Профиль

Рейд Дулиттла: как американцы расквитались с Японией за Перл-Харбор

После катастрофы Перл-Харбора США потерпели еще ряд поражений от японцев в Юго-Восточной Азии. Для поднятия боевого духа американцам остро требовался хоть какой-нибудь военный успех. Таковым стала первая бомбежка Японии 18 апреля 1942 года. Эта необычная совместная акция армии и флота США вошла в историю как рейд Дулиттла.

Самолет B-25

Самолет B-25 "Митчелл" взлетает с палубы авианосца "Хорнет". Апрель 1942 года

©Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)
Содержание:

Война нервов

Несмотря на успехи Японии в первые месяцы войны с Америкой, ее военное руководство тревожила возможность внезапных воздушных налетов на Токио. Хотя Тихоокеанский флот США был разбит в Перл-Харборе, а его базы в западной части Тихого океана – захвачены, в распоряжении американцев оставались авианосцы. Японцы хорошо понимали, что в случае бомбежки Токио, где находился император, страна будет унижена, а Америка, напротив, воспрянет духом.

Действительно, в январе 1942-го в США планировали совместный удар армии и флота по японским промышленным центрам, который бы нанес материальный и психологический ущерб врагу. Американское командование считало, что такая акция побудит Токио отозвать силы с других театров военных действий для защиты родных берегов и напугает население Японии.

Закат владык морей: британские линкоры против японской авиации

План первого удара по Японии предусматривал использование бомбардировщиков берегового базирования ВВС армии США, превосходивших палубную авиацию мощью и радиусом действия. Лучше всего для этой миссии подходили самолеты B-25 «Митчелл». Они должны были взлететь с авианосца, отбомбиться и вернуться обратно. Но испытания показали, что B-25 подняться со взлетной палубы может сравнительно легко, но приземлиться на нее ему чрезвычайно сложно. Тогда было решено: после того как бомбардировщики нанесут удар по Японии, они должны полететь либо к восточному побережью Китая, либо к Владивостоку. Однако, чтобы не провоцировать Японию, Советский Союз не разрешил использовать свои аэродромы. Тогда американцы выбрали местом посадки самолетов Китай.

24 «митчелла», набранные из 17-й бомбардировочной группы ВВС США, подготовили к миссии: на них установили дополнительные топливные баки и сняли ненужное в этом задании оборудование. С начала марта 1942-го шла интенсивная подготовка экипажей: летчики отрабатывали ночные полеты над пересеченной местностью, навигацию, а также бомбометание с низкой высоты, тренируясь быстро сбрасывать бомбы.

Детали операции и подготовку к ней американцы держали в строжайшем секрете. Среди немногих знавших о предстоящей атаке были подполковник ВВС США Джеймс Дулиттл, которому предстояло возглавить налет на Японию, и вице-адмирал Уильям Хэлси – командующий авианосным соединением, отвечавшим за доставку самолетов Дулиттла в японские воды. Они договорились, что место взлета бомбардировщиков будет находиться примерно в 600 милях от Токио. При этом Хэлси информировал подполковника, что если японцы обнаружат его корабли, то авианосцы немедленно поднимут бомбардировщики в воздух и уйдут.

Бомбардировщики B-25 "Митчелл" на палубе авианосца "Хорнет" во время рейда Дулиттла 18 апреля 1942 года

Wikimedia Commons

Неприятный сюрприз

1 апреля 1942-го авианосец «Хорнет» вышел в море с 16 «митчеллами» на взлетной палубе. Чтобы освободить для них место, все самолеты «Хорнета» были погружены в находившиеся под палубой ангары. Поэтому авианосец был фактически беззащитен, пока утром 13 апреля не встретился с соединением Хэлси, державшим флаг на авианосце «Энтерпрайз». Встреча произошла между островом Мидуэй и западной частью Алеутских островов. После заправки 17 апреля, приблизительно в 1000 милях от Токио, авианосцы и крейсеры оставили эскорт и пошли на предельной скорости к Японии.

Японские "Титаники": как остров Бали стал местом страшной морской катастрофы

Японцы, следившие за радиотрафиком ВМС США, пришли к выводу, что американский авианосный рейд возможен после 14 апреля. Не имея радара, японская система раннего обнаружения противника состояла из «сторожевых судов», представлявших собой рыболовные траулеры с радиостанциями, которые патрулировали подходы к японским островам. Одно из этих судов, «Нитто Мару», обнаружило авианосцы в первые часы 18 апреля, когда американцы находились в 650 милях от Японии. Получив сообщение сторожевика, японцы подняли в воздух торпедоносцы и истребители. Но они не нашли авианосцы, так как ошибочно полагали, что те будут поднимать свои самолеты в пределах 200 миль от японских берегов.

С помощью радара американцы тоже обнаружили японские суда. Это был неприятный сюрприз, поскольку они не ожидали встретить вражеские сторожевики так далеко в море. Ранее, поддавшись просьбам Дулиттла, Хэлси согласился подойти к Японии на 200 миль ближе, чем было запланировано, чтобы облегчить задачу бомбардировщикам. Но теперь об этом не могло быть и речи, так как авианосцы могли оказаться под ударом японской авиации.

