Защитникам нужна защита
Фонд «Защитники Отечества», представительства которого созданы во всех субъектах Федерации, получил уже более шести тысяч обращений ветеранов СВО с просьбой помочь пройти переобучение или найти работу. Среди обратившихся немало тех, кто получил инвалидность в ходе боевых действий.
По словам председателя организации Анны Цивилевой, 36% бывших военнослужащих интересует получение высшего образования, 22% – среднего профессионального образования, 18% – дополнительного профобразования. Фонд помог с трудоустройством 38% обратившихся, остальные поставлены на учет, и подбор места работы для них продолжается.
Синдром комбатанта: как война влияет на психическое здоровье солдата
Предложение сохранить ветеранам-инвалидам на время учебы денежное довольствие, размер которого существенно выше пенсии, – своевременная мера социальной поддержки. Участники боевых действий смогут в более комфортных условиях проходить переобучение, получать высшее или среднее профессиональное образование в соответствии со своими интересами, силами и возможностями.
Это тем более важно с учетом сложностей, с которыми столкнулся рынок труда. Рабочие руки в дефиците, при этом из 4,3 млн инвалидов трудоспособного возраста в России, по данным Минтруда, официально работают лишь 27% (1,1 млн человек). Если бы трудились все, то среднегодовые темпы роста ВВП России на душу населения в 2018–2022 годах были бы выше на 0,5 процентного пункта (1,65% вместо фактических 1,15%).
По словам замглавы ведомства Алексея Вовченко, за последние годы количество вовлеченных в экономику инвалидов выросло на 2%. Прогресс есть, но достаточно скромный, а с учетом СВО соотношение работающих и неработающих инвалидов может измениться в худшую сторону.
В бой после победы
Наша страна, так уж сложилось исторически, обладает огромным опытом в решении таких задач. На фронтах Великой Отечественной войны инвалидность получили около пяти миллионов солдат и офицеров Красной армии. Возвращение их к мирной жизни, к труду после 1945 года имело огромное политическое, социальное и хозяйственное значение.
В послевоенный период рынок труда испытывал острый кадровый голод – прямое следствие потерь на полях сражений, которые составили более 11,4 млн убитых и умерших от ран военнослужащих. 86% безвозвратных потерь, по данным Росстата, пришлось на возрастные группы 17–40 лет.
Трудовые резервы: как раз и навсегда решить проблему нехватки рабочих рук в российской экономике
Людям с различными анатомическими дефектами – а 85% инвалидов-фронтовиков были с поражением опорно-двигательного аппарата –доступна (не считается противопоказанием по состоянию здоровья) работа по многим специальностям. Уже в госпиталях для них организовывали краткосрочное трудовое обучение. После выписки одни возвращались на прежнее место работы (оно сохранялось за ушедшим на фронт), другие пробовали себя в новом деле.
Рекомендательный характер трудоустройства инвалидов-фронтовиков со временем стал обязательным, закрепленным постановлениями СНК СССР. На основании решений партии и правительства создавались соответствующие сектора и комиссии при наркомсобесах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. За отказ в приеме на работу инвалида-фронтовика законодательство предусматривало ответственность вплоть до уголовной.
Организовывалось массовое обучение и переобучение, ветеранам помогали овладевать новыми профессиями, соответствующими их физическим возможностям. Особая миссия была у Домов инвалидов Великой Отечественной войны – эти учреждения в конечном счете преобразовали в трудовые интернаты.
Контроль за созданием и соблюдением надлежащих условий труда и быта, предоставлением инвалидам положенных льгот государство делегировало профсоюзам. Неслучайно представители профкомов обязательно входили в состав врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК).
Впрочем, система не во всех отношениях работала идеально. Сказывалось технологическое отставание советской промышленности, не обладавшей ни соответствующими производственными мощностями, ни компонентной базой для удовлетворения спроса в этой весьма деликатной сфере. В частности, трудоустройство инвалидов-фронтовиков сдерживалось слабым развитием отечественной индустрии протезирования и специальной техники. С аналогичными проблемами несколькими десятилетиями позже столкнулись получившие увечья ветераны-афганцы, участники локальных конфликтов на территории бывших республик СССР.
