Кишинёв предложил списать долг в размере $275 млн перед компанией "Факторинг Финанс", подконтрольной "Газпрому", и еще $433 млн – перед самим "Газпромом". Взамен они обещают выплатить компенсацию за "отклонения от тарифа" в $153,57 млн и отказаться от претензий за отсутствие поставок с октября 2022 года (около $160 млн).
Согласно итогам аудиторской проверки, проведенной норвежской Wikborg Rein Advokatfirma AS и британской Forensic Risk Alliance, Кишинёв признал только $8,6 млн из $709 млн задолженности перед "Газпромом". По словам премьер-министра страны Дориана Речана, долги необоснованные и выплачивать их Молдавия не собирается.
При этом аудиторы заявили, что у "Газпрома" нет документов, подтверждающих долг в $278 млн, накопившийся с 1991 года. Более того, компания пользовалась монопольным положением в стране, покупая активы не по рыночной цене и облагая своих партнеров "необоснованно высокими штрафами за просрочку платежей", добавили аудиторы. Другим доводом аналитиков стало обесценивание молдавского лея, что привело к росту долга, а также переключение транзита газа на "Турецкий поток", из-за чего упали доходы "Молдовагаза".
При подписании нового договора в 2021 году требование погасить исторический долг было ключевым. При этом президент Молдавии Майя Санду просила Москву не настаивать на возвращении средств за топливо, которое потреблялось "в сложный экономический период". По ее словам, долги копились с 1994 года, однако их возмещения не требовали. Санду отказалась переводить деньги до того, как будет готов международный аудит.
Ранее бывший премьер Молдавии Александр Муравский заявил, что официальному Кишинёву после проведения аудита по задолженности "Молдовагаза" стоило вести переговоры с российским концерном "Газпром", а не становиться в позу. По его словам, молдавские власти предпочли выбрать путь, ориентируясь на конъюнктурные геополитические интересы.