Авианосцы находились в 650 милях от Японии. Это значило, что, если бомбардировщики стартуют отсюда, им может не хватить топлива, чтобы долететь после атаки до Китая. Перед Хэлси стоял выбор: или прервать операцию, или поднимать самолеты раньше, чем было запланировано. Посоветовавшись с Дулиттлом, он решил провести не ночной, а дневной налет на Токио. В итоге «Хорнет» получил приказ готовить В-25 к взлету.

Подполковник ВВС США Джеймс Х. Дулиттл прикрепляет японскую медаль к бомбе перед авианалетом на Токио, апрель 1942 года

Wikimedia Commons

Рейд Дулиттла

Потратив чуть больше часа на запуск, бомбардировщики Дулиттла, несшие фугасные и зажигательные бомбы, взлетели и нанесли удар по Токио, Нагоя, Осаке и Кобэ, практически не встретив сопротивления. 13 «митчеллов» появились над Токио в полдень, застав японцев врасплох. Воздушную тревогу объявили, когда первые бомбы уже упали на город. Как оказалось, перед этим в Токио проходили учения по отражению воздушного налета. Американцы появились над городом сразу после того, как улетели японские самолеты, изображавшие вражеские. Поэтому местное население приняло настоящий налет за продолжение учений.

Как ядерная бомба помогла завершить Вторую мировую войну и не дала развязать новые

Три других «митчелла» сбросили зажигательные бомбы на Нагоя, Осаку и Кобэ. И лишь в одном случае их встретил зенитный огонь. Все намеченные цели рейда Дулиттла были военными объектами. Но, несмотря на запрет атаки гражданских объектов, несколько бомб все же разрушили здания, не подлежавшие бомбардировке.

Ни один из американских самолетов, участвовавших в операции, сбит не был. Отбомбившись, они полетели в сторону Китая. Один В-25 из-за недостатка топлива сел на советской территории, у Владивостока. Четыре «митчелла» разбились при попытке сесть на аэродром в Чучжоу, неготовый к принятию самолетов, один бомбардировщик сел на воду, а экипажи остальных выбросились на парашютах, когда кончилось горючее.

Судьба летчиков сложилась по-разному. Те, кто выбросился с парашютом, приземлялись на скалы и озера. В результате несколько человек погибли. Но большинству выживших, включая Дулиттла, повезло, так как их встретили и спасли китайцы. Еще восемь американцев попали в руки к врагу, после чего предстали перед японским трибуналом, приговорившим их к смерти. Но казнили лишь троих, а пяти летчикам высшую меру наказания заменили пожизненным заключением (один из них умер в японской тюрьме).

Любопытно, что Дулиттл был уверен: по возвращении в США его ждет суд, поскольку операцию, в результате которой были потеряны 16 машин, а ущерб противнику нанесен незначительный, успешной не назовешь. Но американское руководство считало иначе, так как новость о налете на Токио была встречена общественностью с ликованием. В результате Дулиттла повысили в звании до бригадного генерала и наградили медалью Почета. Все участвовавшие в рейде летчики, включая погибших, также были награждены.

Президент США Франклин Рузвельт награждает Джеймса Дулиттла

Wikimedia Commons

Секрет успеха

Как же случилось, что Дулиттлу удалось нанести удар по Японии безнаказанно? Причиной тому стала оригинальная задумка американцев: задействовать в операции не палубные, а береговые бомбардировщики, чей радиус действия значительно больше. Обнаружив соединение Хэлси, японцы ошибочно решили, что противник использует авианосную авиацию, имеющую небольшую дальность действия. Поэтому командование японской ПВО полагало: удара следует ждать не ранее рассвета 19 апреля, когда американские авианосцы подойдут на близкое расстояние к побережью. Иначе говоря, удар был нанесен ранее, чем его готовились отразить.

Другой ошибкой стало патрулирование воздушного пространства японскими истребителями на больших высотах – они прозевали «митчеллы», летевшие предельно низко. Попытка перехватить авианосцы Хэлси тоже была неудачна. Японский флот бросил на их поиски большие силы, включая авианосцы, возвращавшиеся из Индийского океана. Ударные группы японских ВМС так и не смогли обнаружить Хэлси, который уже шел на базу, ранее уничтожив часть встреченных японских сторожевиков.

Хотя материальный ущерб бомбежки Токио оказался небольшим, психологический эффект налета на столицу был огромен. Японские власти и военные не могли объяснить, почему проворонили эту атаку. Возникло предположение, что В-25 прилетели с острова Мидуэй – передовой военно-морской базы США в Тихом Океане. Таким образом, бомбежка Токио подстегнула японцев к нападению на эту базу, обернувшемуся для них тяжелейшими потерями. Во время сражения за Мидуэй японцы лишились нескольких авианосцев и самых опытных пилотов палубной авиации. Можно констатировать, что рейд Дулиттла стал не только местью за Перл-Харбор, но и отправной точкой для начала побед вооруженных сил США на Тихом океане, ранее терпевших от японцев поражения.

Самое читаемое
Exit mobile version