В настоящее время технологическое отставание в большей или меньшей степени удалось ликвидировать. Современные протезы позволяют уверенно стоять на ногах, более того, в ряде случаев офицеры и солдаты-контрактники, получившие инвалидность в зоне СВО, могут даже продолжить военную карьеру. Однако такие кадровые решения не могут носить массовый характер.
Возвращение к мирной жизни и труду участников боевых действий, получивших ранения или инвалидность, находится в фокусе внимания государства
Рамиль Ситдиков/РИА НовостиО квотах и законных основаниях
Возвращение к мирной жизни – труду и общественной деятельности – десятков тысяч участников боевых действий, многие из которых в результате ранения или контузии получили инвалидность, и сегодня находится в фокусе внимания государства.
Нормативная правовая база в значительной мере сформирована. Так, в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181-ФЗ от 24.11.1995) работодатели должны организовывать рабочие места для этой категории сотрудников. Квоты для инвалидов установлены законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (№ 1032-1 от 19.04.1991) с изменениями, вступившими в силу с 11 ноября 2023 года. Так, если число работников на предприятии составляет 35–100 человек, то размер квоты для инвалидов определяется не более 3% от среднесписочной численности персонала, если более 100 человек, то квота составляет от 2% до 4%.
Даже если вакансий в компании нет, требования, касающиеся создания необходимого количества рабочих мест для инвалидов, это не отменяет. Квота считается выполненной лишь при условии фактического трудоустройства человека с ограниченными возможностями. Эти законы направлены в том числе на защиту интересов инвалидов – участников боевых действий, вот только, к сожалению, реальность разочаровывает.
Число квотированных рабочих мест для инвалидов в стране на текущий момент составляет 412 тыс., из них заняты лишь 300 тыс. Контрольно-надзорные органы на ситуацию радикально влиять не могут. С одной стороны, руки у них связаны мораторием на проверки предприятий малого бизнеса. С другой – нет эффективного инструмента для наказания должностных лиц: размер штрафа ограничен 5–10 тыс. руб.
К станку или к компьютеру?
По статистике Минтруда, 54% ветеранов СВО, признанных инвалидами, имеют ампутации: 80% – нижних конечностей, 20% – верхних. Есть данные, что 84% из них по результатам медико-социальной экспертизы рекомендованы технические средства реабилитации. О прогрессе в протезировании было сказано выше, но по объективным причинам оно не всем показано.
Поэтому в 2024 году в рамках госпрограммы «Доступная среда» планируется на четверть увеличить госрасходы на коляски и спецсредства для инвалидов. Кроме того, поправки в Трудовой кодекс РФ, связанные с регулированием удаленной занятости, существенно расширяют формы удаленной работы, наиболее приемлемые для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Инвалиды чаще трудоустраиваются на обрабатывающие производства, в образовательные организации, в учреждения здравоохранения и социальной защиты, на предприятия оптовой и розничной торговли. Менее популярна работа в сфере добычи полезных ископаемых, гостиничного бизнеса и общественного питания.
Согласно данным рекрутинговых агентств, за последние пять лет количество доступных для инвалидов вакансий почти удвоилось. В 2019 году эта доля составляла 1,5% от общего числа вакансий, в 2020-м – 1,6%, в 2021-м – 2,4%, в 2022-м – 2,8%, в 2023 году – 2,9%. Наиболее распространенные: оператор контактного центра, менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами, продавец, специалист по информационным технологиям, различные позиции в финансовом секторе.
Но труд инвалидов до сих пор в значительной степени недооценен: лишь у половины из них зарплаты превышают 40 тыс. руб., а у 11% – ниже уровня МРОТ, что объясняется работой на неполную ставку. Низкий уровень оплаты труда делает менее привлекательным официальное трудоустройство, тем более что оно предполагает уменьшение ряда выплат. Прекращается также ежегодная индексация страховых пенсий по инвалидности.
Правительство и парламентарии, как представляется, должны устранить существующие противоречия, восстановить здравый смысл и социальную справедливость. Решения, которые готовятся, не могут ограничиваться только одной категорией – участниками СВО. Важно изменить к лучшему жизнь миллионов российских инвалидов, мотивировать их к активной трудовой деятельности.
Автор – доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