Профиль

Во славу кайзера: как потомок французских аристократов стал легендой немецкого и мирового подплава

Самым результативным подводником в мире по праву считают немца Лотара фон Арно де ла Перьера. В 1916–1918 годах, совершив 14 боевых походов, он потопил 194 судна общим тоннажем более 453,7 тыс. тонн, два военных корабля и еще семь судов повредил.

Подводная лодка U-35 перед погружением, 1917 год

©Science History Images/Vostock Photo

Французская тевтонца кровь

Лотар фон Арно де ла Перьер родился 18 марта 1886 года в городе Позен (нынешняя польская Познань). Как можно догадаться по фамилии, его род принадлежал к французской аристократии. Его предок, 26 летний офицер-артиллерист Жан-Габриэль Арно, покинул Францию в 1757 году после дуэли с одним из родственников королевского рода Бурбонов. Прусский король Фридрих II благожелательно принял беглеца-дуэлянта, определив его на службу в свою армию. Отлично проявив себя в Семилетней войне, Жан-Габриэль Арно продолжил военную карьеру и в отставку вышел в звании бригадного генерала. Он является прапрадедом легендарного кайзеровского подводника.

Лотар фон Арно де ла Перьер

Staatsbibliothek zu Berlin

Лотар фон Арно окончил военно-морское училище в 1905 году. 28 сентября следующего года был произведен в лейтенанты. Служил на линкорах и миноносцах. В 1911–1913 годах в качестве минного офицера совершил плавание в Восточную Азию на борту легкого крейсера «Эмден». В 1913–1915 годах служил в Морском штабе в Берлине. Просиживать мировую войну за письменным столом фон Арно не намеревался, тем более что его младший брат Фридрих к тому времени летал на гидросамолетах. Офицер едва не стал воздухоплавателем – подал рапорт о переводе на цеппелины (дирижабли). К его разочарованию, вакансий не нашлось. Тогда Лотар фон Арно добился перевода на курсы командиров подводных лодок,и 15 ноября 1915-го вступил в командование U-35. Субмарина находилась в адриатической базе австро-венгерского флота Пола (нынешняя Пула в Хорватии). Это был достаточно современный на тот момент боевой корабль. Вооружение состояло из четырех торпедных аппаратов калибра 550 мм (два носовых и два кормовых), боезапас торпед – 6 штук. Кроме того, имелось 88-миллиметровое орудие (в 1916 году заменено на 105-миллиметровое).

Если завтра в поход

В первый боевой поход капитан-лейтенант Лотар фон Арно де ла Перьер вышел 11 января 1916 года. Будущему подводному асу, что называется, повезло – под его началом оказался опытный, сплоченный и закаленный в успешных боевых походах экипаж. Уже 17 января была одержана первая победа – между островами Мальта и Крит остановлен и потоплен артиллерийским огнем британский пароход «Сазерленд» (Sutherland), следовавший из Индии в метрополию.

В тот же день U-35 остановила еще одно судно – «Барон Нейпир» (Baron Napier), но оно успело подать сигнал бедствия, который приняло находившееся в 8 милях вооруженное артиллерией судно «Маргит» (Margit), замаскированное под голландский пароход. Это было так называемое судно-ловушка. Английский ответ на действия немецких субмарин. Работало это так: подводники, обнаружив в открытом море «купца», да еще под нейтральным флагом, всплывали, чтобы проверить судно на предмет военной контрабанды. Потом действовали в зависимости от результатов досмотра. Если обнаруживали груз военного назначения, то судно подлежало уничтожению. Экипажу при этом, как правило, давали возможность спастись на шлюпках.

Найден немецкий крейсер, чей капитан нанес Британии унизительное поражение

«Маргит» поспешил к «Барону Нейпиру», чтобы расправиться с вражеской лодкой. Оказавшийся вроде бы случайно не в то время и не в том месте, безобидный с виду «торгаш» остановился после предупредительного выстрела с германской субмарины. Экипаж «Маргит» разыграл настоящий спектакль, якобы в панике начал спускать на воду шлюпки и занимать в них места. Однако командир U-35, заподозрив подвох, приказал погрузиться и обойти судно, чтобы осмотреть его в перископ. Не обнаружив ничего подозрительного, Арно де ла Перьер решил всплыть в полумиле от «Маргит».

На судне-ловушке сбросили маскировку с орудий и открыли огонь. К счастью для немцев, прицел был взят неверно, и снаряды легли мимо. Субмарина ушла на глубину, но тут же всплыла. Невзирая на опасность, Арно де ла Перьер дал такой приказ, чтобы спасти своего заместителя – при срочном погружении тот не успел нырнуть в люк. Офицера втащили на борт из воды, и лодка снова погрузились. Этот случай укрепил авторитет и доверие экипажа U-35 к новому командиру.

