Профиль

Подарок Амстердама: чем опасны переданные Киеву F-16 и как они могут использоваться

Истребитель F-16 Королевских ВВС Нидерландов

Истребитель F-16 Королевских ВВС Нидерландов (архивное фото)

©Shutterstock/Fotodom

Содержание:

Глубокая модернизация

Королевские ВВС Нидерландов приняли F-16 на вооружение в 1979 году. Сегодня эти машины постепенно заменяют на более современные истребители F-35, а остающиеся не у дел F-16 передают другим странам, в том числе Украине.

Справка "Профиля": истребитель F-16 Fighting Falcon

Первоначально срок службы F-16 составлял 20 лет, однако в 1998-м была запущена программа глубокой модернизации самолета (Mid-Life Update, MLU), которая увеличивает его ресурс еще примерно на 20 лет. Данная программа включает замену большинства бортовых систем, а также двигателя. Обновленная машина получает новый радар, два многофункциональных индикатора, новые борткомпьютеры и датчики, систему связи, оборудование GPS, расширенный спектр вооружений и так далее.

Ключевым элементом пакета модернизации является модульный компьютер управления от Texas Instruments, который координирует работу датчиков, вооружения и прочих систем, а также предоставляет пилоту улучшенный интерфейс, что облегчает управление машиной. Новый компьютер заменил сразу три модуля, стоявших на «старых» F-16: систему управления огнем, электронный блок головного дисплея и расширенный центральный интерфейсный блок системы управления запасами самолета.

Также модернизирован радар системы управления огнем – его оснастили новым комбинированным процессором обработки сигналов. Теперь он обеспечивает в семь раз большую скорость обработки информации и имеет в 20 раз больший объем памяти. А отображаемое им разрешение в режиме наземного картирования увеличилось в четыре раза.

Новый широкоугольный прицел (WAC HUD) увеличил поле зрения и дал ряд новых опций, в том числе возможность проведения ночных операций. Комплект из двух многофункциональных жидкокристаллических дисплеев от Honeywell с активной матрицей 10 x 10 см заменил древний монохромный блок электронно-оптического индикатора радара и панель управления запасами. А с помощью генератора программируемых дисплеев пилот F-16 MLU может настраивать до 12 разных программ отображения тактической и служебной информации.

На модернизированный самолет также установили усовершенствованную систему идентификации «свой – чужой» Hazeltine APX-113 с увеличенной дальностью действия.

Кабина и система управления самолетом

©IMAGO / Björn Trotzki / ТАСС

Пилот в кабине истребителя F-16 (архивное фото)

Кабина F-16 MLU оснащается цветными дисплеями, а ее освещение совместимо с системой ночного видения. При этом очки ночного видения включаются в поле зрения прицела.

Боковая ручка управления самолетом и рукоятка управления двигателем тоже претерпели изменения. Теперь они выполнены по концепции HOTAS (Hands On Throttle And Stick – руки одновременно на ручке газа и ручке управления). Это позволяет менять режимы полета и управлять оружием, не отрывая рук от органов управления.

Скажем, летчик может, не убирая руки с рукоятки, включать связь, опрос «свой–чужой», режим ночного видения, наводить оружие и так далее. Для сравнения: на немодернизированной версии F-16 для наведения ракет летчику приходилось убирать левую руку с рукоятки управления двигателем, опускать взгляд и осуществлять ряд манипуляций уже на боевом курсе.

Сетецентрический функционал F-16

Обмен данными с другими самолетами или с наземной станцией управления производится при помощи усовершенствованного модема передачи данных (IDM) – он разработан Исследовательской лабораторией ВМС США в сотрудничестве с компанией Symetrics Inc. В функционал прибора интегрирована возможность работы в объединенной системе распространения тактической информации Link 16, что делает истребитель одним из узлов боевой информационной сети.

Система управления радиоэлектронной борьбой от датской компании Terma Elektronik AS обеспечивает централизованное управление комплексом средств РЭБ, включая постановку ложных радиолокационных и тепловых целей. На самолете установлен миниатюрный бортовой GPS-приемник от компании Rockwell-Collins, определяющий точное местоположение самолета и осуществляющий поддержку его навигационных систем и вооружения. Также модернизированный F-16 оснащен цифровой системой сканирования местности, которая в сочетании с GPS не только обеспечивает максимально точную навигацию, но и делает более безопасными полеты на малой высоте.

Разведывательные возможности истребителя

Модернизация по программе MLU позволяет без какой-либо переделки подвешивать к F-16 контейнеры с разведывательной аппаратурой – прежде это было невозможно.

