Руководитель отдела исследований Евразии в Институте исследований внешней политики Роберт Гамильтон, который 30 лет прослужил офицером армии США, отмечает, что Западу, возможно, придется скорректировать способы мобилизации для ведения войны, а также способы производства военной техники, набора и подготовки личного состава.
"Трагическая правда в том, что сейчас, в 2024 году, мы пытаемся решить вопрос, как мобилизовать миллионы людей, чтобы потенциально бросить их в мясорубку войны, но именно туда нас загнала Россия", – заявил он.
По мнению генерала в отставке Уэсли Кларка, занимавшего пост верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, неясно, является ли спецоперация России на Украине "новой холодной войной или начинающейся горячей войной", "но это неотвратимое предупреждение НАТО, что нужно восстановить оборону". По его словам, эти усилия включают в себя воинскую повинность.
Ряд европейских стран прекратил обязательную военную службу после окончания холодной войны, но несколько стран, особенно в Скандинавии и Прибалтике, ввели ее снова в последние годы. Неявка на военную службу может повлечь за собой штрафы или даже тюремное заключение в некоторых странах.
Дебаты о воинской повинности ведутся в других европейских странах, где она в настоящее время не требуется. В Великобритании консерваторы выдвинули идею военной службы в своей злополучной предвыборной кампании.
Германия, которая с конца Второй мировой войны питает отвращение к милитаризации, впервые после холодной войны обновила свой план на случай возникновения конфликта в Европе, а министр обороны Борис Писториус в июне представил предложение о новой добровольной военной службе. "Мы должны быть готовы к войне к 2029 году", – сказал он.
По словам Шона Монагана, приглашенного научного сотрудника Программы по Европе, России и Евразии в Центре стратегических и международных исследований, поскольку в некоторых странах призыв остается непопулярной темой, НАТО с трудом достигает своей новой цели – иметь 300 тыс. военнослужащих, готовых к мобилизации в течение месяца, и еще полмиллиона человек, готовых к мобилизации в течение шести месяцев.
Ранее президент Сербии заявил, что сейчас западные страны активно готовятся к прямому военному конфликту с Россией. По его мнению, устремления Запада связаны с богатыми природными ресурсами страны, включая нефть, газ и драгоценные металлы.