Война по правилам и без

Несмотря на урок коварства от «Маргит», Арно де ла Перьер, как и другие немецкие подводники того времени, придерживался Международной конвенции о правилах и обычаях ведения морской войны, принимая меры к спасению экипажей, прежде чем отправить суда на дно. Так продолжалось до февраля 1917 года, когда Германия объявила неограниченную подводную войну.

В следующий боевой поход U-35 вышла 20 февраля. Ее районом охоты по-прежнему было Восточное Средиземноморье. В 14 часов 26 февраля, находясь в надводном положении к юго-западу от греческого острова Китира, подводники обнаружили на горизонте большое двухтрубное судно, следовавшее в сторону Эгейского моря. Лодка погрузилась, и ее командир продолжил наблюдение через перископ. Неизвестный пароход был окрашен в защитный серый (шаровый) цвет, флаг отсутствовал. Исходя из этого, фон Арно пришел к выводу, что перед ним войсковой транспорт или вспомогательный крейсер, что позволяло вполне законно атаковать без предупреждения. С расстояния 2 тыс. метров была выпущена торпеда, точно попавшая в цель. Пароход затонул в течение 17 минут. Позже выяснилось, что это был французский вспомогательный крейсер «Прованс II» (Provence II). Огромный трансатлантический лайнер водоизмещением 13,75 тыс. тонн с началом войны был вооружен артиллерией и использовался для перевозки войск.

На борту «Прованс II» кроме 422 членов экипажа находились почти 1,7 тыс. французских солдат и офицеров 17-й колониальной дивизии и около 200 лошадей и мулов. Судно шло без охранения, так как считалось, что сильное вооружение и высокая скорость обеспечат его безопасность. Подошедшим на место катастрофы госпитальному судну и нескольким военным кораблям союзников удалось спасти, по разным данным, от 696 до 870 человек. 4 марта U-35 вернулась в Каттаро, записав на свой боевой счет кроме «Прованса II» еще три победы.

Подводники отдыхали недолго – 20 марта лодка снова вышла в море. Три дня спустя она потопила английский войсковой транспорт «Миннеаполис» (Minneapolis) водоизмещением 13,5 тыс. тонн. 4 апреля выпустила торпеду по крейсеру, но промахнулась. Через четыре дня из-за неисправности двигателей лодка вернулась в Каттаро. Ремонт затянулся до лета. Только 6 июня U-35 вышла в новый поход в западную часть Средиземного моря, из которого вернулась 3 июля. На этот раз «улов» состоял из 40 судов под английскими, французскими и итальянскими флагами общим тоннажем более 56,8 тыс. тонн. Так как большинство потопленных судов были малотоннажными, то кроме пяти торпед пришлось израсходовать более 500 артиллерийских снарядов. Попутно U-35 выполнила и дипломатическую миссию – зашла в испанский порт Картахена, доставив письмо от кайзера Вильгельма II королю Альфонсу XIII с благодарностью за помощь немецким беженцам из Камеруна в Испанской Гвинее.

4 апреля 1917 года U-35 (слева) успешно атаковала английский транспорт Parkgate (справа)

Science Photo Library/Vostock Photo

От личного рекорда к мировому

Следующий боевой поход (26 июля – 20 августа 1916 года) сделал U-35 и ее командира мировыми рекордсменами по числу побед за всю историю морских войн. Менее чем за месяц были отправлены на дно 54 транспорта общим тоннажем 92,5 тыс. тонн. Примечательно, что достижение установлено фон Арно де ла Перьером с минимальными для казны издержками. На дорогостоящих торпедах он, что называется, сэкономил, израсходовав всего четыре. Зато немцы расстреляли 900 артиллерийских снарядов, также для уничтожения судов использовались подрывные заряды.

В новый поход U-35 отправилась в середине сентября. Результат – 20 потопленных транспортов общим тоннажем 55,5 тыс. тонн, вспомогательный крейсер (14,9 тыс. тонн) и шлюп (1250 тонн). Выполнили и разведывательную миссию – 1 октября сняли с испанского парусника трех агентов, среди которых был будущий глава «Абвера» Вильгельм Канарис. Парусник ожидал прибытия лодки в бухте у Картахены, о чем стало известно французской разведке. Туда выслали судно-ловушку – вооруженный траулер и подводную лодку. Лотар фон Арно де ла Перьер, хотя и не подозревал о засаде, проявил предельную осторожность, войдя в бухту в подводном положении. Лодка всплыла у парусника буквально на пару минут, чтобы разведчики смогли перепрыгнуть на борт. Это заметили французы, но предпринять ничего не успели.

