Профиль

Шанс на вторую жизнь: c чем связан рост популярности ресейла в России

Если еще несколько лет назад покупка одежды с рук внушала российским модницам ужас, то сейчас они буквально охотятся за вещами на ресейл-платформах. Многие покупатели открыли для себя ресейл как альтернативу поиску и покупке брендовой одежды. Связано это как с мировым трендом на осознанное потребление, так и с уходом из России международных fashion-сетей.

Девушка просматривает сайты перепродажи модной одежды онлайн

©Shutterstock/Fotodom
Содержание:

Найдется всё

На Западе перепродают новые и бывшие в употреблении вещи не одно десятилетие. С развитием интернета популярность ресейла стала стремительно расти. Настоящий бум случился в 1995 году, когда появились eBay и Craigslist. Теперь не надо часами перебирать горы товаров в комиссионках в поисках уникальных или конкретных вещей, их можно найти на сайтах. С каждым годом подобных магазинов и платформ становится больше – The RealReal, Depop, ASOS Marketplace, Wallapop, Vinted.

В России интернет-ресейл начал развиваться позже. Первопроходцем стала «Авито», открывшаяся в 2007 году. Платформа превратилась в склад редких вещиц, где можно найти практически всё, будь то шуба советских времен или люксовая сумка прошлого сезона.

Что сейчас происходит с российской модной индустрией

Переломным моментом в отечественной ресейл-индустрии эксперты называют 2014–2016 годы. С тех пор популярность ресейл-площадок ежегодно растет. «Раньше покупать и носить вещи с рук было чем-то стыдным. Никто в этом даже не признавался.

Сейчас, наоборот, в моде осознанное потребление: не захламлять шкафы ненужной одеждой, которую купили спонтанно или надели не больше одного раза. Как правило, потом эти вещи выкидывали на помойку», – говорит доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Казанцева.

В основном товары с ресейл-площадок предпочитают миллениалы и поколение Z – они придерживаются более экологичного подхода к покупкам. Выбирают бывшие в употреблении одежду, обувь, аксессуары, которые сохранили товарный вид. «В результате одна и та же вещь продается несколько раз, а значит, получает вторую и третью жизнь, – объясняет Ольга Лакустова, директор Фонда поддержки и развития природоохранных и других социально значимых проектов «Наш фонд». – Россияне выбрасывают ежегодно около двух миллионов тонн одежды, а отправляется на переработку лишь 1%. Всего, по разным оценкам, в мире производится 80–100 млн тонн текстиля в год. На fashion-индустрию приходится около 10% от общего мирового количества выбросов углекислого газа».

Санкциям вопреки

Тренд на экологичное потребление – не единственная причина роста популярности ресейл-платформ. В 2022-м, после ухода с отечественного рынка ряда международных компаний, количество объявлений на ресейл-платформах резко возросло. Наиболее популярными тогда оказались марки Adidas и Zara.

Как кроссовки из спортивной обуви превратились в объект массового помешательства

Помимо массмаркета увеличился спрос на товары люксовых и премиум-брендов. Год назад США и ЕС запретили экспорт в Россию предметов роскоши стоимостью свыше 300 долларов или евро за единицу. Тогда же приостановили работу на российском рынке такие онлайн-платформы, как Farfetch, Matchesfashion, MyTheresa. После этого на ресейл обратили внимание даже те, кто ранее был скептически настроен. Более того, рынок пополнился новыми проектами.

За последний год в Москве открылось сразу несколько офлайн-магазинов, которые специализируются на перепродаже люксовых товаров. Место магазинов Dior, Fendi, Cartier, Louis Vuitton и других занимают элитные секонд-хенды. Помимо подержанных товаров, в них представлены и новые вещи с оригинальной биркой. Встречается и винтаж, что особенно ценно для любителей моды.

Сейчас «вещи с историей» – тренд, которого придерживаются буквально все: от молодых инфлюенсеров до голливудских знаменитостей и даже монарших особ. Например, принцесса Уэльская Кейт Миддлтон недавно появилась на светском мероприятии в жакете от Yves Saint Laurent, купленном в студенческие годы, а певица Рианна – в винтажном пальто Chanel 1996 года и с подвеской Christian Lacroix из 80-х.

Конечно, не все могут купить брендовые наряды, как у знаменитостей, но, по данным «Юkassa», в качественной одежде россияне себе не отказывают. Число покупок на сумму от 300 до 500 тыс. руб. в январе–марте 2023-го выросло в пять раз по сравнению с первым кварталом прошлого года, а средний чек увеличился на 10%.

