Согласно документу, опубликованному на официальном портале правовой информации, владельцы интернет-ресурсов, чья аудитория выше 500 тыс. российских пользователей в сутки, с 1 января 2022 года должны будут открыть филиалы или представительства в России, либо учредить российские юридические лица. Филиалы начнут "в полном объеме представлять интересы головных компаний", отмечается в законе.
Документом также вводится комплекс мер в отношении IT-компаний, не соблюдающих эти требования, крайняя из которых – частичная или полная блокировка.
Предварительный перечень интернет-ресурсов, владельцев которых может затронуть новый закон, включает 20 платформ. В него входят соцсети (Facebook, Instagram, TikTok, Twitter), видеохостинги (YouTube, Twitch.tv), мессенджеры (WhatsApp, Telegram, Viber), поисковые системы (Google, Bing.com) и почтовый сервис Gmail, провайдеры хостинга (Amazon, Digital Ocean, Cloudflare, GoDaddy), онлайн-магазины (Aliexpress.com, Ikea.com, Iherb.com), а также интернет-энциклопедия Wikipedia.org. Cписок в дальнейшем может корректироваться.
Законопроект "О деятельности иностранных лиц в Интернете в РФ" был внесен в Госдуму в конце мая. Документ получил поддержку правительства РФ, Центробанка и Федеральной антимонопольной службы.