«Конструкторам дай задачу – нарисуют что угодно. Другой вопрос – будет ли модель рентабельной? Когда «Сухой» в начале 2000-х пытался работать по сверхзвуку, была проведена оценка рынка, и выяснилось, что во всем мире спрос составит порядка 150 экземпляров. При миллиардных затратах на разработку это слишком маленькая партия. Вообще в авиации выживают только массовые проекты. Яркий пример – наш «Суперджет». Для него рассчитали точку безубыточности – от 400 до 700 проданных самолетов. Но мы 400 не продали, и неизвестно, продадим ли когда-нибудь, поэтому вся программа пока в минусе», – сообщил эксперт.
Что же касается проектов гиперзвуковой и суборбитальной авиации, то здесь, по словам Лукашевича, вовсе отсутствуют нужные технологии. В частности глава SpaceX Илон Маск намерен построить 1000 кораблей Starship, которые будут доставлять пассажиров в любую точку Земли менее чем за час по баллистической траектории.
«У самолетов уже есть наземная инфраструктура: аэродромы, подъездные пути, все налажено, – объясняет эксперт. – Маску же помимо кораблей придется в каждом городе строить стартовый стол. Причем рядом должны быть мощности для производства и хранения жидкого метана и кислорода, на котором летает Starship. А это не то же самое, что цистерны с авиакеросином: нужна специальная техника, иначе потери при транспортировке составят до 60%. Если все это и будет построено, то явно не рядом с городом, а, к примеру, на морской платформе. И даже если вы прилетите из Нью-Йорка в Лондон за 30 минут, потом уйдет много времени, чтобы попасть в центр города».
Подробнее читайте в материале «В отпуск на ракете: есть ли будущее у гиперзвуковой авиации» 17 августа на profile.ru.