Любовь к одежде люксовых модных домов россияне тоже не утратили. Покупают ее прежде всего на ресейл-платформах. Здесь, например, можно найти ремень Gucci за 30 тыс. руб. или сумку Hermes Birkin за 1,9 млн. В среднем скидки от первоначальной цены в бутике могут достигать более 50%. Chanel, Gucci, Dior, Prada – самые популярные марки на люксовых ресейл-площадках.

Люкс как инвестиция

Состоятельные клиенты – главные поставщики ресейл-платформ. Некоторые магазины запустили для них VIP-сервис: менеджер приезжает к клиенту домой, помогает отбирать вещи на продажу, оценивает их и забирает для дальнейшего размещения. Средняя комиссия по рынку за перепродажу – 16%, но может доходить и до 40%. С дорогих позиций, от 300 тыс. руб. и выше, берут 5–10% от их стоимости.

Люди, интересующиеся модой, рассматривают люксовые товары как инвестицию. «Доходность от них может достигать до 15–20% за год и свыше 100% – за вещь в отличном состоянии всего за 3–5 лет. Такие штучные предметы – сумки, платки, украшения – не выходят из моды, а значит, ликвидность останется на высоком уровне», – отмечает генеральный директор «Альфа-Форекс» Гузель Проценко. Так, например, еще два года назад сумка Chanel стоила 6 тыс. евро, а сейчас – около 8,5 тыс. евро.

Впрочем, не любая брендовая вещь будет выгодна для перепродажи, предупреждают эксперты. Если те же сумки Chanel 2.55 или Chanel Jumbo популярны всегда, то с одеждой надо быть аккуратнее. Есть морально устаревшие модели, ткани, цвета. Встречаются вещи с неактуальными пуговицами, воротниками. И здесь не спасет даже брендовая этикетка. Мода диктует свои правила игры.

К тому же в погоне за люксом нельзя забывать, что дорогой товар может оказаться подделкой. В элитных секонд-хендах уверяют: клиенты могут быть спокойны – за подлинность товаров отвечает группа специалистов. Ресейл-платформы, торгующие люксом, предлагают надежные системы верификации и отвечают за аутентичность продукции. Существует также приложение Entrupy, которое выявляет подделки за считаные секунды с помощью алгоритма электронного сравнения.

Перспективы ресейл-рынка

Тренд на повторное использование вещей стремительно набирает популярность. По прогнозам аналитиков thredUP, мировой рынок ресейла к 2026 году прибавит 126% и достигнет 218 млрд долларов, прежде всего за счет Европы и Северной Америки.

Впрочем, внесет свою лепту и российский ресейл, который обрел сегодня второе дыхание, говорит профессор по инновациям в дизайне костюма и технологиях РГУ им. А.Н. Косыгина Надежда Коробцева. Так, например, в марте прошлого года сервис Ex-bags, который скупал подержанные люксовые сумки у россиян и перепродавал их за рубежом, на время потерял возможность получать оплату от иностранных клиентов. Компания переориентировалась на отечественный рынок и за год выручила 70 млн руб., привлекла 25 млн руб. инвестиций и открыла бутик в Москве.

Кроме того, на ресейл-рынок вышли крупные игроки, отмечает преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Мельникова. Например, интернет-магазин Lamoda запустил раздел Resale, где представлены одежда, обувь и аксессуары, в частности, сумки таких брендов, как Gucci, Celine, Chanel, Fendi, Bottega Veneta и Louis Vuitton. В этом направлении компания работает с пионером российского люкс-ресейла – платформой Second Friend Store.

Приобрести бывшие в употреблении одежду, обувь, аксессуары также могут клиенты «Яндекс Маркета». Партнером выступила платформа Cloudset, специализирующаяся на услугах аренды и перепродажи брендовой fashion-продукции. Помимо марок классов люкс и премиум здесь можно найти товары из массмаркета, включая H&M, Zara, Uniqlo и другие бренды.

Как полагают эксперты, ресейл в России превращается в комьюнити: обращаются к нему и те, кто приветствует разумные траты на качественные товары, и те, кто хочет разгрузить гардероб. А растущий интерес покупателей превратил этот рынок в перспективную бизнес-нишу как для индивидуальных продавцов, так и для инвесторов.

Самое читаемое
Exit mobile version