Как считают некоторые эксперты, сегодня из каждых ста полисов ОСАГО два-три являются подделкой. При этом страховщики фиксируют снижение числа заключаемых договоров. Возникает два традиционных для России вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Пожалуй, было бы неправильно объяснять популярность фальшивок одним лишь экономическим кризисом. Да, в трудные времена желание сэкономить понятно, но все же причина не в этом, так как подобная экономия может выйти боком – и ущерб при ДТП нужно будет самому возмещать, и скидка теряется, да и на штраф можно нарваться. Также трудно обвинять автовладельцев в повальном желании нарушать закон, в попытках обмануть государство и страховщиков. Тогда в чем же дело?
Одиннадцать лет тариф на ОСАГО был заморожен. Это привело к тотальной, абсолютной убыточности этого вида страхования. Отраслевые проблемы копились как снежный ком; выплаты не росли (ведь чтобы дать, нужно откуда-то взять); гулкое недовольство автовладельцев выражалось в тысячах жалоб. А теперь проявляется в ряде случаев в нежелании заключать официальные договоры со страховщиками.
Но почему, если ОСАГО становится лучше? И ведь перемены действительно заметны. Ощутимо растут выплаты (и по «железу», и по здоровью), введены электронный полис и единая методика оценки ущерба, уходит в прошлое навязывание дополнительных страховок, шире используется европротокол, появляются новые сервисы, формируется бюро страховых историй… И все же некоторые продолжают покупать подделки, будто ставя под сомнение эффективность реформы, нововведений и прочих удобных и современных услуг.
11 лет люди платили по одному тарифу. Привыкли к нему. И тут за короткий срок он вырастает чуть ли не в два раза. А страховка – это не такая услуга, изменения в которой можно оценить здесь и сейчас. Убедиться, что тарифы выросли не просто так, а из-за того, что страховщики стали платить больше, можно только на практике, то есть если наступил страховой случай. Если друзья и знакомые делятся опытом и рассказывают, что действительно размер страхового возмещения заметно вырос. Если видеть позитивную динамику, а не закрывать глаза и твердить: «все плохо».
Иными словами, реформа ОСАГО сейчас идет полным ходом, правда, не всегда гладко, есть и ошибки, и проблемы, но она назрела, и ее эффективность в полной мере будет видна лишь завтра. Что же делать сегодня, когда число поддельных полисов уже внушает опасения?
Конечно, надо подробно рассказывать людям о последствиях, объяснять им все тонкости. Можно ужесточать меры, усиливать контроль. В частности, сейчас обсуждается предложение о проверке наличия полисов с помощью камер, которые фиксируют нарушение ПДД. Можно и нужно противодействовать продавцам фальшивок, блокировать их сайты. И РСА намерен это делать.
Думаю, рост популярности подделок – временное явление, которое сойдет на нет в течение нескольких месяцев. После введения претензионного порядка и правил профессиональной деятельности страховщики первые заинтересованы в качественном урегулировании убытков. Таким образом, скоро водители поймут, что поддельные полисы, как и раньше, нужны только самым отчаянным любителям острых ощущений.