Утром следующего дня экипаж субмарины столкнулся с серьезным испытанием. К югу от Балеарских островов был обнаружен французский шлюп «Ригель». Выпущенная торпеда попала в цель, но «француз» упорно не хотел тонуть. Попытки добить его артогнем успехом не увенчались – ответная стрельба комендоров «Ригеля» снова и снова загоняла лодку под воду. Вскоре на место боя прибыли два французских сторожевика и два эсминца. Но Лотар фон Арно не желал упускать добычу. Субмарина дерзко вышла во вторую торпедную атаку и снова поразила цель. В итоге шлюп затонул, правда, через несколько часов.

Субмарина против линкора: почему 105 лет назад провалилось Ирбенская операция

Во второй половине дня 4 октября на субмарине, находившейся на подходах к Сицилийскому проливу, заметили на горизонте большое трехтрубное судно, следовавшее противолодочным зигзагом со скоростью около 18 узлов. Оно имело черный корпус, серые надстройки и трубы. Лотар фон Арно идентифицировал цель как французский вспомогательный крейсер «Галлия» (Gallia) водоизмещением без малого 15 тыс. тонн. Судно шло в Салоники, имея на борту 1650 французских и 350 сербских солдат, 350 членов экипажа, а также груз из артиллерийских орудий и боеприпасов. Когда, выполняя очередной зигзаг, «Галлия» сблизилась с подводной лодкой до 800 метров, Арно де ла Перьер, ясно увидев в перископ пушки и группы солдат, отдал приказ о торпедной атаке. Выстрелили последней торпедой, которая через 50 секунд поразила цель.

«Галлия» – огромный лайнер – затонула за 20 минут. Быстрой гибели способствовало то обстоятельство, что взрыв торпеды вызвал детонацию артиллерийских снарядов в кормовом трюме. При взрыве упала одна из мачт, порвав радиоантенны, что лишило пароход возможность подать сигнал бедствия. Множество людей так и не успели выбраться из судовых лабиринтов на верхнюю палубу. Началась паника. Находившиеся в шлюпках и на плотах люди подверглись атаке неожиданного противника – десятков оказавшихся за бортом и обезумевших мулов. Помощь пришла через 22 часа. По официальным данным, на «Галлии» погибли 553 солдата и 44 члена экипажа, однако статистика потерь неполная, поскольку не учитывает погибших сербских солдат.

В 13-й боевой поход U-35 ушла 1 января 1917 года, через 12 дней вернулась на базу, задекларировав шесть новых побед. С февраля по декабрь субмарина еще четыре раза выходила в море, записав в свой актив 56 побед, кроме того, несколько транспортов и боевых кораблей союзников после ее торпедных атак получили повреждения.

Несчастливый пятый океан

В феврале 1918 года фон Арно де ла Перьер совершил последний поход на U-35. Результат – еще семь потопленных транспортов противника. В марте фон Арно был назначен командиром новейшей крейсерской лодки U-139, на которой осенью совершил свой единственный боевой поход в Атлантику, потопив в первой половине октября три небольших торговых судна, португальский военный корабль и повредив транспорт. Продолжить наращивать боевой счет ему помешало объявленное перемирие. U-139 вернулась в Киль 14 ноября 1918-го.

После войны ас-подводник продолжил службу в ВМФ в разных должностях. 1 октября 1930 года ему присвоили звание капитана 1 ранга, а в сентябре следующего года он вышел в отставку. В 1932–1938 годах преподавал в военно-морской академии в Турции. 10 сентября 1939 года в связи с началом Второй мировой войны фон Арно де ла Перьер вернулся на службу в германский ВМФ. Вскоре ему присвоили звание контр-адмирала, а в феврале 1941-го – вице-адмирала с назначением на должность командующего южным морским театром военных действий.

Однако продолжить карьеру в гитлеровской Германии кайзеровскому «подводнику номер один» не удалось. Лотар фон Арно де ла Перьер погиб в авиакатастрофе 24 февраля 1941 года. Все-таки не зря его за четверть века до этого не отправили служить на дирижаблях. Пятый океан – воздушный – был явно не его стихией. Легенда немецкого и мирового подплава похоронен в Берлине на кладбище Инвалиденфридхоф, где покоятся многие известные немецкие военные деятели.

Самое читаемое
Exit mobile version