Профиль

Трутнев: разработка самолета "Байкал" на замену Ан-2 зашла в тупик

Малой авиации в России практически нет. Новый легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 "Байкал" ситуацию не исправит, потому что его "не ожидается". Об этом в среду, 14 мая 2025 года, заявил зампред правительства РФ – полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, сообщает ТАСС.

Ситуация по производству самолета

Российский самолет ЛМС-901 "Байкал" на производственном комплексе АО "Уральский завод гражданской авиации" (УЗГА)

©Донат Сорокин/ТАСС
Содержание:

Разработка нового самолета малой авиации зашла в тупик. "Самолета «Байкал» у нас не ожидается", – предупредил Трутнев на расширенном заседании комитета Госдумы по Дальнему Востоку и Арктике.

Выходом из ситуации должна стать замена двигателей на самолетах Ан-2. "Сейчас выходить из ситуации придется ремоторизацией Ан-2. 80 лет они раньше выпускались. Это, к сожалению, ситуация, которую мы имеем", – признал Трутнев.

Ситуация с разработкой "Байкала"

Полпред в ДФО пообещал вывести работу над "Байкалом" из тупика. "Мне все равно совершенно не нравится идея отказаться от разработки нового самолета и летать на тех самолетах, которые летали 60-80 лет назад", – подчеркнул Трутнев.

Зампред правительства рассказал, что встречался с рядом специалистов. Они заверили его в том, что ЛМС-901 можно доработать. По словам Трутнева, одной из главных проблем стали неверные расчеты подъемной силы крыла. Из-за них "Байкалу" нужна взлетно-посадочная полоса длиной 1,2 км. "1200 метров. Как 1200? У нас аэропортов таких почти нет. Какие 1200? Вот это завело историю, по сути дела, в тупик. А ещё раз говорю, в тупике мы находиться не будем, будем заниматься проблемой", – пообещал вице-премьер.

В Минпромторге РФ уточнили, что разработка "Байкала" продолжится, сообщает РИА Новости. "В рамках государственного контакта будут изготовлены новые и доработаны существующие опытные образцы двигателя Вк-800СМ, воздушного винта АВ-901 и самолета ЛМС-901 («Байкал»), проведены сертификационные работы, подготовлена документация с целью получения сертификатов типа, а также одобрений главного изменения по расширению области их применения", – пообещали в ведомстве.

Краткая история самолета ЛМС-901 "Байкал"

ЛМС-901 "Байкал" – самолет, который разрабатывается Уральским заводом гражданской авиации с 2019 года на замену Ан-2 в роли легкого пассажирского самолета. Это однодвигательный турбовинтовой самолет, который должен перевозить девять пассажиров на 1500 км с крейсерской скоростью до 300 км/ч. Первый полет состоялся в январе 2022 года. Начало серийного производства неоднократно переносилось, по последним данным оно запланировано на 2026 год.

В феврале 2025 года источники газеты "Коммерсантъ" в авиастроительной отрасли рассказали, что у "Байкала" в процессе испытаний выявили серьезные недостатки в конструкции. На их устранение, по их сведениям, потребуется от трех до пяти лет. "Самолет фактически нужно собирать заново", – утверждал близкий к Минпромторгу собеседник газеты. Официальных комментариев по поводу этого утверждения не было.

Ан-2 и возможность его модернизации

Сейчас основным самолетом легкой авиации (термина "малая авиация" в российском Воздушном кодексе нет) в России остается Ан-2 и его модификации. Этот однодвигательный биплан разработан еще в 1947 году в ОКБ-153 под руководством знаменитого советского авиаконструктора Олега Антонова. Он оснащен поршневым двигателем АШ-62ИР, спроектированным в 1938 году.

Ан-2 массово выпускался в СССР, Польше и КНР. Производство в СССР прекратилось в 1971 году. Может перевозить 12 пассажиров с крейсерской скоростью 180 км/ч на расстояние около 1000 км. Используется как учебный, пассажирский, транспортный, сельскохозяйственный и даже спортивный самолет, неоднократно применялся в качестве военного во множестве вооруженных конфликтов по всему миру. Может взлетать и садиться на короткие неподготовленные грунтовые площадки, работать в сложных климатических условиях и десятилетиями используется для полетов в труднодоступные районы Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Существует много программ глубокой модернизации Ан-2. Они предусматривают замену двигателя, ведущего свою родословную еще от американского Wright R-1820 Cyclone 1931 года, на современные модели, переделку фюзеляжа с использованием композитных материалов, установку нового навигационного оборудования и систем связи. Некоторые из них, например ТВС-2ДТС, достигли уровня предсерийных экземпляров. Но в массовое производство ни одна из модернизированных версий заслуженного ветерана Ан-2 пока что не запущена.

Для жителей многих населенных пунктов Урала, Сибири и Дальнего Востока малая авиация – подчас единственный способ добраться до областного центра или больницы. "Профиль" подробно разбирал, каково настоящее и есть ли будущее у этого вида транспорта.

Обновлено в 14:17 мск.

Самое читаемое
Exit mobile version