатив налоги как с импорта), а в других – только на экспорт.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (второй справа) в организованной промышленной зоне в Анкаре, Турция, 16 августа 2021 года

Mustafa Kamaci/Anadolu Agency via AFP/EAST NEWS

С Евросоюзом Турция заключила соглашение о таможенном союзе. СЭЗ относятся к таможенной территории Европейского союза, поэтому все товары, которые производят предприятия экономических зон Турции, имеют сертификат ATR.1 (таможенный документ для двусторонней торговли между ЕС и Турцией), что позволяет беспрепятственно ввозить их в страны еврозоны. Для компаний, ориентированных главным образом на европейского потребителя, это очевидное конкурентное преимущество Турции.

Развитые мультимодальные схемы транспортной инфраструктуры Турции позволяют сочетать грузоперевозки морским, железнодорожным, автомобильным транспортом и авиацией. Контейнерные терминалы порта Стамбула способны принимать более 1200 судов в год. Протяженность турецкой железнодорожной сети за последние годы выросла с почти 11 тыс. км до 13 тыс. км.

Стоит отметить, что успех турецких логистических хабов не связан с последними событиями вокруг Украины. Прогресс наметился в период пандемии COVID. Наглядный пример – Turkish Airlines. В рейтинге авиакомпаний IATA по показателям перевозки грузов «Турецкие авиалинии» за несколько лет поднялись с 20-го места в мире на восьмое. Только за 2021 год объем грузоперевозок Turkish Airlines вырос на 46% в стоимостном выражении и на 26% в физическом.

Сила чужого примера

Одна из отраслей, подтверждающих привлекательность Турции для международных корпораций, – автомобильная промышленность. В начале 1960-х были построены предприятия, специализирующиеся на так называемой отверточной сборке. Через два десятилетия в стране начался переход к созданию полноценных производств по выпуску автомобилей. Одновременно активно развивались и проекты в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Сегодня турецкий автопром – самодостаточная отрасль. Свои предприятия здесь в разное время разместили многие известные мировые бренды – Daimler, FIAT, Ford, Honda, Hyundai, Isuzu, Renault, MAN и Toyota. Объем производства превышает 1,7 млн автомобилей в год, из которых 80% реализуется за границей. Помимо легковых машин в Турции выпускают грузовики и автобусы.

По поставкам новых машин на европейский рынок (около 1 млн штук) Турция по итогам 2021 года вышла на первое место. Среди ключевых покупателей – Германия, Франция, Италия, Великобритания и Испания. Продукция турецких автозаводов пользуется в этих странах спросом не только из-за доступной цены, но и благодаря достойному качеству.

Нельзя не отметить высокий уровень локализации производства автокомпонентов. В настоящее время на территории Турции действует 1,1 тыс. компаний по производству различных узлов и деталей.

Сегодня турецкий автопром – самодостаточная отрасль

Shutterstock/Fotodom

За последние годы Анкара сумела привлечь немало иностранных корпораций из разных сфер. Активно реализовывали инвестпроекты с Турцией европейские производители мебели, текстиля, фармацевтики и упаковки: шведская IKEA, польская LPP, бельгийская DW Reusables и ряд других.

Их опыт может стать примером для тех европейцев, кто ищет страну –убежище от энергокризиса. Массовую миграцию бизнеса следует ожидать в 2023 году: согласно прогнозу, который подготовил Международный валютный фонд (МВФ), Европе грозят инфляция, рекордно высокие цены на газ и электроэнергию. Это станет следствием санкций в отношении РФ, в том числе добровольного отказа от дешевого российского трубопроводного газа. Теракты на газопроводах «Северный поток-1» и «Северный поток-2» практически не оставили шансов для возобновления полноценных поставок топлива из России в обозримом будущем.

Трубный кроссворд: cпасет ли турецкий хаб газовый экспорт России

Анкара не действует себе во вред и продолжает сотрудничество с Москвой в энергетической сфере. Доля России на турецком газовом рынке достигает 40%. В 2021 году Турция импортировала 58,7 млрд куб. м газа, в 2022-м объемы сохраняются примерно на том же уровне. При этом на днях стало известно, что Анкара хотела бы получить скидки и отсрочки в расчетах за поставляемый газ. Об этом в интервью The Financial Times сообщил министр казначейства и финансов Турции Нуреддин Небати. Преференции должны помочь ослабить давление на турецкую лиру и усилить позиции Эрдогана на президентских выборах, которые состоятся летом 2023 года.

В октябре Россия и Турция достигли принципиального соглашения о создании газового хаба – крупнейшего на юге Европы. Помимо России Турция получает голубое топливо из Азербайджана, а в перспективе к поставкам по турецкой «трубе», скорее всего, присоединятся экспортеры Туркмении, Ирана и Ирака. Проекты могут быть реализованы в течение 3–4 лет.

Существенно повысить инвестиционную привлекательность страны власти Турции рассчитывают за счет ввода в эксплуатацию новых генерирующих мощностей, способных обеспечить промышленность дешевой электроэнергией. В следующем году будет запущен первый энергоблок АЭС «Аккую», которую строит «Росатом». Всего блоков четыре.

Какие риски существуют

И все же сегодня есть объективные причины, которые создают негативный фон для инвестиций. Прежде всего крайне высокие темпы инфляции. Рост потребительских цен в Турции в сентябре достиг 83,45% в годовом выражении. В августе этот показатель был на уровне 80,21%.

Эксперты объясняют происходящее особенностями денежно-кредитной политики турецкого ЦБ, который, в отличие от других регуляторов, продолжает играть на понижение ключевой ставки. В результате лира ослабла к американскому доллару на 43% в 2021 году и почти на 30% к концу сентября текущего года. Среди валют развивающихся экономик хуже сегодня дела обстоят только у аргентинского песо.

Еще одно препятствие для инвестиций в Турцию с точки зрения европейского бизнеса – напряженные отношения с Грецией. Конфликт начался не вчера и привел к охлаждению сотрудничества с Евросоюзом. В 2021 году Анкара предприняла шаги по разрядке напряженности, продемонстрировав стремление к дипломатическому варианту решения спорных вопросов. Однако в конце августа этого года ситуация вновь обострилась. Поводом послужили действия греческой системы ПВО, захватившей радаром ЗРК С-300 турецкий истребитель F-16, который в тот момент совершал полет над Эгейским морем.

Разногласия по принадлежности ряда островов и континентального шельфа в восточной части Средиземного моря, морских и воздушных границ между странами – соседями и союзниками по НАТО сохраняются. С точки зрения европейского бизнеса это создает внешнеполитические риски для долгосрочных вложений в турецкую экономику.

Автор – доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова

Самое читаемое
Exit mobile version