Профиль

Зачем американцы учатся сажать F-35A на шоссе

Самолет ВВС США F-35A

Самолет F-35 Lightning II ВВС США во время учений Baana 2024 на шоссе Хосио, Рануа, Финляндия

©U.S. Army photo by Sgt. Scyrrus Corregidor

ВВС США уже давно обеспокоены тем, что в случае войны с противником, обладающим современным автономным вооружением (например, Россией или Китаем), он сможет нанести ракетный удар по крупным американским базам в таких местах, как Япония и Гуам, или ударить на других театрах военных действий (ТВД). Серия таких атак могла бы подорвать способность США запускать и обслуживать самолеты, а превосходство в воздухе – основа всех американских военных концепций.

Несколько лет назад в ВВС США родилась концепция ACE (Agile Combat Employment, гибкое боевое применение), цель которой – предотвращение описанной выше ситуации. Военно-воздушные силы планируют распределить свои операции в пространстве по заданному региону, используя небольшие мобильные базы для рассредоточения самолетов. Из-за этого противнику придется проводить гораздо больше атак для поражения самолетов и их точек базирования, особенно при недостатке средств дистанционной разведки.

Подарок Амстердама: чем опасны переданные Киеву F-16 и как они могут использоваться

Согласно программе ACE, американские военно-воздушные силы должны создавать временные аэродромы для распределенного базирования самолетов и/или использовать существующие местные автомагистрали как взлетно-посадочные полосы (ВПП). Так, в военных документах Финляндии и других скандинавских стран – членов НАТО предусмотрена военно-гражданская интеграция, например использование шоссе в качестве ВПП для боевых самолетов.

Во время учений Baana 24, кроме F-35, отрабатывали приземления на шоссе немецкий Eurofighter Typhoon и финский учебно-тренировочный реактивный самолет Hawk.

Но это не единственный случай отработки американскими ВВС концепции гибкого боевого применения. С 2020-го Центральное командование ВВС США неоднократно сообщало о применении ACE на Ближнем Востоке, причем маневры постепенно усложнялись и включали дозаправку топливом вне баз, доставку боеприпасов на передовые позиции с помощью сторонних истребителей, маневренную переброску по воздуху, динамичное командование и контроль, а также развертывание мобильных огневых средств дальнего действия для органичной обороны передовых позиций.

Совсем недавно в таких маневрах были задействованы самолеты ВВС США, вылетающие из Европы для учений коалиции на Ближнем Востоке.

Ведется работа и на Тихоокеанском ТВД. 10 августа ВВС США завершили восьмидневные учения Bamboo Eagle 24-3, в которых приняли участие более 3000 военнослужащих и более 150 самолетов для действий в западной части Соединённых Штатов и восточной части Тихого океана. Масштабные учения сочетали тренировки по гибкому боевому применению с учениями Red Flag, призванными отточить тактические приемы ведения воздушной войны.

Гибкое боевое применение

Концепция ACE предусматривает переброску и рассредоточение небольших авиаподразделений вплоть до звеньев из двух-четырех самолетов. Для базирования такого звена подходят практически любые аэродромы и аэропорты, особенно если осуществляется переброска F-35B, способных к вертикальному взлету и посадке. Вместе со звеном боевых самолетов к месту развертывания должны прибывать транспортники с оснащением для их эксплуатации вооружением и так далее. Или создается логистическая цепочка для доставки не воздушным путем.

Зачем американцы возрождают модель истребителя времен холодной войны

Также ради обеспечения работы самолетов на временных базах создается мобильный комплект оборудования – RBCP (Regionally Based Cluster Pre-position Kit). Комплекты RBCP хранятся на базах ВВС и доставляются к местам развертывания в случае возникновения потенциальной угрозы.

Комплект обеспечения RBCP модульный и включает средства (связь, обслуживание), с помощью которых любой аэродром или площадка могут стать маленькой, но вполне полноценной авиабазой.

При рассредоточении авиационных сил и средств по разнотипным и разнесенным в пространстве площадкам усложняется проведение совместных боевых операций. «Сбор» эскадрильи для совместного выполнения боевой задачи требует непростой координации действий. Однако американцы не видят в этом проблемы, полагаясь на использование передовых информационных технологий. Эти технологии, по словам командующего Военным центром ВВС США генерал-майора Дж. Кристофера Ниеми, создают «архитектуру, позволяющую общаться с любым самолетом, любым командным пунктом, любым объектом, который задействован в этой системе, в любой точке мира в режиме реального времени».

Летчики ВВС США проводят тренировки по гибкому боевому применению (ACE), аэропорт Оскода, Мичиган, 10 августа 2022

Operation 2022/Vostock Photo

Но одной координации действий мало. Для осуществления распределенных операций, по концепции ACE, необходимо увеличить финансирование. Деньги пойдут на закупку комплектов обеспечения RBCP, подготовку потенциальных мест базирования (аренда и поддержание рабочего состояния помещений, складов, подготовка площадок для базирования самолетов, обеспечение охраны), подготовку персонала и улучшение взаимозаменяемости технических специалистов по специализациям и типам самолетов.

Зачем американскому ВМФ истребитель пятого поколения F-35C

Для доступа к территории или объектам других стран, а это не всегда члены НАТО (например, Япония, Южная Корея, Филиппины), требуется юридическое обоснование. Учитывая, что США практически всегда добиваются экстерриториальности своих военных объектов и военнослужащих в других странах, перед Госдепартаментом стоит непростая задача. Американским дипломатам необходимо получить одобрение принимающей страной доступа Пентагона ко множеству аэродромов и пунктов базирования, а также изучить возможности сотрудничества для разработки планов по задействованию гражданской инфраструктуры других стран, которую можно было бы быстро переоборудовать для оперативного использования американскими военными.

Как с этим бороться

Для противодействия программе ACE в первую очередь необходима разведка, особенно спутниковая. Нужна оперативная информация по текущей дислокации вражеской авиации на авиабазах, а получить ее не так-то просто, учитывая, что применяются штатные укрытия авиатехники. Необходим анализ потенциальных мест посадки/обслуживания самолетов и наблюдение за проводимыми там работами. Требования к длине и кривизне участка автомагистрали, профилю подстилающей поверхности известны, и по ним можно вычислить потенциальные места рассредоточения авиации, занеся их в список целей. Но с уверенностью понять, что то или иное место готовится как резервная площадка для авиации противника, можно, если будут точные данные о том, что там идет подготовка инфраструктуры. А для этого необходима аналитическая или агентурная разведка или всепогодные спутники дистанционного зондирования.

Самое читаемое
Exit mobile version