Сможет ли F-16 переломить ход боевых действий на Украине?

Естественно, изменения коснулись двигателя и фюзеляжа машины – конструкция последнего была усилена и адаптирована под новые системы, двигатель стал мощнее (14.590 л. с. в крейсерском режиме и 23.770 л. с. – на форсаже) и получил цифровую систему управления, которая улучшает его работу на всех режимах полета.

На обновленный F-16 могут подвешиваться различные системы оружия, разведки и целеуказания:

Боевое применение на Украине

Крылатая ракета большой дальности JASSM (архивное фото)

Alik Keplicz / AP / TASS

Какие варианты применения F-16 могут реализовываться на Украине? Обычно этот истребитель применялся НАТО и Израилем в комплексе с единой информационной системой управления и наведения Link 16. Есть ли у украинских военных полный доступ к ней, сказать затруднительно, но исключать этого нельзя, учитывая то, что эта система задействована на системах залпового огня (РСЗО) Himars.

В отрыве от информационной инфраструктуры НАТО истребители, переданные Киеву, вряд ли смогут использоваться полноценно, то есть они могут использоваться лишь как летающие пусковые установки для крылатых ракет с увеличенной дальностью – AGM-158 (JASSM). В разных модификациях данная ракета имеет дальность от 370 до 920 км. Ее боевая часть весит 450 кг, включая 108 кг взрывчатого вещества, и может поражать высокозащищенные цели.

При использовании Link 16 и данных с натовских самолетов ДРЛОиУ информация в «голову» ракеты будет загружаться прямо в полете; наведение самолета может происходить дистанционно без включения радара, что затруднит его обнаружение нашими истребителями и системами ПВО.

В итоге боевое применение американских истребителей может выглядеть следующим образом: F-16 с подвешенными ракетами взлетают с аэродромов базирования и с дистанции, исключающей поражение средствами ПВО и истребителями РФ, производят пуски крылатых ракет. После чего сразу уходят. Наведение осуществляется с помощью натовских самолетов ДРЛОиУ через Link 16. В пользу этой гипотезы говорит говорит и возможная передача украинской стороне самолетов ДРЛОиУ S-100B Argus, которые оборудованы радиолокационным комплексом Ericsson FSR 890 Erieye и системами Link 11 и Link 16.

Много шума, мало пользы: какие проблемы возникнут у Украины с истребителями F-16

Не исключено, что взлет будет осуществляться с аэродромов базирования в Румынии и Польше, затем посадка на аэродром подскока для дозаправки на территории Украины, далее выполнение пусков и возвращение на базу.

Другой вариант применения – уничтожение воздушных целей, таких как беспилотники, крылатые ракеты, истребители-бомбардировщики, штурмовики и ударные вертолеты ВКС РФ. Для этих целей в комплекс вооружения F-16 входят ракеты класса «воздух – воздух» средней дальности AIM-120С7 (дальность пуска до 120 км) и малой дальности AIM-9X Sidewinder (дальность пуска до 35 км).

Воздушные атаки с использованием ракет AIM-120С7 и системы Link-16 могут создать проблемы для российских штурмовиков и ударных вертолетов, обеспечивающих поддержку наземных сил, а также значительно усложнят работу наших фронтовых истребителей-бомбардировщиков, наносящих удары по укрепрайонам и местам базирования противника корректируемыми авиабомбами.

Не стоит забывать, что F-16 имеет в комплекте вооружения и противорадиолокационные ракеты AGM-88 для поражения средств ПВО. Дальность действия этих ракет составляет примерно 150 км. Особенностью их боевого применения является то, что они имеют возможность поражать не только активно работающие РЛС, но и выключенные: головка самонаведения HARM запоминает координаты РЛС уже после прекращения ее работы. К слову, украинские ВВС уже использовали эти ракеты со своих истребителей, но нанести серьезный ущерб российской ПВО не смогли.

Также в комплект вооружения F-16 может входить большой набор управляемых авиабомб. Конечно, применение данного вооружения будет очень рискованным, так как самолету придется подходить ближе к линии боестолкновения и делать это на значительной высоте, что резко увеличивает вероятность его поражения российскими силами ПВО и истребителями Су-35 и Су-30.

В общем, F-16 – это серьезный противник, недооценивать которого не стоит, особенно если за его джойстиками будут сидеть не украинские летчики, а хорошо подготовленные западные пилоты, ведь «отставников», желающих пощекотать себе нервы в боевых действиях, в мире хватает.

Самое читаемое
Exit mobile version